В начале славных дел

В начале славных дел

Как в России зарождалось профессиональное образование железнодорожников
Мы привыкли, что если в названии учреждения или организации встречается словосочетание «путей сообщения», то речь непременно идёт о чём-то, связанном с железнодорожным транспортом. Это, разумеется, правильно. И сложно себе представить, что так было далеко не всегда.

Достаточно сказать, что прообраз будущего Министерства путей сообщения (официально учреждённого лишь в 1865 году) в Российской империи был создан ещё при царе Алексее Михайловиче, в середине XVII века, а при последующих правителях и особенно при императоре Петре Алексеевиче постепенно сложился в отдельный и чрезвычайно важный государственный институт. Следовательно, основы будущей единой транспортной системы были заложены уже тогда, когда не только в самой России, но и нигде в мире железных дорог ещё не существовало.










Дефицит транспортников

На протяжении всей истории Российского государства одной из самых больших его проблем были сложности связанности территорий. Объективно это обуславливалось и обширностью страны, и сложными климатическими условиями, и географическими особенностями. Некоторые районы оставались очень длительное время труднодоступными, а то и вовсе неизведанными, хотя формально входили в состав государства.

Разумеется, во все времена пытались эти проблемы как-то решать. Но этому мешал дефицит, а то и полное отсутствие квалифицированных специалистов в организации транспортного сообщения.

Начиная со времени правления императора Петра I необходимых специалистов приглашали из-за рубежа, поскольку своих инженеров просто не было. Кроме того, подданные российской короны посылались для получения соответствующего образования в Европу. Но эти «точечные» меры не могли решить кадровую проблему.

К концу XVIII – началу XIX века потребность в собственных инженерных кадрах чрезвычайно обострилась. Жизненно необходимы были специалисты по речному и морскому транспорту, строительству шоссейных дорог, прокладке тоннелей, обводных каналов, строительству мостов и иных технических сооружений…

Ещё во времена краткого правления императора Павла I при Департаменте водных коммуникаций (а основной вид транспорта был тогда именно водный) его глава, Яков Ефимович Сиверс, вступив в должность, учредил в конце февраля 1798 года «отдел по учебной части», призванный хоть как-то восполнить вопиющий дефицит кадров. Эта работа была продолжена и в последующие годы, особенно когда Департамент водных коммуникаций возглавил граф Николай Петрович Румянцев. Однако единой системы обучения не существовало, всё делалось буквально наугад и в индивидуальном порядке.


Создан 215 лет назад

Наконец в 1809 году был издан Высочайший манифест императора Александра I, которым учреждалось новое учебное заведение – Институт Корпуса инженеров путей сообщения (Инстиут путей сообщения).

Кураторство его взял на себя новый руководитель департамента принц Георгий Ольденбургский, член императорской фамилии. А после его смерти в 1812 году попечение над новым учебным заведением принял сам император Александр I.

По своему статусу институт был кадетским корпусом, его студенты по окончании обучения получали воинский чин поручика или подпоручика (в зависимости от того, насколько успешно сдавали выпускные экзамены) и звание инженера путей сообщения.

Первым руководителем нового учебного заведения в должности генерального инспектора был назначен указом императора генерал-лейтенант Августин Августинович Бетанкур (1758–1824), испанец по происхождению, только что принявший на тот момент русское подданство. Именно генералу Бетанкуру принадлежала и сама идея организации института, и первоначальный проект его структуры.

Кроме громкого имени и славных подвигов своих предков – а он вёл свой род от полулегендарного средневекового короля Канарских островов Жана де Бетанкура – Августин Бетанкур был прекрасным гражданским и военным инженером, архитектором, изобретателем, получившим блестящее образование в Парижском университете и после его окончания работавшим в различных странах Европы. В Российскую империю, где он смог в полной мере применить свои многочисленные таланты и знания на практике, Августин Бетанкур с семьёй перебрался, уже будучи зрелым человеком и признанным специалистом мирового уровня.

Так, позже он занимался реконструкцией и переоснащением Тульского оружейного завода и строительством Пушечного литейного дома в Казани; именно Августин Бетанкур разработал и осуществил проект Московского Манежа, реконструировал Исаакиевский мост в Санкт-Петербурге, построил здание Гостиного двора в Нижнем Новгороде и осуществил ещё много различных больших проектов… Однако всё это уже позже, а практически первым детищем Августина Бетанкура на русской службе стал именно проект Института Корпуса инженеров путей сообщения. Целью этого учебного заведения, по словам самого инициатора, было «снабдить Россию инженерами, которые, прямо по выходе из него, могли бы быть назначаемы к производству всяких работ в Империи».

Насколько важным представлялось создание подобного учебного заведения для России, говорит тот факт, что разместился институт первоначально (до постройки собственного здания) во дворце князя Николая Юсупова, в самом центре Северной столицы.


Августин Бетанкур собирает команду

Формированием преподавательского состава института также занимался лично Августин Бетанкур. В штате были два профессора «чистой» математики, два профессора строительной и прикладной математики, один профессор гидрографии рек, один профессор рисовального искусства и архитектуры.

Помимо постоянного преподавательского коллектива планировалось привлекать ведущих специалистов из других российских и даже иностранных университетов для ведения отдельных специальных курсов. Интересно, что первоначально и вплоть до 50-х годов XIX века всё преподавание велось исключительно на французском языке, именно поэтому одним из основных требований к абитуриентам было очень хорошее знание французского языка. И только курс начертательной геометрии профессор Яков Александрович Севастьянов в виде исключения вёл на русском, «с целью ввести в русский язык терминологию науки».

К будущим студентам предъявлялись весьма строгие требования. Первоначально планировалось принять на первый курс всего 30 человек, однако сверх этого ещё 8 человек были зачислены в качестве соискателей, как вольнослушатели. После успешной сдачи вступительных экзаменов в число первых студентов были зачислены сразу три сына графа Строганова – Николай, Сергей и Александр, братья Сергей и Матвей Муравьёвы-Апостолы, Андрей Готман, Фёдор Рерберг, Сергей Лихардов, Лазарь Лазарев и другие.

Наконец 1 ноября 1810 года состоялось торжественное открытие института, а уже 3 ноября начались занятия.

Однако в учебный план первого набора учащихся вмешалась война 1812 года: почти все студенты этого набора так или иначе принимали непосредственное участие в сражениях против войск Наполеона и отбыли на театр боевых действий, прервав своё обучение. Но это не помешало им в 1813 году успешно сдать выпускные экзамены и получить дипломы инженеров 3-го класса, а также воинское звание поручиков. С первого выпуска, то есть с 1813 года, в институте была заведена неофициальная, но устойчивая традиция, просуществовавшая вплоть до конца 50-х годов XIX века, – увековечивать имена троих лучших выпускников каждого года на специальных мраморных досках.


Плюс курс по устройству железных дорог

Шло время. Институт инженеров путей сообщения стал одним из самых престижных учебных заведений империи, готовивших военных и гражданских специалистов. Его первые выпускники нашли практическое применение полученным в alma mater знаниям, а некоторые из них даже вернулись в институт уже в качестве преподавателей и администраторов.

Уточнялась и расширялась учебная программа, постепенно добавлялись новые дисциплины. Любопытно, что с 1831 года в институте был введён курс по устройству железных дорог, хотя первая общегражданская железная дорога в России была построена только в 1837 году. Она соединила Санкт-Петербург и Царское Село и первоначально воспринималась не только российским обществом, но даже и частью специалистов только как дорогостоящий аттракцион, царская забава. Однако для студентов Института инженеров путей сообщения Царскосельская дорога стала своего рода тренажёром, местом прохождения обязательной учебной практики. С этого времени первостепенное внимание в учебном курсе стало уделяться именно особенностям устройства железных дорог как основных транспортных артерий огромной Российской империи в ближайшем будущем.


Реальное дело

Уже в строительстве первой большой железной дороги, связавшей две столицы Российской империи – Санкт-Петербург и Москву, – выпускники института на различных инженерных должностях принимали самое активное участие.

Достаточно упомянуть, что бывший студент, один из трёх лучших выпускников 1825 года Павел Петрович Мельников стал одним из авторов проекта этой железной дороги и фактически возглавил её прокладку.

В 1862 году генерал Мельников был назначен главным управляющим путей сообщения, а с 1865 по 1869 год занимал пост министра путей сообщения, сделав немало для улучшения работы вверенного ему ведомства и расширения железнодорожной сети в Российской империи (за время его руководства она увеличилась более чем на 7 тыс. км).

Этот пример вовсе не уникален. Практически все руководящие посты на всех ключевых позициях в управлении железных дорог и в самом Министерстве путей сообщения заняли выпускники института разных лет.

По мере расширения и продления российской железнодорожной сети требовалось всё больше специалистов. В 1865 году, когда институт отметил полувековой юбилей со дня основания, там обучались уже 159 студентов. Ещё через десять лет, в 1875 году, только заявок на поступление на первый курс было подано 320 (приняты 144 абитуриента). На тот момент в институте проходили обучение уже 650 человек.

Кроме собственно учебных аудиторий, в институте была богатейшая техническая библиотека и музей, начало которым положил генерал Бетанкур.

Профессорским составом института в течение долгих лет издавался специальный научно-практический журнал, в котором размещались статьи и научные работы по развитию транспорта, и особенно железных дорог в России и за рубежом.

В 1877 году институту было присвоено имя императора Александра I, в годы правленияи и по указу которого он был учреждён. При этом долгие годы, практически до 1913-го, когда был открыт Московский институт инженеров путей сообщения, Петербургский институт оставался единственным в Российской империи высшим учебным заведением, готовившим специалистов данного профиля.

После Октябрьской революции 1917 года институт продолжил свою деятельность, поменяв название.

Кроме того, в 30-е годы на его основе были организованы новые самостоятельные учебные заведения, специализирующиеся на различных видах транспорта. С тех пор и на протяжении всего XX века институт, не прекращая своей деятельности, неоднократно менял название, пока наконец в 1993 году не получил статус университета. В 2014 году Санкт-Петербургскому государственному университету путей сообщения (ПГУПС) было возвращено историческое имя его учредителя императора Александра I.

С июля прошлого года 29-м ректором ПГУПС Императора Александра I стал кандидат технических наук Олег Валинский.

Дмитрий Пучков
Первопроходцы БАМа

Стартовали с Ярославского вокзала 27 апреля 1974 года

Рубрики: История
Детище Саввы Мамонтова

Савёловский – вокзал ближнего следования

Рубрики: История
Хранить вечно

Сохранить прошлое, чтобы обеспечить будущее

Рубрики: История
Подданные России

Людвиг и Александр Штиглицы служили новому Отечеству верой и правдой

Рубрики: История
Строительство Варшавско-Венской дороги стало пробным шаром

Вопрос о концессиях в Российской империи был решён в середине 1860-х годов

Рубрики: История

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru