Логистика для агропродукции

Логистика для агропродукции

На повестке – развитие разветвлённой экспортной сети
В прошлом году экспорт российского продовольствия, несмотря на санкционные ограничения, в денежном эквиваленте составил более $45 млрд. По данным Минсельхоза России, эта цифра на $3,3 млрд больше, чем годом ранее. Сегодня РФ поставляет продукцию АПК в 150 стран мира. В прошлом году 87% экспорта продукции пришлось на дружественные страны. В частности, экспорт в Китай увеличился на 58%, в Египет – на 19%, в Индию – на 56%.

За последние пять лет агроэкспорт из стран ЕАЭС увеличился более чем в два раза. По отдельным видам сельхозпродукции государства ЕАЭС занимают лидирующие позиции на мировом рынке и обладают значительным экспортным потенциалом в части наращивания и диверсификации поставок сельскохозяйственных товаров на рынки третьих стран. На заседании коллегии Евразийской экономической комиссии 27 июня 2023 года принята рекомендация «О повышении экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции и продовольствия государств – членов ЕАЭС», что позволит ещё нарастить поставки агропродукции.

В условиях жёстких ограничений, пожалуй, одной из важнейших задач государства является обеспечение населения продовольствием и создание коридоров беспрепятственного экспорта излишков отечественной сельхозпродукции за рубеж.
«Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить увеличение объёмов продукции аграрного комплекса как для компенсации его дефицита, связанного с сокращением импортных поставок в период продуктового эмбарго, так и для реализации экспортно ориентированной стратегии государства», – считает генеральный директор Управляющей дирекции проекта «Евразийский агроэкспресс» – АНО «Евразийская агрологистика», д.т.н., действительный член Российской академии транспорта Алевтина Кириллова.


Координировать поставки

Именно с целью обеспечения непрерывности поставок продовольствия инициирован интеграционный проект «Евразийский агроэкспресс» на маршрутах евразийских транспортных коридоров и маршрутах сопредельных стран ЕАЭС. Этот проект с участием ОАО «РЖД» и Российского экспортного центра стартовал в 2019 году. Он направлен на развитие экспорта сельхозпродукции российских агропромышленных товаропроизводителей и производителей государств – членов ЕАЭС в Китай, страны Юго-Восточной и Центральной Азии, по маршрутам коридора Север – Юг – в Иран, страны Персидского залива, Индию, с использованием современных логистических технологий, цифровизации и прослеживаемости грузов в пути. В течение 2021–2023 годов к проекту присоединились Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Иран.

Распоряжением № 3 Евразийского межправительственного совета от 25 февраля 2022 года, подписанным руководителями всех государств – участников ЕАЭС, проект приобрёл евразийский статус. Функции координатора проекта возложены на специально созданную дирекцию проекта АНО «Евразийская агрологистика».

Совместно с органами исполнительной власти Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) определены участники проекта на уровне транспортно-логистических центров и логистических операторов; в ЕЭК сформирована рабочая группа проекта под председательством члена коллегии (министра) по торговле ЕЭК Андрея Слепнева. Кроме того, рассчитаны потенциалы грузовой базы и точки консолидации продукции с точки зрения её востребованности и конкурентных возможностей на международных рынках, спланирована структура органов управления проектом.

По итогам 2023 года «Евразийский агроэкспресс» увеличил экспортные поставки высокомаржинального продовольствия на 6%.

На сегодняшний день в проекте участвуют: АО «РЖД Логистика»; АО «Славтранс-Сервис» – крупный агрологистический комплекс и оптово-распределительный центр в Московской области (станция Селятино); АО «КТЖ Экспресс» – ведущий оператор мультимодальных грузоперевозок Республики Казахстан; ГП «НК «Кыргыз темир жолу» – национальный железнодорожный оператор Республики Киргизия; международные транспортно-логистические компании «ТрансВектор» и «ТрансАзия Логистик» и другие.

Преимущественно в рамках проекта используется железнодорожное и автомобильное сообщение. Также есть логистические решения с использованием морской составляющей, в том числе по Каспию. Такие комплексные решения помогают организовывать транспортировку агропродукции в Иран, Индию и в другие южные регионы. В 2022 году администрации четырёх железных дорог – Беларуси, России, Азербайджана и Ирана – согласовали сквозную тарифную ставку по западной ветке МТК Север – Юг.

ЕАК и созданная при ней рабочая группа по содействию в реализации данного проекта играют огромную роль в развитии «Евразийского агроэкспресса».

В задачи рабочей группы входит разработка плана мероприятий, направленных на увеличение взаимных поставок и экспорта сельхозпродукции и продовольствия государств – членов ЕАЭС (масложировой, молочной, мясной, плодоовощной, готовой пищевой и прочей продукции), оказание содействия реализации продовольствия и снятие барьеров для доступа экспортёров продукции АПК на зарубежные рынки.

По словам Алевтины Кирилловой, на ежеквартальных заседаниях выступают представители уполномоченных министерств и ведомств стран ЕАЭС и стран, заинтересованных в развитии «Агроэкспрессов», обсуждаются планы и инициативы по дальнейшему развитию проекта.
«Строительство агрологистической инфраструктуры, точек консолидации грузов для формирования ускоренных контейнерных поездов – ключевой момент развития и успеха всего проекта «Евразийский агроэкспресс», – считает Алевтина Кириллова.

В настоящее время предусматривается создание сети агрохабов и оптово-распределительных центров в России, в странах ЕАЭС и на протяжении всех маршрутов коридоров Восток – Запад и Север – Юг с увязкой их в единую распределительную сеть, включая создание цифровой экосистемы агрологистики.

Цель создания подобных агрохабов – консолидация товарных потоков малых и средних предприятий, неспособных самостоятельно продавать продукцию в больших объёмах, какие потребляет, например, Китай, страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Эти новые агрохабы и агрокластеры, в строительстве которых заинтересованы владельцы активов в регионах, имеют ряд уникальных особенностей: например, холодильные камеры с регулируемой газовой средой, цифровая система мониторинга и учёта. «Это особенно важно для плодоовощной продукции, которая с полей доставляется сначала в хранилище, там охлаждается, сортируется, пакетируется и готовится для реализации конечным потребителям», – уточняет Алевтина Кириллова.

Сейчас в стадии проектирования находится агрологистический терминал в Уфе; на очереди – Казань, Оренбург, Ставрополь; в странах ЕАЭС – в Алматы, Бишкеке. Прорабатываются точки локации агротерминалов в Иране, достигнуты предварительные договорённости о возможности проектирования агрологистического терминала на территории белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень».

В настоящее время ключевой логистический партнёр проекта «Евразийский агроэкспресс» от российской стороны – АО «РЖД Логистика». Логистическая экосистема дочерней компании ОАО «РЖД» расположена во всех регионах России, а также в странах прохождения маршрутов «Агроэкспресса». С участием компании сформирована карта евро-азиатских транспортных коридоров, которые являются наиболее перспективными для контейнеризации и в первую очередь – для экспорта и встречного импорта аграрных грузов и продовольствия. Для реализации задач проекта «РЖД Логистика» нарастила парк автономных рефрижераторных контейнеров и автотранспорта для конечной доставки продовольствия до склада заказчика.

Сергей Волков

Взошла «Аврора»

Пассажирам стала доступна PWA-версия портала РЖД

Рубрики: Сервис

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры
Логан Дэйв, Кинг Джон
«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
Делай как коуч
Ольга Рыбина, Юрий Мурадян
«Делай как коуч». Издательство «Академия «Пять призм» 2023 год
Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru