Без них не обойтись
Дмитрий Раенок
Дмитрий Раенок
начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»

Без них не обойтись

Предупреждение производственного травматизма через оценку профессиональных рисков
Структурные изменения и внедрение новых стандартов управления охраной труда в ОАО «РЖД» ставят перед компанией задачу совершенствования системы охраны труда. В частности, речь идёт о переходе от реактивной к проактивной системе управления охраной труда, то есть от реакции на случившееся и последующей компенсации потерь к предупреждению опасности. В мире такая система считается наиболее эффективной в решении вопросов охраны труда. В России эту тему обсуждают довольно давно, на государственном уровне первый стандарт появился около 10 лет назад. ОАО «РЖД» – первопроходец в работе по предупреждению производственного травматизма через оценку профессиональных рисков. Однако и у нас эта работа ещё не закончена. Решение перейти к проактивной системе управления охраной труда было принято итоговым Правлением ОАО «РЖД» ещё в конце 2012 года. В 2013 году эта работа получила практическое развитие, разработан стандарт по управлению профессиональными рисками, запущено несколько пилотных проектов по охране труда. В 2014 году была разработана методика анализа и оценки профессиональных рисков для работников, которая сейчас начинает обкатываться на полигонах. Методика охватывает довольно широкий круг вопросов, включая анализ и трудового процесса, и системы управления охраной труда.

Тем временем работа по минимизации производственного травматизма в компании ведётся постоянно. За последние 10 лет его уровень в ОАО «РЖД» снизился в три раза. В 2013 году пострадали 343 человека, в том числе 103 – с тяжёлыми последствиями и 45 – с летальным исходом. По итогам 2014 года произошло 278 случаев производственного травматизма, со снижением на 19% к уровню 2013 года, из них летальных случаев было 40 (снижение на 12%), с тяжёлыми последствиями – 74 (снижение на 29%). Тренды положительные, но они нас совершенно не удовлетворяют. Мы осознаем, что абсолютной безопасности не бывает, нам не избежать случаев производственного травматизма вообще, но смертельного травматизма быть не должно.

Сегодня есть примеры, когда на травмоопасных предприятиях 10 лет руководитель не допускает ни одного случая травматизма, а у некоторых они происходят регулярно. Этот процесс управляем. Стоит заострить внимание на том, что львиная доля, около 80%, случаев травмирования имеют организационные причины. Плохая организация работы и отсутствие должного контроля порождают со стороны исполнителей нарушения, в том числе и техники безопасности. Но не нужно стремиться обязательно найти крайнего и наказать. Репрессивный менеджмент не даст результатов. В основе любой деятельности должна быть культура безопасного труда, иначе разработанные документы обесценятся. Никакие регламенты не сделают работу человека безопасной, если он сам не отнесётся серьёзно к своей жизни и здоровью.

Сотрудник, который нарушил нормы охраны труда, – часть системы. Если есть отклонение в поведении одного из её элементов, значит несовершенна сама система. Нужно быть объективными для достижения безопасности людей. Мы ставим себе задачу – управлять именно этими организационными причинами производственного травматизма. Это управление можно разделить на несколько направлений. Первое – чёткая трактовка требований безопасности, которые должны быть вшиты в технологическую цепочку и однозначно описаны понятным языком. Второе – сотрудник, безусловно, должен знать, как действовать в любой ситуации для соблюдения этих требований. Третье – жизнь и здоровье человека являются приоритетом над любым производственным или финансовым результатом. Со стороны рядовых работников и руководителей любого уровня должно быть понимание и принятие этого постулата, записанного в политике компании. И четвёртое – это осо­знание каждым железнодорожником ответственности за свою собственную жизнь и за жизнь и здоровье своих сослуживцев и клиентов. Когда мы выполним все эти четыре задачи через разработку нормативных документов, через обучение и тренинги, а также при помощи отраслевого профсоюза, тогда у нас будет выстроена культура безопасного труда, которая сама исключит возможность каких-то нарушений.

Разработка в компании новых методик и стандартов наряду с существующей статистикой травматизма подводит нас к необходимости формирования новой глобальной формы отношения к охране труда. Начинать надо с обучения по охране труда. Один из первых этапов этой работы – улучшение качественных показателей труда руководителей и специалистов, непосредственно отвечающих за безопасность трудовой деятельности. В том числе и поэтому компания вышла с предложением провести профессиональную переподготовку этих сотрудников.

Второй факт, требующий от нас переподготовки специалистов и руководителей по охране труда, – внедрение в нашей стране профессиональных стандартов, в том числе для специалистов по охране труда. С 1 июля 2013 года были внесены изменения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, устанавливающие новые требования к руководителям и специалистам, ведающим вопросами охраны труда. Помимо изменения формулировки «инженер по охране труда» на «специалист по охране труда», изменились и требования к их профподготовке. В частности, чтобы занимать эту должность, нужно иметь высшее образование по направлению «техносферная безопасность» либо ему соответствующее. В ином случае человеку требуется дополнительное образование в области охраны труда.

Сегодня в компании трудятся порядка 4,5 тыс. специалистов и руководителей, курирующих вопросы охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Из них практически 3 тыс. человек с высшим образованием не имеют узкоспециализированной подготовки. Сейчас законодательные нормы позволяют по итогам аттестации допускать специалиста к работе, если у него нет узкопрофильного образования. Наши специалисты по охране труда прошли аттестацию установленным порядком и сейчас работают. Но в будущем эти сотрудники могут столкнуться с необходимостью решения вопроса об их соответствии квалификационным требованиям.

Пройдя дополнительное обучение, наши специалисты по охране труда будут сегодня полностью соответствовать требованию государства. В перспективе, как я вижу, эта стандартизация станет шагом к введению сертификации специалистов по охране труда. Для того чтобы заниматься обеспечением безопасности других людей, человек должен будет не только соответствовать стандарту, а ещё иметь сертификат, как в Европе. По сути, сертификатом человек подтвердит свою квалификацию, дающую право заниматься этим видом деятельности на государственном уровне.

Компанией принято решение об организации специальных курсов дополнительного профессионального обучения. Нашим департаментом совместно с Департаментом управления персоналом и Российской открытой академией транспорта была сформирована долгосрочная программа совместных действий по реализации требований единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих по направлению «техносферная безопасность». Участие академии как базовой образовательной организации среди вузов железнодорожного транспорта в области координации подготовки и переподготовки работников ОАО «РЖД» по охране труда, промышленной безопасности и экологическому контролю гарантирует необходимый уровень подготовки.

В период с 15 сентября по 12 декабря 2014 года было организовано пилотное обучение 26 руководителей и заместителей руководителей служб (отделов, секторов) охраны труда аппарата управления и некоторых филиалов ОАО «РЖД», в частности Октябрьской, Московской и Горьковской железных дорог. Это очно-заочная 250-часовая программа с применением дистанционных технологий. Очные занятия в том числе включили в себя деловые игры для закрепления усвоенного материала. Проверка знаний проходила в форме тестирования. Кроме того, обучающиеся готовили проекты, которые в дальнейшем реализуют на практике. В ходе обучения оценивались компетенции специалистов, их соответствие занимаемой должности. По окончании обучения слушатели получили диплом государственного образца о дополнительном профессиональном образовании.

В компании действует стратегия развития кадрового потенциала, которой ведает Департамент управления персоналом. Этот документ заложил основы компетентностного подхода: обучения и оценки специалистов по уровню их компетенций. В основу обучения, о котором мы ведём речь, был заложен именно этот подход. В частности, мы исходили из того, что управление профессиональными рисками невозможно без участия каждого сотрудника. 

Сегодня работник обязан участвовать в проведении специальной оценки условий труда на своём рабочем месте, он должен понимать, в каких условиях он работает, каким подвергается рискам. Чтобы это донести до каждого работника, нам нужен специально обученный персонал, компетентный не только с профессиональной, но и с личностной точки зрения.

Повторюсь, что в совокупности нам потребуется обучить порядка 3 тыс. человек. В 2015 году мы планируем обучить 200 сотрудников (10 групп по 20 человек) из числа региональных руководителей и специалистов. Чтобы обучить всех до единого, уйдёт не один год, и мы готовы к этому. По итогам обучения пилотной группы мы собрали отзывы и предложения, чтобы доработать программу и уже по усовершенствованной технологии продолжить обучение всех наших сотрудников. Мы, как и другие крупные промышленные предприятия, понимаем, что без обученного персонала, который организовывал бы охрану труда, не обойтись.

Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru