Учебный план
Дмитрий Шаханов
Дмитрий Шаханов
вице-президент ОАО «РЖД»

Учебный план

Система отраслевого образования нуждается в обновлении с тем, чтобы качество подготовки кадров в большей степени соответствовало реальным требованиям бизнеса. Но при этом необходимо придерживаться взвешенного подхода
ОАО «РЖД» находится на очень важном этапе реформирования: создаётся вертикально интегрированный холдинг, соответственно, коренным образом меняется внутренняя система управления.

Одновременно с этим компания принимает активное участие в проектах государственной значимости не только в России, но и за рубежом. Всё это направлено на решение главной задачи – повышение её эффективности и конкурентоспособности как на национальном, так и на глобальном транспортно-логистическом рынке.

Ключевым условием решения поставленных задач является эффективная система подготовки и развития персонала.

При этом очевидно, что в современных условиях требования к уровню компетенции работников существенно возрастают, что является определённым вызовом для образовательных учреждений.

Новые подходы
В компании создана во многом уникальная система непрерывного образования. Её ключевой элемент – это девять специализированных университетских комплексов, сотрудничество с которыми выстроено по широкому спектру направлений: от базовой подготовки кадров до проведения научных исследований. Чтобы оценить роль этих образовательных учреждений, можно привести такие цифры: сейчас в холдинге «РЖД» работают порядка 1,2 млн человек, при этом около 8 тыс. приходят ежегодно из отраслевых высших и средних учебных заведений.

В сентябре 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Документ заложил серьёзную основу для качественно нового взаимодействия между учебными заведениями и бизнесом. В том числе это значимое событие и для системы железнодорожного образования. Очевидно, что предстоит большая совместная работа по изменению модели взаимодействия с учётом заложенных в законе подходов и принципов.

В первую очередь речь идёт о вопросах, связанных с базовой подготовкой специалистов в учреждениях высшего и среднего образования. Например, законом отменяется целевой приём по программам среднего профессионального образования. При этом на таких условиях только в 2013 году было направлено на обучение порядка 3,8 тыс. человек (для справки, всего в вузах железнодорожного транспорта обучается около 40 тыс. студентов по программам высшего и среднего профессионального образования, направленных филиалами ОАО «РЖД»).

Особенно остро, учитывая демографическую ситуацию, это затрагивает предприятия, которые находятся в отдалённых от федерального и региональных центров населённых пунктах. Прежде всего речь идёт о районах Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. У молодёжи из небольших посёлков ­Забайкалья и Дальнего Востока более ограниченные возможности для поступления на бюджетные места в техникумы, так как уровень их первоначальной подготовки ниже, чем у сверстников из крупных ­городов.

Для минимизации обозначенных рисков планируется внести коррективы к существующим подходам, направленным на привлечение выпускников сузов на работу в компанию. Во-первых, предполагается заключать договоры на целевое обучение не с абитуриентами, а со студентами. Второй момент – адресная оплата обучения для молодёжи из отдалённых регионов, тех, кто не прошёл на бюджетные места.

Глубокие знания

Вопрос качества подготовки – ключевой. И здесь основные направления работы – это внедрение в сфере транспортного образования механизма профессионально-общественной аккредитации, который может стать действенным инструментом оценки качества образовательных программ, условий преподавания и, соответственно, развития учебно-лабораторной базы.

ОАО «РЖД» активно включено в проводимую Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) работу по созданию нормативной основы для внедрения такого механизма. Общественно-государственным советом РСПП уже утверждено положение о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Кроме того, необходимо укреплять связь между компанией и преподавателями железнодорожных дисциплин, повышать их вовлечённость в процессы, которые происходят в ОАО «РЖД».

В сентябре 2013 года на базе Корпоративного университета была реализована специальная программа профессионального развития «ТОП- 100» для молодых перспективных преподавателей отраслевых вузов. Её участники смогли встретиться с руководителями ключевых департаментов, предприятий и филиалов компании, ознакомиться с передовыми технологиями, применяемыми на практике, освоить новые приёмы и методы работы. Программа показала свою эффективность, поэтому не только будет продолжена, но и расширена.

Понятно, что качество обучения зависит не только от преподавателей, но и состояния учебно-лабораторной базы. И если в отраслевых вузах она находится на приемлемом уровне, то в техникумах практически нет развития в этом направлении. ОАО «РЖД» готово оказывать активное содействие для обновления учебно-лабораторной базы, поддержания её в актуальном состоянии, в том числе передавать необходимое оборудование и образцы техники. Однако действующее налоговое законодательство практически лишает компанию такой возможности. Для системного решения вопроса в Минфин России было направлено обращение с просьбой установить льготу по налогу на прибыль на передаваемое оборудование. Но пока вопрос так и остаётся открытым.

Помимо этого, РЖД активно развивают новые формы взаимодействия с вузами, что направлено не только на повышение качества образования, но и способствует укреплению связей с реальным производством. Начиная с 2014 года акцент будет сделан на двух основных направлениях. Во-первых, речь идёт о внедрении сетевой формы реализации образовательных программ, в рамках которой вузам будет предоставляться возможность проводить часть занятий на современной базе учебных центров компании. А во-вторых, планируется создание базовых кафедр на площадке передовых предприятий РЖД. Основная цель – обеспечить постоянный доступ профессорско-преподавательского состава к новой технике и технологиям для проведения научной работы и совместных образовательных программ.

Выверенный подход
Есть и другие актуальные вопросы. Одним из них остаётся целесообразность перехода на подготовку кадров по программам прикладного бакалавриата. Пока целевое назначение таких действий не определено, то есть не ясно, заменит ли прикладной бакалавриат среднее профессиональное образование, как это отразится на программах специалитета, который для компании так важен. Другой значимый момент связан с тем, что если бакалавриат заменит среднее профобразование, то это уже будет фактически уровень вузов, предполагающий процедуру поступления после 11-го класса школы на основании результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В этом случае железнодорожное образование теряет базу выпускников девятого класса.

Поэтому при принятии окончательного решения по данному вопросу необходимо придерживаться взвешенного подхода, учитывать мнение всех заинтересованных сторон.

Также надо сказать и о другом аспекте подготовки кадров, а именно – о рабочих профессиях. Есть опасение, что преобразование профтехучилищ железнодорожного транспорта в субъектах Российской Федерации в техникумы и колледжи приведёт к дублированию работы филиалов отраслевых вузов по подготовке специалистов по программам среднего профессионального образования. При этом для РЖД важно в первую очередь, чтобы в реструктуризируемых профтехучилищах сохранилась подготовка квалифицированных рабочих по таким профессиям, как помощник машиниста, слесарь по ремонту подвижного состава, и ­целому ряду других. Поэтому с точки зрения государственного подхода важно проводить подобные преобразования только на основе согласованного мнения объединения работодателей, в данном случае Желдортранса, конкретных заказчиков по подготовке специалистов, Минобр­науки России, Минтранса России и субъектов РФ.
Задание на завтра
Сергей Кобзев, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД»,

Планы технологического и инженерного перевооружения холдинга в рамках Долгосрочной программы развития

Рубрики: От первого лица
Жажда движения
Фёдор Пехтерев, генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта», д.э.н. ,

Долгосрочная программа развития: оптимистический сценарий

Рубрики: От первого лица
Российский Маглев
Анатолий Зайцев, руководитель НОЦ инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПСа, председатель совета кластера «Российский Маглев», профессор,

Магнитно-левитационный транспорт едет в будущее

Рубрики: От первого лица
Ключ к успеху

Инновации и цифровизация как средство развития дорог

Рубрики: От первого лица
Игра на опережение
Александр Косарев, заместитель генерального директора ОАО «ВНИИЖТ»,

Цифровые технологии и скорость – залог развития РЖД

Рубрики: От первого лица

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100