Без году министр

Без году министр

Алексей Бакулин успел сделать многое для советских железнодорожников
Алексей Венедиктович Бакулин был назначен народным комиссаром путей сообщения 22 августа 1937 года, сменив на этой должности Лазаря Кагановича. На своём посту он пробыл всего 227 дней, однако успел сделать за это время многое. При этом он остаётся одним из самых неизвестных наркомов пути. «Пульт управления» рассказывает о самых ярких страницах его деятельности с опорой на уникальные архивные источники.

Из автобиографии: «Бакулин Алексей Венедиктович (пс.: Буров 2-й). 12(24).03.1899, г. Санкт-Петербург… Русский. Из крестьян. В РККА с 1918 года. Член компартии с 1918 года. Окончил высшее техническое училище в г. Миасский Завод (1916), медицинское техническое училище, восточный факультет Военной академии им. М.В. Фрунзе (1927–1929). Чертёжник, ученик слесаря, инструктор Всероссийской земской переписи (октябрь 1916 – март 1918)... Участник Гражданской войны. Политработник на Восточном фронте, начальник политуправлений Приамурского и Дальневосточного фронтов (1918–1922). Военком дивизии, бригады, слушатель Высших политических академических курсов в Москве (1922–1925)… Затем на политработе в системе НКПС».

Это был вполне традиционный путь советского управленца первого поколения, но перевод Бакулина в систему НКПС означал не только признание его заслуг, но и необходимость использовать его опыт и знания в критически важном ведомстве. Здесь его карьера быстро пошла в гору.

В сентябре 1933 года Бакулин был назначен заместителем начальника политотдела Закавказской железной дороги, затем в 1934 году переведён на должность помощника начальника политотдела НКПС по кадрам и в том же году назначен начальником транспортного отдела ЦК партии. В 1935 году он стал начальником политического отдела Московско-Казанской железной дороги, затем в 1936 году был назначен начальником Ленинской железной дороги, а в июле 1937 года – заместителем народного комиссара путей сообщения СССР по политическим вопросам. На всех этих постах Бакулин стремился сделать НКПС самостоятельным в проведении идеологической линии – не случайно на эти годы приходится расцвет легендарной редакции «Гудка» 1930-х. Вмешивался Алексей Венедиктович и в решения, которые, с его точки зрения, были чисто политическими и не оправдывались реальными нуждами железных дорог.

Чтобы верно понимать условия, в которых Бакулин был назначен на высокий пост, достаточно привести воспоминание Ивана Владимировича Ковалёва, будущего наркома путей сообщения: «Почему не приехали вовремя?» – спросил Поскрёбышев. «Приехал, – говорю, – два дня просидел в приёмной Бакулина». «Ну и зря, – сказал Поскрёбышев. У него и без вас дел по горло. ЧП за ЧП». Можно предположить, что назначение Бакулина было политическим – требовалось вывести из-под удара Кагановича, при котором НКПС и железнодорожный транспорт не справлялись с задачами, и обеспечить преемственность проведения генеральной линии.

22 августа 1937 года постановлением ЦИК и СНК СССР Л.М. Каганович был назначен наркомом тяжёлой промышленности, а наркомом путей сообщения утверждён А.В. Бакулин. На следующий день «Гудок» сообщает об этом и помещает портреты наркомов. В передовой статье читаем:
«…Железнодорожники должны поставить перед собой задачу вести работу так, как вёл её тов. Каганович, от победы к победе, не уходя от трудностей, а наступая на них, не благодушествуя, а кипя в борьбе, громя врагов и разгильдяев». Выражалась уверенность, что «железнодорожники со своим новым наркомом Бакулиным – стойким большевиком, воспитанным в сталинском духе Л.М. Кагановичем, будут продолжать дело подъёма транспорта».

В сентябре 1937 года Алексей Венедиктович много занимался вопросами подготовки железных дорог к зиме, встречался с руководителями передовых и отстающих локомотивных депо сети. Об одной из таких встреч рассказал в «Гудке» начальник Уфимского депо М. Сафаров. Нарком долго расспрашивал его, а затем подверг резкой критике стиль его работы. «…Вы больше похожи не на командира, а на рассыльного, не требуете ответственности от мастеров, бригадиров, а всё пытаетесь сделать сами. Результаты плачевные – они не контролируют подчинённых, не принимают выполненную работу, резко ухудшилось качество ремонта». Критиковал нарком и за низкую дисциплину, пьянки в депо и на паровозах. По словам Сафарова, после отъезда наркома депо помогли материалами, запасными частями, прислали машинистов.

3 октября 1937 года НКПС, ВЦСПС и ЦК железных дорог центра приняли решение об организации соревнования и учреждения для победителей переходящих красных знамён НКПС, о награждении лучших работников именными часами. А 6 апреля 1938 года Бакулина освободили от должности наркома без объяснения причин.

В целом Алексей Венедиктович и правда продолжал реализовывать многие идеи предшественников – железнодорожный парк постепенно обновлялся, регулярно вводились в эксплуатацию новые железные дороги, осуществлялся масштабный текущий ремонт, НКПС работал в тесной связке с Госпланом и другими наркоматами. Но были и отличия: в архивах до сих пор хранится несколько десятков служебных записок Бакулина, в которых он просит (а иногда и требует) пересмотреть нагрузки на железнодорожный транспорт и уменьшить их. Отказывался Бакулин и от утверждения нарисованных на бумаге, без знания обстоятельств, новых планов и целевых показателей по увеличению перевозок по железным дорогам.

Нарком отстаивал и интересы простых советских граждан, предлагая равномерно увеличивать пассажирские перевозки вместе с грузовыми. Заботился он и о самих железнодорожниках – вникал в бытовые проблемы, стремился улучшить условия жизни и труда (в частности, при Бакулине была развёрнута целая программа строительства служебных домов), активно участвовал в обеспечении льготами, добился увеличения числа ежегодных санитарных и курортных поездок, требовал чёткого соблюдения рабочего законодательства. К сожалению, незавершённой осталось масштабная социально-культурная программа, которая предусматривала для железнодорожников массовое строительство кино- и театральных площадок, актовых залов, домов культуры, школ рабочей молодёжи, детских садов и школ рядом с местом службы родителей. Все эти меры возымели действия: всего за квартал количество чрезвычайных и аварийных происшествий, связанных с человеческим фактором, уменьшилось на треть.

Однако эта картина будет существенно неполной без упоминания, пожалуй, главного дела Бакулина в должности наркома. Чуть более чем за полгода пребывания в должности Бакулин сумел добиться прекращения более чем 300 незаконных судебных дел против сотрудников НКПС, а несколько десятков железнодорожников из числа прежде осуждённых были реабилитированы и вернулись из лагерей и тюрем.

7 марта 1939 года Бакулин сам стал жертвой сталинских репрессий. Он был признан виновным в шпионаже, участии в контрреволюционной организации, подготовке террористического акта и расстрелян в тот же день. Наркома реабилитировали 25 августа 1956 года. Большая часть его служебного архива до сих пор засекречена.

Владимир Максаков
Первопроходцы БАМа

Стартовали с Ярославского вокзала 27 апреля 1974 года

Рубрики: История
Детище Саввы Мамонтова

Савёловский – вокзал ближнего следования

Рубрики: История
В начале славных дел

Как в России зарождалось профессиональное образование железнодорожников

Рубрики: История
Хранить вечно

Сохранить прошлое, чтобы обеспечить будущее

Рубрики: История
Подданные России

Людвиг и Александр Штиглицы служили новому Отечеству верой и правдой

Рубрики: История

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru