Решать задачи вместе

Решать задачи вместе

Законодатели высказались о развитии нормативной базы по транспорту
На заседании в Государственной думе 13 марта, в ходе проведения «правительственного часа», генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров ответил на вопросы депутатов и поддержал их инициативы, направленные на изменения в законодательстве, которые могут положительно сказаться на развитии холдинга, отрасли и экономики страны в целом.


Учтённые пожелания

Председатель комитета Госдумы по контролю Олег Морозов напомнил, что в начале марта в Центре управления ОАО «РЖД» состоялось выездное совместное заседание с комитетом по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. «Это очень эффективная форма погружения в профессиональные тонкости работы отрасли и зримое отражение её успехов и проблем», – отметил он.







По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, регулярные встречи руководства компании с различными органами власти логичны, так как от деятельности ОАО «РЖД» зависит функционирование экономики, обеспечение мобильности населения, экспорт многих товаров, так что знать, какое положение дел в компании, необходимо. Это помогает оперативно принять меры регулирования, оказать компании поддержку, если это необходимо, согласовать планы её дальнейшего развития.

Депутаты нынешнего созыва в последнее время приняли целый ряд важных законов, которые касаются железнодорожных перевозок. В частности, продлили действие нулевой ставки НДС на услуги по перевозке пассажиров в поездах пригородного сообщения на ближайшие 10 лет – до 31 декабря 2034 года включительно, приняли закон о бесплатном проезде в электричках для детей от 5 до 7 лет. Также закрепили на законодательном уровне, что работникам железнодорожного транспорта, выполняющим аварийно-восстановительные работы или ликвидирующим последствия чрезвычайных ситуаций, должно предоставляться бесплатное питание.

Также был принят закон, предусматривающий дополнительные медицинские осмотры работников железнодорожного транспорта. По словам Олега Белозёрова, нормы нового закона о медицинских осмотрах позволили сделать качественный шаг в применении современных телемедицинских технологий. За прошлый год с их применением на удалённых станциях в Сибири и на Дальнем Востоке проведено около 900 тыс. обязательных медосмотров работников специального подвижного состава.
«В этом году внедряем технологию для других категорий работников», – уточнил он.

Кроме того, принятые законы восстановили порядок и периодичность обследования железнодорожных мостов и тоннелей и внесли на рассмотрение законопроект о железнодорожном туризме. В частности, в нём прописано, что такое туристический поезд и каков механизм его обслуживания. Это необходимая мера для устранения существующего правового пробела в законодательном регулировании туристических поездок по железной дороге.


Конструктивный диалог

В ходе диалога руководства ОАО «РЖД» и законодателей на Охотном Ряду парламентарии получили развёрнутые ответы на свои вопросы и выслушали предложения. Вопросы касались подготовки кадров, обновления пассажирского подвижного состава, проектирования инфраструктуры при строительстве ВСМ Москва – Санкт-Петербург, повышения заработных плат, организации и формирования инфраструктуры безбарьерной среды для групп маломобильных граждан. Были подняты и такие проблемы, для решения которых необходимо внести изменения в действующее законодательство или даже принять новые законы.


Усиление ответственности

Так, например, представитель фракции «Справедливая Россия – За правду» Олег Шилов поинтересовался у главы холдинга «РЖД», чем депутаты могут помочь холдингу, чтобы сократить время оборота вагонов на сети.

По словам Олега Белозёрова, на сети грузоотправители часто неэффективно резервируют (завышают. – Ред.) провозные мощности. Для исправления этой ситуации ОАО «РЖД» выступает с инициативой внесения изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» в части размера ответственности грузоотправителя за невыполнение заявки на перевозку грузов, который не менялся уже на протяжении 26 лет. Сейчас ответственность грузоотправителя за каждую недогруженную тонну груза составляет всего 10 руб. В холдинге считают, что размер ответственности должен носить заградительный характер.

Депутат от партии ЛДПР Ярослав Нилов выступил с инициативой повысить административную ответственность для автомобилистов, нарушающих ПДД на железнодорожных переездах.

Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев отметил негативную тенденцию увеличения таких нарушений со стороны автолюбителей. Он поддержал инициативу законодателя и уточнил, что необходимо не только повысить административную ответственность, но и предусмотреть уголовную ответственность за данные нарушения. «На безопасность переездов за последние четыре года ОАО «РЖД» потратило около 8 млрд руб.», – сообщил он, отвечая на вопрос депутата.

После начала СВО участились случаи диверсий на сети ОАО «РЖД». По словам депутата Яны Лантратовой, «Справедливая Россия – За правду» уже внесла законопроект с инициативой об ужесточении ответственности за повреждение транспортных средств и путей сообщения, если это деяние было совершено по заказу иностранного государства. На данный законопроект уже получен положительный отзыв Верховного суда РФ.
«Крайне важное направление, и мы полностью поддерживаем инициативу – наказание нужно ужесточить. Это не обычное деяние, а деяние, связанное с побуждением иностранных государств повлиять на безопасность движения в таком важнейшем направлении – перевозка пассажиров и грузов в России. Ввести новый терминологический аппарат и ввести жёсткую ответственность от 10 до 20 лет уголовного наказания за такое деяние», – сказал Олег Белозёров.


Экологический аспект

Член комитета по экологии Евгений Марков поинтересовался, какими законодательными инструментами владеет холдинг для упреждения возникновения последствий неблагоприятных природных явлений, учитывая действующие ограничения на территории природоохранных зон.

Олег Белозёров отметил, что сегодня необходимо рассмотреть законопроект о внесении соответствующих изменений в статью 251-ФЗ «Об охране озера Байкал» и в статью 11-ФЗ «Об экологической экспертизе», которые дадут доступ и позволят своевременно выполнять работы для предотвращения негативных ситуаций в природоохраняемых зонах. «Иногда ограничения законодательства, даже в рамках ЧС, не позволяют оперативно устранить их последствия», – рассказал глава ОАО «РЖД».


Играть вдолгую

Встреча прошла продуктивно, но большинство вопросов относятся к краткосрочному планированию, считает президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. «С учётом разработки планов со стороны президента, со стороны правительства, возложенных на РЖД и Минтранс, депутатам следовало бы задавать более глубокие вопросы, учитывая, что нормативный срок разработки законопроектов занимает около года, а иногда и более. Есть вопросы, которые требуют сегодня оперативного рассмотрения и глобального планирования. Надо думать, какие объекты инфраструктуры и какие документы необходимо подготовить для реализации этих целей», – говорит эксперт.


Докапитализировать компанию

В заключительной части «правительственного часа» представители партий дали оценку работы холдинга и выступили с инициативами и предложениями.

Так, председатель комитета ГД по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (КПРФ) предоложил государству взять на себя ведущую роль в докапитализации холдинга. По его мнению, источником могут стать средства ФНБ и замороженные активы нерезидентов. Также ОАО «РЖД» можно было бы придать статус госкорпорации, считает он.

Депутат также высказался за использование современных цифровых технологий для оптимизации перевозок на основе межотраслевых балансовых расчётов. «Это даст возможность долгосрочного государственного планирования и повысит эффективность производственной и финансовой деятельности как самой железнодорожной отрасли, так и всей экономики страны, что позволит установить экономически обоснованную систему тарифов на грузоперевозки», – отметил Гаврилов.


Регулирование цен

Заместитель председателя думского комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Юрий Григорьев («Справедливая Россия – За правду») предложил установить ценообразование на услуги операторов железнодорожного транспорта.

По мнению эксперта Дмитрия Баранова, единая система ценообразования на услуги операторов железнодорожного транспорта повысит прозрачность перевозок, укрепит отношения между участниками отрасли и потребителями, улучшит регулирование этой сферы. Также единая система ценообразования лучше поможет клиентам определяться с тем, к кому из участников обратиться за услугами по перевозке, повысит конкуренцию в отрасли.


Разграничить полномочия

Член комитета по промышленности и торговле Владимир Плякин («Новые люди») обратил внимание на проблему строительства новых пешеходных переходов и транспортных переездов железных дорог вблизи строящихся районов. «Однако из-за строгих разграничений финансирования строительства переходов, пешеходных тоннелей и переездов решение вопроса откладывается и затягивается. Мы считаем необходимым организовать работу по подготовке проекта федерального закона, предполагающего разграничение ответственности РЖД, органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления в этом вопросе», – предложил депутат.

Он также обратил внимание на тему законодательного регулирования защиты инвестиций как перевозчика, так и грузоотправителя. «Необходимо возобновить работу по введению соответствующих законодательных норм с учётом принципов «вези или плати» (ship or pay)», – пояснил он.

Вопрос о технологии использования ship or pay возникает при ярко выраженном дефиците инфраструктуры, поясняет Павел Иванкин. В любом случае есть грузоотправители, которые заинтересованы в заключении таких договоров, а с другой стороны, такая технология позволит получить им какие-то приоритеты при организации перевозки грузов.


Поддержать в вопросах обеспечения безопасности

Первый заместитель председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой (ЛДПР) сказал, что пришло время поддержать ОАО «РЖД» и предложить правительству создать госпрограмму по транспортной безопасности.

Компенсация расходов компании на безопасность будет способствовать укреплению её финансового состояния, улучшит её инвестиционную привлекательность, положительном образом скажется на перевозках людей и грузов, обеспечит их сохранность, особенно при взаимодействии железной дороги с другими видами транспорта, комментирует предложение Дмитрий Баранов.

Владимир Плякин также считает необходимым разделение железнодорожной инфраструктуры на пассажирскую и грузовую.

Именно такие вопросы и их решение хотел бы услышать в ходе «правительственного часа» Павел Иванкин. «Это долгосрочная работа с нормативными актами, которые в будущем позволили бы РЖД заниматься реорганизацией управления движением поездов. Понять, как сегодня разграничивать пассажирское и грузовое сообщение, достаточно ли нам сегодня нормативных актов РЖД, Минтранса или нам нужны более высокоуровневые документы», – рассказал он «Пульту управления».


Развитие пригородного сообщения

Заместитель председателя комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Анатолий Лесун («Единая Россия») обратил внимание на пригородные перевозки, которые требуют дополнительного развития. «Требуется федеральная программа и поддержка правительства по развитию программы «Мобильный город», – уточнил он.


Продление действия закона

Крайне важной инициативой, с которой выступил Анатолий Лесун, стало продление и распространение на другие территории страны нормы Федерального закона № 254. Использование норм ФЗ-254 позволило холдингу в разы ускорить строительные работы на Восточном полигоне, но их срок ограничен 2024 годом. Ранее в ходе выездного заседания комитетов глава холдинга обратился к депутатам с просьбой поддержать предложение о продлении его срока действия и распространить его на Азово-Черноморский и Северо-Западный бассейны, что позволит достичь всех поставленных целевых показателей до 2030 года.

В ближайшие шесть лет на сети ОАО «РЖД» планируются более амбициозные стройки в сравнении с прошлыми периодами. «Наш общий настрой – постоянно искать пути сокращения сроков завершения работ», – сказал во время заседания Олег Белозёров.
«Внесение различных изменений в деятельность железнодорожного транспорта является ответом на перемены в отрасли, делает её более эффективной, постепенно подготавливает её к будущему», – резюмирует эксперт Дмитрий Баранов.

Сегодня железнодорожники готовы к рассмотрению различных вопросов, но без инициативы и поддержки законодателей они не всегда решаемы, подытожил Павел Иванкин.

Сергей Волков
Движение без остановок

Определены целевые ориентиры развития холдинга до 2030 года

Рубрики: Парламентский час

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru