Подданные России

Подданные России

Людвиг и Александр Штиглицы служили новому Отечеству верой и правдой
В 1803 году из маленького германского княжества Вальдек в огромную Российскую империю приезжает Людвиг Штиглиц. Он один из пяти сыновей придворного банкира вальдекского правящего дома. Несколько поколений обширного семейства Штиглицев заняты в сфере финансов, биржевых игр и банковских операций. Понимая, что на родине ему не пробиться, 25-летний Людвиг принял решение покинуть родной Бад-Арользен и в поисках счастья отправиться в Россию. Став российским подданным, он записывается в купеческую гильдию и основывает в Петербурге Банкирский дом «Штиглиц и Ко». Первые деньги он берёт в долг у дяди, и уже скоро созданный им банкирский дом стал одним из ведущих в России, а он сам – весьма состоятельным человеком, заметной фигурой в банковской сфере его новой родины.


Финансирование «стройки века»

Людвиг Штиглиц заработал капитал на военных контрактах. А компетентность в финансовых делах, обширные личные и деловые связи, добросовестность и честность стали основой безупречной репутации его банкирского дома и его лично. Кроме того, он вкладывает немалые средства в развитие промышленности России, занимается благотворительностью. Его деятельность не ограничивается только Российской империей – он ведёт самостоятельные дела с ведущими банками и крупнейшими финансовыми фигурами всей Европы. Векселя и кредитные обязательства дома «Штиглиц и Ко» без проблем принимаются к оплате в банках любой мировой столицы и работают подчас лучше «живых» денег. Людвиг Штиглиц становится сначала финансовым советником двора, а очень скоро и придворным банкиром императора Александра I, а впоследствии и его преемника – Николая I.

Людвиг Штиглиц принял активное, хотя и опосредованное участие в «стройке века» – прокладке железной дороги из Санкт-Петербурга до Москвы. Его банкирский дом выпустил и успешно реализовал в Европе облигации 4-процентного займа этого проекта.


Передал дело в надёжные руки

Тем временем в семье родились дети: в 1804 году – дочь Наталья, через три года – старший сын Николай и в 1814 году – Александр. В 1833 году неожиданно умирает Николай, и все надежды отца возлагаются на Александра. Тот не выказывает особой расположенности к банковской деятельности, но, будучи почтительным сыном, по воле отца поступает в Дерптский университет, чтобы изучать финансовое право.

Вплоть до 50-х годов XIX века в этом учебном заведении были особые правила самоуправления: совет университета имел право приглашать профессоров и вести обучение по собственной программе. Учился Александр Людвигович хоть и без особого интереса, но старательно. В 1840 году Александр Штиглиц успешно закончил университет и возвратился в Санкт-Петербург. Здесь он поступает на государственную службу в Министерство финансов, становится членом Мануфактурного совета.

В 1843 году неожиданно умирает Людвиг Штиглиц, и Александр становится единственным наследником огромного состояния – 18 млн руб. Сыновний долг заставил молодого человека (а ему нет ещё и 30 лет) не только возглавить основанный отцом Банкирский дом «Штиглиц и Ко», но и по личной просьбе императора принять также и должность придворного банкира.

Дело в банкирском доме было поставлено столь хорошо, что смена руководства не повлияла ни на репутацию, ни на капитализацию семейного предприятия. Даже напротив – теперь постепенно расширились международные связи, выросли вложения в российские коммерческие проекты. Кроме того, например, всё финансовое обеспечение дипломатической деятельности Российской империи ведётся через иностранные представительства «Штиглиц и Ко». Помимо собственно банковской сферы Штиглиц, продолжая дело отца, вкладывается и в промышленное производство в разных отраслях, а также поддерживает благотворительные проекты, начатые отцом.

При этом Александр Штиглиц и его супруга Каролина всячески избегали участия в светской жизни, жили очень скромно и практически никак не демонстрировали своего благосостояния. Изредка посещали театр, покупая самые дешёвые билеты. Это породило среди недоброжелателей и завистников (коих теперь, конечно, было предостаточно) слухи о невероятной скупости и даже жадности Штиглица. Однако это было совершенно не так: воспитанный в строгой лютеранской традиции, он не считал возможной чрезмерную демонстрацию своего личного достатка.

Александр Людвигович продолжил дело отца и в вопросах финансирования строительства железной дороги. Уже при его руководстве «Штиглиц и Ко» с 1844 по 1850 год выпустил ещё три серии займа, за что Штиглиц-младший был пожалован императором орденом Святого Владимира.

Александр Штиглиц живо интересовался ходом строительства, знакомился с отчётами государственных комиссий, инспектировавших работы, сам посещал стройку. Он видел множество недостатков в организации строительства и пытался донести свои соображения до высокопоставленных лиц, но к его советам не прислушивались.


Образцовая железная дорога

Вероятно, тогда у Александра Штиглица и родилась идея строительства «образцово-показательной» железной дороги от Петербурга до Петергофа. Он с энтузиазмом приступил к разработке проекта, к работе были привлечены ведущие специалисты. Однако проект долгое время отвергался, поскольку на его реализацию в казне не было средств. Тогда Штиглиц-младший предложил вести строительство на свои собственные деньги – баснословные по тем временам 2 млн руб. Наконец в августе 1856 года уже император Александр II утвердил разрешение на строительство дороги, и работы были начаты.

Ещё до их начала Александр Штиглиц и привлечённый им коллектив специалистов разработали Устав Общества Петергофской железной дороги. В бизнес-плане были учтены все детали, связанные не только с самой дорогой и её дальнейшей эксплуатацией, но и с сопутствующей инфраструктурой, вплоть до жилья для железнодорожников. Штиглиц рассматривал дорогу не просто как транспортный, но и как важный культурный и технический объект, способный оказать значительное влияние на весь прилегающий регион. Именно поэтому даже для строительства вокзалов Штиглиц пригласил известнейших (и весьма дорогих) архитекторов того времени – Николая Бенуа и Александра Кракау.

Строительство этой дороги длиной около 30 км (27,2 версты) в общей сложности продолжалось чуть менее года, и уже 21 июля 1857 года по маршруту Петербург – Петергоф прошёл первый поезд.

Оказалось, что Штиглиц не ошибался в своих расчётах рентабельности проекта – дорога стала очень популярна, инвестиции быстро окупились. В день по ней в обоих направлениях проезжало от 3500 до 4500 пассажиров, в зависимости от дня недели и сезона. По выходным и праздничным дням с ранней весны и до глубокой осени желающих воспользоваться этим видом транспорта было так много, что приходилось вводить дополнительные поезда к регулярным пяти.

Очень скоро Штиглицу разрешили строить дополнительную ветку от Лигово до Красного Села, а ещё через три года дорога была продлена от Петергофа до Ораниенбаума. Однако этот последний участок начал действовать лишь с июня 1864 года.


Дело чести

В годы катастрофической для России Крымской войны Штиглиц помог получить международные кредиты. Но когда пришло время платить по счетам, выяснилось, что в казне денег нет. Виноватым нашли Штиглица. К счастью, император понимал, что вины Александра Людвиговича в том, что финансовое ведомство работает неэффективно, нет. Никаких официальных претензий к придворному банкиру предъявлено не было, но барон Штиглиц посчитал себя оскорблённым и по собственной инициативе ушёл с поста придворного банкира и председателя Биржевого комитета, а также закрыл свой банкирский дом. Уговоры Александра II не помогли.

Однако обойтись без такого выдающегося финансиста оказалось весьма затруднительно, и с 10 июня 1860 года барон Штиглиц стал первым управляющим только что учреждённым высочайшим указом Государственным банком и занимал эту должность на протяжении шести лет.

Ещё одним важным свершением Александра Людвиговича стало создание в Нарве суконной и льнопрядильной фабрик, ставших на долгие годы одними из самых крупных в России. В соседнем с Нарвой Ивангороде, где также была размещена часть производства, на свои средства Штиглиц построил фабричный городок для работников и православную церковь, существующую и по сей день. В подклети этого храма похоронена и супруга нашего героя, скончавшаяся в 1873 году, и в 1884 году он сам – несмотря на то что оба они были лютеранами.

Необходимо сказать и об учреждённом Александром Штиглицем Училище технического рисования в Петербурге, на которое он выделил 1 млн руб. и до самой своей кончины содержал его и выплачивал стипендии студентам, создал музей при училище, а по завещанию оставил 5 млн руб. на дальнейшую деятельность.

В 2006 году бывшему училищу, а ныне Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии было возвращено имя её основателя, выдающегося гражданина России Александра Людвиговича Штиглица. А в 2011 году на своё законное место вернулся и созданный Марком Антокольским скульптурный портрет Штиглица, находившийся долгие годы в «нижегородской ссылке».

Дмитрий Пучков
Первопроходцы БАМа

Стартовали с Ярославского вокзала 27 апреля 1974 года

Рубрики: История
Детище Саввы Мамонтова

Савёловский – вокзал ближнего следования

Рубрики: История
В начале славных дел

Как в России зарождалось профессиональное образование железнодорожников

Рубрики: История
Хранить вечно

Сохранить прошлое, чтобы обеспечить будущее

Рубрики: История
Строительство Варшавско-Венской дороги стало пробным шаром

Вопрос о концессиях в Российской империи был решён в середине 1860-х годов

Рубрики: История

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru