Ресурсы есть
Борис Лапидус
Борис Лапидус
председатель Объединённого учёного совета (ОУС) ОАО «РЖД»

Ресурсы есть

Учёные ведут комплексную работу по развитию отрасли
Ежегодно в феврале отмечается День российской науки. Об актуальных исследованиях и перспективах железнодорожного транспорта журналу «Пульт управления» рассказал председатель Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» Борис Лапидус.

– Борис Моисеевич, рассуждая о будущем железнодорожного транспорта, в первую очередь говорят о цифровизации. Однако комплексное развитие отрасли включает в себя гораздо больший перечень задач. Расскажите, пожалуйста, к каким ещё направлениям приковано внимание транспортных учёных?
– Наряду с цифровизацией для нас важным вопросом является оценка резервов и предела возможностей системы «колесо – рельс». Эта задача должна быть предметом фундаментальных поисковых исследований и решаться на основе как совершенствования металлургических, машиностроительных и железнодорожных технологий, так и выхода за традиционную колёсно-рельсовую технологию.
При этом нужна серьёзная работа над совершенствованием конструкции поезда по всем его элементам, увеличением его пространственного ресурса, снижением аэродинамического сопротивления движению не только для высокоскоростных поездов, где эта тема является наиболее актуальной, но и для традиционных локомотивов, вагонов. Каждый процент снижения сопротивления поезда – это ресурс для роста энергоэффективности.
Необходимо сохранять внимание к теме магнито- и вакуумно-левитационных технологий для создания сверхвысокоскоростного движения. Силами учёных, членов Российской академии наук, которые входят в ОУС ОАО «РЖД», с участием ряда академических институтов подготовлена монография, которая может рассматриваться как существенная часть технического задания и технических условий на создание отечественной вакуумно-левитационной транспортной системы. Работу над этой задачей научному комплексу следует продолжать, доказывать объективные условия движения в этом направлении.
Отмечу также, что во главе многих научных решений стоит фактор приоритета времени доставки, а значит, технологии, научные исследования должны быть выстроены под этот приоритет.

– Какие перспективы развития можно выделить в области грузовых перевозок?
– Важной задачей, имеющей стратегические перспективы, является создание инфраструктурных условий для перевозки контейнеров в два яруса. Трансформация геополитических связей существенно увеличила перспективность транспортного коридора Север – Юг и актуализировала данный вопрос. Такие перевозки имеют меньшую себестоимость, а следовательно, конкурентоспособнее, чем традиционные контейнерные перевозки. В связи с этим для них очень важны научное обоснование, разработка технологий и технических решений.
Кроме того, нужно пересмотреть и технологический базис работы с контейнерными терминалами. Самое главное – обеспечить создание научно-технологической базы для полной их автоматизации. Требуются системные решения по инновациям, чтобы минимизировать простои в процессе погрузки-выгрузки контейнеров и пакетированного груза до конвейероподобного непрерывного процесса. Именно роботизация будет давать наибольший эффект в работе с такими перевозками на стыке «железная дорога – последняя миля». Российские учёные и конструкторы здесь могут быть лидерами, опережать конкурентов и, самое главное, создавать новый ресурс для устойчивой работы железнодорожного транспорта.

– Какие ещё преимущества открывает разработка новых технологий помимо непосредственного улучшения работы железных дорог?
– В числе преимуществ можно отметить то, что эти технологии стимулируют, например, производство новых материалов, конструкций, автономных и альтернативных источников энергии, высоковольтных полупроводниковых преобразователей, высокоточных крупногабаритных металлоконструкций (в том числе с помощью технологии цифровой печати нового поколения). Они способствуют созданию вакуумных технологий, интеллектуальных систем управления движением, безопасности, непрерывного контроля и диагностики с использованием новейших цифровых инструментов. Очевидно, что всё это, в свою очередь, будет мощно стимулировать социально-экономическое развитие страны. Прорывные технологии, разработкой которых занимается академическая, университетская и отраслевая наука, представленная в ОУС, помогут усилить устойчивость транспортной системы России в долгосрочном периоде.

Беседовал Алексей Алеев
Задел на будущее

АО «ВНИИЖТ» участвует в решении стратегических задач

Рубрики: Наука и практика

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru