Масштаб развития

Масштаб развития

В 2024 году инвестпрограмма компании составит 1,27 трлн руб.
При формировании программы развития холдинга «Российские железные дороги» на следующий год все показатели учитывались с существенным ростом. Так, по данным Министерства транспорта, погрузка оценивается в 1 млрд 265 млн тонн с ростом к текущему году на 1,7%. Грузооборот в 2024 году составит 3,4 трлн ткм, что на 3,4% выше уровня текущего года. Прогнозируется дальнейший рост пассажирооборота до 128 млрд пасс.-км, или на 1% к уровню текущего года.
«Данные параметры финансового плана позволяют сформировать источники финансирования инвестиционной программы в размере 1,27 трлн руб. Благодаря этому «Российские железные дороги» продолжат реализацию важнейших проектов по развитию и обновлению инфраструктуры, а также по приобретению нового подвижного состава», – заявил на заседании Правительства РФ 2 ноября министр транспорта Виталий Савельев.

Кабинет министров оценил перспективы и одобрил инвестпрограмму ОАО «РЖД» на следующий год в размере 1,27 трлн руб. «Средства пойдут на решение масштабных задач. Около половины из них будет направлено на создание магистральной инфраструктуры. Продолжится реализация проекта Восточного полигона, который включает БАМ и Транссиб, что поможет дальнейшему росту провозной способности в рамках международных коридоров. Также в планах развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов. Треть финансирования предусмотрена на обновление и ремонт железнодорожных путей, мостов, тоннелей, станций и вокзалов», – сообщил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин (см. таблицу).

По мнению президента Национального центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, в рамках работ второго этапа модернизации БАМа уже делается задел для следующего этапа: ведётся подготовка объекта, который включён в БАМ-3. При этом он отметил, что больше трети обновлённого локомотивного парка – «тяжёлые машины для тяжеловесных поездов» – также будет закуплено для БАМа.

Больших вложений в инфраструктуру требует развитие подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, а также расширение Центрального транспортного узла – речь идёт о пяти Московских центральных диаметрах и в перспективе о строительстве ВСМ Москва – Санкт-Петербург.
«Вероятно, размер инвестиционной программы компании утверждался с учётом нескольких факторов: её запроса, опыта использования средств инвестиционной программы предыдущих периодов, возможностей федерального бюджета, финансирования компании из других источников, размера инфляции. С учётом этих факторов и был определён размер инвестиционной программы компании на будущие периоды, который, вероятно, является некой компромиссной величиной, – предположил в беседе с «Пультом управления» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

По его мнению, данная сумма позволит компании развиваться, совершать необходимые вложения. При этом аналитик не исключает, что в случае необходимости государство может пересмотреть инвестиционный бюджет и выделить компании дополнительные средства.
«Средства могут пойти на увеличение пропускных и провозных мощностей, строительство дополнительных путей как на наиболее загруженных участках железных дорог, так и приёмо-отправочных на станциях. Также средства могут быть направлены на строительство дорожной инфраструктуры: мостов, тоннелей, переездов, водопропускных сооружений, объектов по обслуживанию подвижного состава. Возможная докапитализация может быть связана с тем, что позднее, в ходе реализации инвестиционной программы, может возникнуть дополнительная потребность в средствах, например в случае каких-либо сложностей и/или возможности компании увеличить объём работ, поэтому заранее предусматривают возможность увеличить её. Если этого не потребуется, то данное финансирование может быть отнесено в счёт будущих периодов», – рассуждает Дмитрий Баранов.

Стоит напомнить, что в текущем году инвестпрограмма ОАО «РЖД» пересматривалась несколько раз. Так, в июне 2023 года она была скорректирована до 1,1 трлн руб. (изначально утверждена в объёме 1,084 млрд руб.) – как пояснил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, «с учётом потребности и дополнительных объёмов перевозок, дополнительных доходов, повышения эффективности».

Осенью этого года инвестпрограмма ОАО «РЖД» на 2023 год была увеличена ещё на 8,2% – с 1,1 трлн до 1,19 трлн руб. – соответствующее решение принял совет директоров компании 16 октября. Рост инвестпрограммы связан с развитием крупных проектов, в частности Восточного полигона. «В прошлом году выполнили объём работ на 138 млрд руб., в этом году уже на сегодняшний момент – 168 млрд руб. выполнили, до конца года будет 250 млрд руб. Это объём прироста по нашему железнодорожному строительству на Восточном полигоне», – отмечал Олег Белозёров.



На заседании правительства 2 ноября Виталий Савельев тоже сказал о докапитализации. По его словам, государство докапитализирует РЖД на 162 млрд руб. «В 2023 году будет перевезено 1 млрд 147 млн пассажиров, с ростом пассажирооборота на 3,6%. В части грузовых перевозок погрузка на сети РЖД составит более 1,2 млрд тонн. «Российскими железными дорогами» будет обеспечено рекордное выполнение инвестиционной программы в объёме 1,2 трлн руб. При этом следует отметить, что более 90 млрд руб. – это опережающее выполнение следующих лет. Для формирования дополнительных источников инвестиций до конца текущего года запланировано суммарное увеличение уставного капитала РЖД на 162 млрд руб. В том числе приближение по решению правительства с 2024 года 45,5 млрд руб. для инвестирования этого года», – пояснил он.



В августе Институт проблем естественных монополий презентовал аналитический доклад «Оценка мультипликативного эффекта для экономики РФ от реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» в изменившихся условиях, связанных с необходимостью переориентации РФ на внутренний рынок». В нём оцениваются мультипликативные эффекты от реализаации инвестпрограмм ОАО «РЖД» (см. инфографику) в 2014–2023 годах – среднегодовой вклад в ВВП РФ составил 1,03%, а рубль расходов инвестиционной программы увеличивал ВВП РФ на 1 руб. 44 коп.
«Устойчивое финансовое положение «Российских железных дорог» и предлагаемая инвестиционная программа создают условия для развития всех взаимосвязанных отраслей экономики и промышленности, а также полностью обеспечат транспортную доступность для населения. В результате это будет способствовать динамичному социально-экономическому развитию страны», – заявил Виталий Савельев.

Ирина Иванова

Всероссийский масштаб

Железным дорогам отводится важная роль в развитии экономики

Рубрики: Перспективы
Карьерный трек

РЖД поддерживают Дальний Восток

Рубрики: Перспективы
Встать на рельсы
Максим Фадеев, директор по экспертной работе Центра экономики инфраструктуры,

Каким будет транспорт после пандемии COVID-19

Рубрики: Перспективы
Дорога развития
Владимир Щербаков, профессор, д.э.н., заведующий кафедрой логистики и управления цепями поставок, директор научно-образовательного центра «Логистика» Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ),

К 2050 году ОАО «РЖД» может стать лидером транспортного рынка

Рубрики: Перспективы

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности
Уильям Ирвин
«Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности». Издательство «АСТ» 2022 год
Деньги делают деньги: от зарплаты  до финансовой свободы
Дмитрий Лебедев
«Деньги делают деньги: от зарплаты до финансовой свободы». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Психология влияния.  7-е расширенное издание
Роберт Чалдини
«Психология влияния. 7-е расширенное издание». Издательство «Бомбора», 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru