Как убедить государство
Владимир Лещишин
Владимир Лещишин
начальник Департамента ОАО «РЖД» по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти

Как убедить государство

В основе политики взаимодействия с госорганами – система убедительной аргументации
Открытое акционерное общество «РЖД» занимает уникальное место в российской экономике и системе реализации социальной политики Российского государства.

Компании приходится работать сразу в двух системах координат: в условиях жёсткого государственного регулирования и при этом в ситуации напряжённой конкуренции с альтернативными поставщиками услуг: автомобильным, авиационным и трубопроводным транспортом.

Это одновременно и осложняет, и облегчает взаимодействие компании с органами государственной власти.

С одной стороны, ОАО «РЖД» действует в рыночной среде, с другой стороны, функционирование холдинга регламентируется его положением как естественной монополии. По этой причине компании необходимо одновременно заботиться о повышении финансовой эффективности и отдачи на инвестированный капитал и при этом обеспечивать выполнение задач, поставленных государством, нередко исключающих для ОАО «РЖД» достижение положительного финансового результата.

И на этом сложности не заканчиваются. В отношениях с государством компания проявляет себя не только как объект (реформирования, регулирования, выполнения государственного заказа и т.д.), но и как субъект отношений, активно участвующий в выработке ключевых аспектов развития и структурного реформирования железнодорожного транспорта. Конечно, такая активная деятельность компании не является в полной мере самостоятельной, мы лишь раскрываем на практике те полномочия, которые нам предоставлены Правительством Российской Федерации в рамках общего курса, задаваемого руководством страны, и в целях достижения максимальной эффективности преобразований в железнодорожной отрасли.

Всё это создаёт ситуацию, при которой взаимодействие с органами государственной власти приобретает для ОАО «РЖД» первостепенное значение. 

Это касается и корректировки российского законодательства, и вопросов определения приоритетов развития транспортной инфраструктуры. По широчайшему спектру вопросов, в которых компания имеет уникальный опыт и знания, ОАО «РЖД» выступает в качестве инициатора и двигателя изменений. Мы изучаем проблемы, комплексно прорабатываем варианты их решений и с лучшими из них выходим на органы государственной власти, а затем на множестве совещаний с участием представителей государства с графиками и схемами буквально «на пальцах» объясняем ожидаемые положительные результаты в случае принятия этих решений.

Указанную работу ОАО «РЖД» приходится проводить далеко не в комплиментарной среде. Общие представления о компании как об «избыточно богатой, которая только прикрывается убыточной», свойственны не только общественности, но и отдельным представителям органов государственной власти. Такое отношение наряду с представлением о «монополистичности» компании, её «неповоротливости» эксплуатируются различными внешними заинтересованными сторонами в ущерб интересам транспортного развития России.

К сожалению, история про слона и моську здесь не работает. В нашем случае внешние заинтересованные стороны имеют выход на все уровни процесса принятия государственных решений. Более того, они постоянно осваивают новые инструменты давления на компанию, в частности в последнее время они пытаются использовать для этого столь нужные для страны институты общественного контроля.

Иногда у них это получается – некоторые из этих институтов допускают случаи сопровождения интересов внешних заинтересованных сторон в сфере деятельности ОАО «РЖД». Вместо инструментов объективного анализа проблем они превращаются в средство лоббирования частных коммерческих интересов, забывая свою изначальную цель – повышение эффективности работы железнодорожной отрасли.

Таким случаям компания противопоставляет собственную активную деятельность по выстраиванию каналов коммуникаций с внешней средой. Для этого мы пытаемся найти взаимопонимание с самими внешними заинтересованными сторонами, а также выступаем за более широкое и пропорциональное представительство общественных организаций и участников рынка в институтах общественного контроля. На самом деле железнодорожная отрасль огромна, но большинство её участников не имеют собственного голоса. В этом мы видим препятствие для дальнейшего развития отрасли.

В таких условиях при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества компания делает ставку на убеждение, вовлечение и открытость. Это три наших ключевых подхода: мы открыты для взаимодействия со всеми активными представителями внешней среды, стараемся сделать свою деятельность максимально понятной широкому кругу людей, влияющих на принятие государственных решений, вовлекаем их в решение проблем железнодорожной отрасли, а также убеждаем их в необходимости тех или иных решений. Для комплексного раскрытия этих трёх подходов в практической деятельности президентом компании В.И. Якуниным недавно была утверждена функциональная стратегия взаимодействия ОАО «РЖД» с органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества.

Суть политики убеждения – насыщение системы непосредственных контактов с внешней средой убедительной аргументацией в защиту интересов компании через все возможные каналы донесения позиции компании до лиц, принимающих решения. Убеждение осуществляется через общение не только с самими лицами, принимающими решения, но и с их окружением. Также для этого организуются специальные информационные поводы, направленные на привлечение внимания к тому или иному вопросу.

Существующая в ОАО «РЖД» система взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества как на федеральном, так и на региональном уровне способна решать задачи взаимодействия любого уровня и в целом, по данным корпоративных социальных отчётов, продемонстрировала устойчивый рост государственной бюджетной поддержки и государственных инвестиций, совершенствование системы государственного регулирования и наращивание глубины сотрудничества холдинга и органов государственной власти.

Принципиальным достижением последних двух лет в организационном развитии системы взаимодействия ОАО «РЖД» с внешней средой является обеспечение согласованной работы по воздействию на органы государственной власти с помощью инструментов GR- и PR-коммуникаций.

К первым относятся традиционные прямые инструменты взаимодействия с органами государственной власти: переговоры, переписка, участие в совместных мероприятиях. В число инструментов PR-коммуникаций включается воздействие на органы государственной власти опосредованно, через СМИ, а также общественное мнение, выражаемое в обращениях общественных организаций, бизнес-сообществ, а также в массовых общественных инициативах, таких как акция сбора подписей в поддержку пригородного пассажирского сообщения «Сохраним поезд».

При этом значительная роль отводится СМИ как ретранслятору сигналов компании, усиливающему и фокусирующему этот сигнал.

С помощью СМИ обеспечивается формирование благоприятного общественного мнения, обозначается позиция компании по отдельным вопросам, ведутся «заочные» дебаты с внешними заинтересованными сторонами. Также по этим каналам осуществляется воздействие на медийную повестку, экспертный дискурс, зондирование позиций внешних стейкхолдеров. Наконец, с помощью СМИ обеспечивается политика открытости компании.

Эффективное сочетание указанных инструментов воздействия облегчается для ОАО «РЖД» тем, что профильные подразделения компании – Департамент по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти и Департамент корпоративных коммуникаций – постоянно находятся в поле зрения президента компании В.И. Якунина и непосредственно курируются одним топ-менеджером – статс-секретарём – вице-президентом ОАО «РЖД» А.А. Мещеряковым. Ну и, конечно, помогают хорошие рабочие контакты двух департаментов – по всем вопросам мы довольно быстро находим взаимопонимание.

Ещё одним важнейшим шагом на пути повышения эффективности взаимодействия с органами власти стала централизация информационной «подпитки» со стороны ОАО «РЖД» органов государственной власти. Эта практика касается ключевых вопросов взаимодействия с органами государственной власти. Её осуществление обеспечивается благодаря личному контролю и управлению потоками информации со стороны статс-секретаря – вице-президента ОАО «РЖД» А.А. Мещерякова.

В результате по целому ряду вопросов компания имеет чёткую систему аргументации своих предложений. Кроме того, по этим проблемам исключается предоставление вовне противоречивых данных, возникающих из-за того, что какие-то подразделения компании не согласовали с другими цифры и данные, которыми они оперируют.

Только такая системная работа с органами государственной власти способна обеспечивать столь существенные для компании и страны в целом результаты, как выделение средств государственной поддержки на модернизацию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Так, в конце 2014 года Правительством Российской Федерации было принято решение об увеличении уставного капитала ОАО «РЖД» на 50 млрд руб. путём размещения привилегированных акций, которые подлежат использованию в целях модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100