Масштабные задачи

Масштабные задачи

В этом году ОАО «РЖД» должно выполнить инвестпрограмму в объёме 1,27 трлн руб.
На итоговом за 2023 год заседании правления «Об итогах производственно-финансовой деятельности ОАО «РЖД» за 2023 год и приоритетных целевых задачах на 2024 год», которое состоялось 14 февраля, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров обозначил приоритетные направления развития компании.


Горизонт планирования

«В текущем году завершается масштабный этап модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Одновременно в соответствии с поручением президента мы должны завершить формирование программных документов по инфраструктурному развитию на долгосрочную перспективу. Как мы видим из текущих обсуждений, горизонт планирования уходит в 2035 год», – отметил Олег Белозёров.

Холдинг не впервые ставит перед собой амбициозные планы и выполняет их, отмечает первый вице-президент Центра экономики инфраструктуры Максим Фадеев.


Пропускная способность

По словам главы холдинга, первое, что должно выполнить ОАО «РЖД», – достичь всех целевых показателей Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года, а также второго этапа развития Восточного полигона.



Напомним, что в рамках национального проекта реализуется пять федеральных проектов. Среди них – развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона и подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла и высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Как отметил в феврале в ходе традиционного брифинга для грузоотправителей первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев, в текущем году сеть железных дорог прирастёт более чем на 1 тыс. км, что напрямую повлияет на рост провозной способности магистралей.

Во время своего выступления на XXI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство» в декабре прошлого года заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук пояснил, что в настоящее время государство и ОАО «РЖД» инвестируют в комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры. Напомним, в 2024 году инвестпрограмма ОАО «РЖД» составит 1,27 трлн руб.

Треть финансирования предусмотрена на обновление и ремонт железнодорожных путей, мостов, тоннелей, станций, вокзалов. Планируется, что в рамках обновления инфраструктурного комплекса будет отремонтировано более 5,5 тыс. км путей. Также средства пойдут на закупку нового подвижного состава, внедрение цифровых технологий и повышение безопасности движения.
«В случае отсутствия каких-либо «шоков» в экономике и резкой смены приоритетов в 2024 году всё выполнимо. Новыми мегапроектами могут стать высокоскоростные железнодорожные магистрали, существенным образом влияющие на разгрузку существующей инфраструктуры от пассажирского сообщения и увеличение потенциального объёма перевозимых грузов», – считает Максим Фадеев.

Однако на сети ОАО «РЖД» существует ещё достаточно большое количество узких мест. В частности, это подходы к портам АЧБ и Северо-Запада, хотя их провозная способность уже достигла показателей, предусмотренных КПМИ до 2024 года (145,6 млн тонн и 125,1 млн тонн соответственно).

Холдинг продолжает развитие железнодорожной инфраструктуры на этих направлениях.

В прошлом году ОАО «РЖД» реализовало проекты, направленные на снятие инфраструктурных ограничений железнодорожной сети: строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и станций, развитие сортировочных станций, обновление железнодорожного пути, а также проекты по приведению объектов к нормативным требованиям и обеспечению устойчивости перевозочного процесса.

Что касается Восточного полигона, то на развитие его инфраструктуры в этом году выделено 366 млрд руб.

По итогам 2022 года пропускная способность Транссиба и БАМа составила 173 млн тонн. В настоящее время холдинг реализует второй этап развития Восточного полигона стоимостью 1,1 трлн руб. Он рассчитан до 2024 года и предусматривает увеличение пропускной способности до 180 млн тонн в год.

При этом ОАО «РЖД» сейчас ведёт подготовку к третьему этапу развития Восточного полигона, который подразумевает увеличение пропускной способности к 2032 году с 180 млн до 255 млн тонн грузов. По данным Минтранса, общая стоимость реализации третьего этапа оценивается в 2 трлн руб. На первой стадии третьего этапа пропускная способность должна быть увеличена до 197 млн тонн в 2027 году.

В рамках третьего этапа модернизации Восточного полигона необходимо будет построить 316 объектов инфраструктуры. Это позволит обеспечить провозные возможности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в 255 млн тонн к 2032 году – об этом сообщил на круглом столе в Совете Федерации замглавы ОАО «РЖД» Андрей Макаров.

С учётом растущего экспорта и объёма внутренних перевозок на сети будут появляться и новые лимитирующие участки, расшивкой которых нужно будет заниматься.
«ОАО «РЖД» способно добиться больше поставленных показателей, но это потребует привлечения дополнительного объёма инвестиций, не предусмотренного в настоящий момент инвестиционной программой, что в условиях существующих бюджетных ограничений маловероятно», – поясняет эксперт.


Волатильность рынка

Глава ОАО «РЖД» в своём выступлении на итоговом заседании правления отметил, что именно сейчас необходимо подготовить Инвестиционную программу развития ОАО «РЖД», которая должна базироваться на программных документах по приоритетам национального развития и установках главы государства. Здесь главным барьером выступает высокая степень неопределённости. «За последние пять лет мы были свидетелями того, как быстро меняется ситуация: макроэкономическая, геополитическая, – продолжает Максим Фадеев. – Так, мы пережили пандемию, радикальным образом повлиявшую на изменение логистических цепочек. Приоритеты в развитии пассажирской и грузовой логистики под влиянием этих факторов существенно корректировались».


Расширение присутствия на международной арене

Одной из задач, которую определил на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, станет развитие международных отношений. «По международному направлению, с учётом председательства России в БРИКС в 2024 году, следует провести масштабную работу по транспортной повестке. Необходимо сделать акцент на формировании согласованной политики государств в области логистики перевозок», – сказал глава ОАО «РЖД».

По словам научного сотрудника Каспийского института стратегических исследований Александра Караваева, лидерами перевозок ОАО «РЖД» в прошлом году стали Китай, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Турция и Индия. С Индией оборот вырос в 2,5 раза, с ОАЭ – в 5 раз. Все страны, кроме Турции, на сегодняшний день являются членами БРИКС.

Эта идея имеет перспективу развития и сама по себе достаточно продуктивна, учитывая, что сегодня странам, входящим в БРИКС, требуется создание единой платформы для коммуникации и координации основных логистических компаний, считает Александр Караваев. На интеграционной платформе будет происходить комплексный сбор информации по грузопотоку от всех участников перевозочного процесса пространства БРИКС. Это позволит распределять грузопоток более равномерно, своевременно увидеть и исправить недостатки инфраструктуры.

Посредством такого выстроенного более тесного взаимоотношения с логистическими операторами и грузоотправителями холдинг сможет более точно прогнозировать объёмы перевалки грузов и в портах, и по трансграничному перемещению грузов по железной дороге, особенно по всем трём направлениям МТК Север – Юг, портам и погранпереходам в направлении Дальнего Востока. Если брать в расчёт Южную Африку и Бразилию, то здесь можно спрогнозировать экспортно-импортный грузопоток, следующий в основном в порты АЧБ. «Данная инициатива может быть реализуема быстрее в практическом смысле, учитывая, что она идёт от участника этого процесса, а не от правительства. С российской стороны помимо РЖД это могут быть и крупные представители бизнес-сообщества, допустим FESCO», – отметил Александр Караваев.


Распределить глобальные потоки

Всё это должно положительно сказаться на решении ещё одной задачи, поставленной на итоговом заседании правления ОАО «РЖД», а именно сбалансировать подход к управлению грузовыми перевозками в соответствии с приоритетной конфигурацией товаропотоков и географией перевозок.

По словам Максима Фадеева, это серьёзная научная задача и её можно решить с использованием современного программного обеспечения и комплекса математических моделей, заложенных в его основу. Необходимо создание системы транспортно-экономического баланса (ТЭБ) России, который содержит в себе информацию о всех видах транспорта, позволяет оценивать переключение между ними и рассчитывать мультимодальные маршруты.
«Минтрансом России при поддержке Правительства Российской Федерации в 2024–2025 годах должна быть реализована разработка ТЭБа, который позволит в автоматическом, а не ручном режиме решать подобного рода задачи», – рассказывает он.


Просчитать на перспективу

Ещё одной задачей, поставленной главой ОАО «РЖД», стало опережающее развитие логистической инфраструктуры для обеспечения объёмов перевозок за счёт предиктивного планирования перспективы их развития. И здесь у холдинга уже имеются наработки. В интересах ОАО «РЖД» разрабатывается программный комплекс для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков. Максим Фадеев предполагает, что следующим этапом развития глобальной системы должна стать и грузовая составляющая, что позволит моделировать как совокупный объём перевозок, так и их распределение по сети, очень оперативно реагировать на любые изменения в экономике и перспективной географии перевозок.
«Возможность проигрывать различные сценарии развития транспортной инфраструктуры в цифровой системе позволит более точно определить приоритеты и перейти к её опережающему развитию, при этом более эффективно расходуя ресурсы инвестиционной программы», – поясняет эксперт.

В конце своего выступления на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров заверил, что железнодорожники выполнят все поставленные задачи.

Сергей Волков

Импортозамещающий туризм
Ольга Хоточкина, директор выставки «Интурмаркет»,

Железнодорожники представляют туры на специализированных выставках

Рубрики: Развитие
Обязательный элемент

Агломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие
Флоатеры разместились удачно

ОАО «РЖД» использует различные финансовые инструменты

Рубрики: Развитие
Перспективный проект

МТК Север – Юг обладает потенциалом в 100 млн тонн грузов в год

Рубрики: Развитие
Честное соревнование
Василий Мишин, заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

В РЖД формируется рейтинг эффективности реализации соцполитики

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru