Детище Саввы Мамонтова

Детище Саввы Мамонтова

Савёловский – вокзал ближнего следования
В марте отметил очередную некруглую дату один из десяти московских железнодорожных вокзалов – Савёловский.
«Новое здание вокзала и весь станционный двор с утра были убраны флагами и гирляндами зелени, в которых утопал главный подъезд, – писал 122 года назад «Московский листок». – Около 12 часов дня прибыл служебный поезд от Ярославского вокзала с начальствующими лицами и приглашёнными представителями от других железных дорог. Торжество началось совершённым в зале III класса пред святынями из местного храма молебствием. По окончании молебствия и окропления здания святой водою все присутствующие были приглашены в зал I класса, где было подано шампанское».

Долгое время (более века), пока не открыли в 2021 году Восточный вокзал, Савёловский оставался самым молодым вокзалом столицы. И до конца 80-х годов ХХ века это был единственный вокзал Москвы, рядом с которым не было станции метро.

Отсюда отправляются только пригородные поезда. Да и протяжённость самой Савёловской линии весьма скромная – около 130 км. Соответственно, пассажиропоток в сравнении с другими вокзалами невелик – чуть больше 1,5 млн человек в год.

Идея строительства этого транспортного узла появилась в самом конце XIX века и принадлежала знаменитому российскому предпринимателю и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. После смерти отца, Ивана Фёдоровича Мамонтова, он унаследовал в 1869 году контрольный пакет акций Московско-Троицкой железной дороги. В скором времени вошёл в состав правления акционерного общества, а с 1872 года, когда Савве Ивановичу едва исполнилось 30 лет, стал его директором. Под руководством молодого амбициозного директора АО постепенно стало одной из самых крупных в России частных компаний. Ему принадлежали железные дороги, связавшие Москву с Верхним Поволжьем, а чуть позже с Вологдой и Архангельском. Акционерное общество сменило наименование и называлось Московско-Ярославско-Архангельским. Кроме того, именно оно в рекордные сроки осуществило весьма успешный проект строительства Донецкой каменноугольной железной дороги, в рентабельности которой изначально многие сомневались. Однако эта дорога себя окупила и скоро стала прибыльной, что укрепило доверие акционеров и к самому Мамонтову, и к возглавляемой им транспортно-строительной фирме.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда в 1897 году АО представило проект строительства дороги от Москвы до села Савёлово, довольно быстро было получено положительное заключение от Министерства путей сообщения, высочайшее одобрение императора. Начались проектно-изыскательские работы, а потом и прокладка самой трассы.

Строительство дороги началось одновременно с двух сторон будущей железнодорожной трассы – из села Савёлово и со стороны Москвы. При этом использовались рельсы только отечественных заводов – Путиловского, Южно-Днепровского и Брянского. Изначально планировалось открыть движение в 1899 году. В сутки по однопутной дороге должны были проходить два пассажирских состава и пять товарных со средней скоростью 20 вёрст в час (примерно 21 км/ч). Главным управляющим строительством был назначен инженер-путеец К.А. Савицкий.

Место для нового вокзала было выбрано за пределами тогдашней городской черты, с внешней стороны Бутырского Вала, у Бутырской Заставы. Поэтому первые 10 лет своего существования он назывался Бутырским, а Савёловским стал только в 1912 году. Первоначально планировалось, что небольшое село Савёлово станет лишь промежуточным пунктом, а дорога будет продлена до гораздо более крупных городов – Калязина, Углича и Рыбинска. Однако этот план так и не был претворён в жизнь, в том числе и по весьма драматичным причинам.

Дело в том, что в какой-то момент акционерное общество, осуществлявшее одновременно несколько крупных проектов, не смогло расплатиться со своими кредиторами. Не зря не только недоброжелатели, но и симпатизировавшие Мамонтову современники отмечали, что его предпринимательская смелость часто граничила с авантюризмом. До определённого момента ему очень везло в делах, и риск себя оправдывал, но не в этот раз. Была инициирована независимая проверка, выявившая многочисленные финансовые нарушения в возглавляемой им компании. В итоге против Саввы Ивановича Мамонтова как главы предприятия с единоличным решающим правом голоса было возбуждено уголовное дело о растрате, ставшее одним из самых громких судебных процессов в России конца ХIХ века, а сам он провёл полгода в тюрьме. На суде, состоявшемся в 1900 году, его блестяще защищал прославленный российский адвокат Фёдор Никифорович Плевако. В результате уголовные обвинения с Мамонтова были сняты. Однако ему были предъявлены гражданские иски, выплаты по которым практически разорили предпринимателя, а возглавляемое им много лет АО, его активы и имущество перешли в собственность государства. Незаконченные на тот момент проекты завершались уже под контролем правительственной комиссии, назначенной управлять акционерным обществом.

Среди этих проектов оказались и недостроенная Савёловская дорога, и вокзал. Хоть и со значительной задержкой, но строительство вокзала в начале 1902 года было завершено. В марте состоялось освящение здания вокзала и символическое торжественное открытие движения по новой дороге. Фактически же эксплуатация дороги была начата ещё до окончания строительства вокзала. Но тогда поезда следовали с Ярославского вокзала через специальное путевое соединение, известное как Бескудниковская ветка. Это было крайне неудобно, так как пассажирам приходилось пересаживаться на станции Пост 10-й версты в вагоны Савёловской линии. Интересно, что Московская городская дума, дав после многочисленных проволочек разрешение на строительство вокзала и понимая, что близость нового транспортного узла приведёт к  развитию всего близлежащего района, в 1900 году особым постановлением включила вокзал и его окрестности в городскую черту. Таким образом, благодаря строительству Савёловского (тогда Бутырского) вокзала местность за Бутырской Заставой вошла в состав Москвы, там развернулось жилищное и промышленное строительство.

Здание вокзала, возведённое по проекту архитектора А.С. Сумарокова в актуальном в тот период эклектичном стиле, первоначально было одноэтажным. Лишь его центральная часть, где располагались служебные квартиры, имела второй этаж. До сегодняшнего дня в первозданном виде дошла только ровесница вокзала – 30-метровая водонапорная башня – обязательный атрибут любого железнодорожного узла, обслуживавшего локомотивы на паровой тяге.

Долгие годы на вокзале проводился только частичный косметический ремонт. Здание и оборудование постепенно ветшали и уже не справлялись с возросшей нагрузкой. Само основное здание и платформы были значительно перестроены в ходе реконструкции, проходившей с 1987 по 1992 год по проекту и под руководством архитектора Я.В. Шамрая. В результате проведённых работ общая площадь вокзала была увеличена более чем в 2,5 раза. Кроме того, непосредственно рядом со зданием вокзала в 1988 году была построена одноимённая станция метрополитена, ставшая частью строившейся в то время Серпуховско-Тимирязевской линии. Ещё больше значение Савёловского вокзала выросло в 2005 году, когда с него стали ходить аэроэкспрессы до аэропорта Шереметьево. С 2015 года аэроэкспрессы ходят с Белорусского вокзала, делая на Савёловском остановку.

В 2019 году, когда была запущена линия МЦД‑1, Савёловский вокзал стал одним из ключевых стыковочных пунктов этой транспортной артерии. Наконец, в 2023 году было полностью открыто движение по БКЛ Московского метрополитена и «Савёловская» стала одной из станций Большого кольца.

Отметился Савёловский вокзал и в литературе. Авторы «Гудка» Ильф и Петров в своём романе «12 стульев» писали: «Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савёловский. Это башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, рабочие Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебниково. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большое расстояние по этой линии – сто тридцать верст».

Ещё – не столько о самом вокзале, сколько о конечной его точке, посёлке Савёлово и Кимрах, – читаем в «Первой книге» Надежды Мандельштам. Именно Савёлово в 1937 стало ненадолго вынужденным местом жительства для них с Осипом Эмильевичем, когда ему было предписано выехать из Москвы. Именно там, в Савёлово, был написан последний цикл стихов великого поэта.

Но, возможно, литературная и кинематографическая слава Савёловского вокзала ещё впереди?

Дмитрий Пучков
В начале славных дел

Как в России зарождалось профессиональное образование железнодорожников

Рубрики: История
Хранить вечно

Сохранить прошлое, чтобы обеспечить будущее

Рубрики: История
Подданные России

Людвиг и Александр Штиглицы служили новому Отечеству верой и правдой

Рубрики: История
Строительство Варшавско-Венской дороги стало пробным шаром

Вопрос о концессиях в Российской империи был решён в середине 1860-х годов

Рубрики: История
Без году министр

Алексей Бакулин успел сделать многое для советских железнодорожников

Рубрики: История

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru