Вечная молодость рельсовых строк

Вечная молодость рельсовых строк

Как железные дороги вдохновляют композиторов и поэтов
Каждый, кому довелось отправляться в путь на поезде, замечал, что стук колёс на стыках, гудки встречных составов, звуки в вагоне складываются в некую мелодию. Вероятно, именно этот ритм вдохновляет композиторов на создание музыки путешествий.

Как известно, первая пассажирская железная дорога в России была открыта 30 октября 1837 года. Она связала Санкт-Петербург с ближайшими пригородами – Царским Селом, а чуть позже, с 22 мая 1838 года, с Павловском. Общая длина этой дороги всего лишь 27 км, но событие воспринималось как настоящая сенсация.


И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле













Насколько ярким и важным явлением общественной жизни стало появление первой железной дороги, можно судить хотя бы по тому, какое влияние оно оказало на отечественную культуру. Так, летом 1840 года уже широко известный и признанный русский композитор Михаил Иванович Глинка создаёт вокальный цикл «Прощание с Петербургом» из 12 романсов на слова поэта Нестора Васильевича Кукольника. Один из них – романс «Попутная песня» – напрямую связан с железной дорогой. Надо заметить, что Глинка не был в своём творчестве «публицистом», он практически никогда не откликался на современные события общественной жизни, предпочитая опираться на исторический или литературный материал. Таким образом, «Попутная песня» является едва ли не единственным исключением из этого правила.

Романс этот очень необычен по своей структуре – в нём композитор использует два контрастных параллельных и равнозначных ритмических и мелодических рисунка, подкреплённых текстом. Во-первых, это впечатление «публики», присутствующей на вокзале перед отправлением поезда, во-вторых, переживания лирического героя, связанные с поездкой, волнение перед предстоящей возможной или даже неизбежной, желанной и одновременно пугающей встречей. Романс сразу же стал очень популярным. Несмотря на практически 200-летний возраст, он не стал архаичным и воспринимается как очень актуальное произведение. Единственный и безусловный анахронизм в тексте романса – это употребление слова «пароход» вместо «паровоз». Но уж таковы были тогда нормы языка, эти слова были полноправными синонимами.


Музыка на вокзалах

Прошло очень короткое по историческим меркам время – и железные дороги стали неотъемлемой частью жизни России. А вокзалы стали не только транспортными, но и культурными, общественными объектами. Так, например, с момента открытия Павловский вокзал был практически одной из главных музыкальных площадок Российской империи. О популярности и необычайной престижности этого места как концертной площадки свидетельствует тот факт, что главным дирижёром Летних музыкальных сезонов Павловского вокзала с 1856 по 1860 год был уже тогда всемирно известный австрийский композитор, король вальса Иоганн Штраус-младший.

В разные годы на Павловском вокзале выступали с сольными концертами и отдельными номерами композитор и пианист Ференц Лист, знаменитый певец Фёдор Шаляпин, необычайно популярная певица Анастасия Вяльцева, другие исполнители, хоры и камерные вокальные коллективы, военные и академические ансамбли и оркестры.

Прочно ассоциируется с железнодорожной тематикой, а точнее с отправкой воинских составов на фронт, знаменитый марш «Прощание славянки». Написанный в 1912 году штабс-трубачом 7-го Тамбовского запасного кавалерийского полка Василием Ивановичем Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны 1912–1913 годов, этот марш стал особенно популярен в Первую мировую войну. Изначально текста на эту музыку не предполагалось, он имел только инструментальную версию. Однако с началом Великой Отечественной войны произведение обрело второе дыхание. На эту мелодию неоднократно писались тексты. А созданный в 1967 году Аркадием Федотовым текст напрямую связан именно с железнодорожной тематикой.
Этот марш не смолкал на перронах,
Когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.
Он Москву отстоял в сорок первом,
В сорок пятом – шагал на Берлин,
Он с солдатом прошёл до Победы
По дорогам нелёгких годин.
Романтикам в дорогу


Во времена оттепели на эстраде стали появляться лирические песни, начиналась эпоха расцвета бардовской песни. Их отличал дух романтизма, жажда путешествий и настоящих чувств. Так появились песни «На разъезде» (Михаил Мишунов, слова Леонида Дербенёва и Игоря Морозова), «Прощай» (Вячеслав Добрынин, слова Леонида Дербенёва), «Красная стрела» (Алексей Мажуков, слова Николая Зиновьева). Песни о жизенных странствиях Юрия Кукина, Юрия Визбора, Леонида Сергеева, Александра Суханова.
Поезд, длинный смешной чудак,
Знак рисуя, твердит вопрос:
«Что же, что же не так, не так,
Что же не удалось?»
А поезд, длинный смешной чудак,
Изгибаясь, твердит вопрос:
«Это же, это же не так, не так,
Это же не удалось?»

(Ю. Кукин)


Песни о БАМе

Особая страница музыкальной летописи отечественных железных дорог – это десятилетие с 1974 по 1984 год, время строительства Байкало-Амурской магистрали. Не было практически ни одного популярного эстрадного исполнителя и ВИА, в репертуаре которых не было бы песни о БАМе и молодых строителях магистрали. Тут можно вспомнить «БАМовский вальс» и «Тында – крайняя точка Москвы» композитора Серафима Туликова на слова Михаила Пляцковского, «Строим БАМ» («Веселей, ребята, выпало нам...») Виталия Петрова на слова Зиновия Бинкина, «Дорога железная» Владимира Шаинского и Михаила Пляцковского, «До отправленья поезда» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова.

В новом времени будут новые песни о железной дороге, например о её новых скоростях, которые сократят дорогу из Петербурга в Москву до двух часов.

Дмитрий Пучков
У Курского вокзала

Точка на карте Москвы

Рубрики: История
Первопроходцы БАМа

Стартовали с Ярославского вокзала 27 апреля 1974 года

Рубрики: История
Детище Саввы Мамонтова

Савёловский – вокзал ближнего следования

Рубрики: История
В начале славных дел

Как в России зарождалось профессиональное образование железнодорожников

Рубрики: История
Хранить вечно

Сохранить прошлое, чтобы обеспечить будущее

Рубрики: История

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Не сходите с ума на работе, или Как создать спокойную компанию
Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон
«Не сходите с ума на работе, или Как создать спокойную компанию». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2019 год
Траблшутинг. Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны
Сергей Фаер
«Траблшутинг. Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны». Издательство «Альпина Паблишер» 2018 год
Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры
Логан Дэйв, Кинг Джон
«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru