Коридор возможностей

Коридор возможностей

МТК Север – Юг становится важнейшей составляющей развития экономики страны
Отечественные производители товаров заключают всё большее количество контрактов с партнёрами из Индии, Ирана, стран Персидского залива и Азиатско-Тихоокеанского региона. В условиях переориентации грузовых потоков на новые рынки стратегическую важность для экономики страны приобрело развитие международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг.

Для увеличения грузопотока по этому направлению Правительство РФ и частный бизнес наращивают инвестиции в строительство инфраструктуры и покупку активов.


Стратегическое направление

Первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов во время своего выступления на XIV Международном экономическом форуме «Россия – исламский мир: KazanForum» отметил важность транспортного коридора Север – Юг: «Он является составной частью процесса становления многополярного мира, глубинной, фундаментальной тенденцией переноса экономической активности на юг и юго-восток. Это перспективное направление, которое будет развиваться и в будущем».

По словам заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, развитие транзитных маршрутов на направлениях Каспийского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива является приоритетом для Российской Федерации. «Мы считаем, что к 2025 году грузооборот в этом направлении должен вырасти в два раза – не менее чем до 30 млн тонн, а к 2030 году – до 35 млн тонн. Это на 155% больше по отношению к 2021 году», – отметил он на форуме в Казани.

В настоящее время Правительство РФ ведёт работу по реализации дорожной карты развития МТК Север – Юг, а общий объём инвестиций в период до 2030 года составит около 250–280 млрд руб.

В ходе транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Поволжье», прошедшей 24 мая в ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило отметил, что в этом году объёмы перевозки грузов по всем трём направлениям МТК Север –Юг увеличились в полтора раза в сравнении с уровнем прошлого года, до 3,2 млн тонн. «Цифры абсолютно рекордные. Мы никогда столько не возили», – отметил он.

В объёмах это, может быть, пока не так много, но важна динамика, в том числе и увеличения номенклатуры грузов, перевозимых по этим трём веткам, добавил Алексей Шило.


Пункты пропуска

Для ускорения транзита, экспорта и импорта грузов с учётом развития международных транспортных коридоров, в том числе Север – Юг, важное значение имеет модернизация пунктов пропуска.

Так, для развития МТК Север – Юг на территории России ОАО «РЖД» планирует строительство новой станции Самур-2 (Северо-Кавказская железная дорога) с пунктом пропуска в непосредственной близости от российско-азербайджанской границы.

24 мая состоялась рабочая встреча начальника СКЖД Сергея Задорина и главы Республики Дагестан Сергея Меликова, в ходе которой обсуждался вопрос перевода приграничного участка Дербент – Самур на систему тяги переменного тока и модернизация железнодорожного пункта пропуска Дербент в рамках развития инфраструктуры западного маршрута МТК Север – Юг.

В I квартале текущего года через этот пограничный переход проследовало более 2,2 млн тонн грузов и 10,3 тыс. контейнеров ДФЭ, что, соответственно, почти вдвое и в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2022 года.

Станция Самур-2 станет стыковым пунктом на западной ветке МТК Север – Юг и будет оснащена современным оборудованием, отвечающим международным стандартам. Реализация проекта к концу 2025 года позволит достичь провозной способности 15 млн тонн грузов в год.

Станция Самур-2 возьмёт на себя функции железнодорожного пункта пропуска через госграницу РФ. Проведение грузовых операций, связанных с погрузкой и выгрузкой, на станции не предполагается, поэтому проектировщики закладывают создание инфраструктуры и техническое оснащение станции только для быстрой и качественной, максимально автоматизированной обработки поездов.

Согласно проекту предусматривается установка в южной и северной горловинах станции Самур-2 интегрированного поста диагностики подвижного состава и взвешивающего оборудования, в южной горловине – стационарного инспекционно-досмотрового комплекса для таможенного контроля прибывающих с азербайджанской стороны грузовых поездов.

Дополнительно во входных горловинах станции будут установлены системы видеонаблюдения и досмотра вагонов в составе поезда, включая подвагоннное пространство.


Строительство дороги в Иране

В середине мая состоялось подписание межправительственного соглашения между Ираном и РФ о сотрудничестве по строительству железной дороги Решт – Астара. Это недостающий участок железной дороги западной ветки коридора Север – Юг протяжённостью 170 км. Согласно документу, стороны будут совместно финансировать проектирование, строительство, а также поставки товаров и услуг. Предположительный срок строительства нового участка – не менее трёх лет. Отсутствующий железнодорожный участок позволит соединить линии, расположенные на западной ветке коридора Север – Юг.
«В соответствии с соглашением строительство должно составить четыре года. Уже идёт проектирование, геологоразведка. И мы планируем, что в III квартале 2027 года или к концу 2027 года полностью все работы должны быть завершены», – сообщил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.

Россия выделит межгосударственный кредит на 1,3 млрд евро для строительства железнодорожной ветки Решт – Астара, сообщил журналистам в Тегеране вице-премьер Александр Новак. Общая стоимость проекта, по его словам, составляет 1,6 млрд евро.
«Введение в эксплуатацию участка железной дороги позволит усилить связь с грузопотребляющими центрами Ирана, логистической сетью и портами перевалки стран Персидского залива, снизить транзитное время перевозки грузов по МТК в Индию более чем в два раза, способствуя общему росту товарооборота и экспорта транспортных услуг», – считает директор по комплексным транспортным проектам Центра экономики инфраструктуры Кирилл Тюленев.


Источник инвестиций

Российские власти понимают необходимость привлечения сегмента частного бизнеса к реализации строительства инфраструктуры коридора. Об этом свидетельствует поручение президента, в котором сказано, что до 1 июня Правительство РФ совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей должны принять меры по привлечению средств частных инвесторов для реализации проектов по строительству отдельных объектов МТК Север – Юг.

По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, частные инвесторы готовы вкладывать средства при условии реальных сроков окупаемости, гарантии возврата и сохранения средств, также им может потребоваться софинансирование со стороны государства. «Им требуются конкретные проекты, инвестирование «вообще» их вряд ли заинтересует», – считает он.

При этом эксперт отметил, что в качестве инвесторов могут выступить компании самых разных отраслей, важно соблюсти вышеназванные условия. Например, строительство каких-либо энергетических объектов могут профинансировать энергетики, а строительство складских объектов – логистические или транспортные компании.

Группа компаний «Дело» совместно с партнёрами из стран Персидского залива уже рассматривают возможность строительства новой железной дороги с шириной колеи 1520 мм от азербайджано-иранской границы до иранского порта Бендер-Аббас.

По словам председателя совета директоров ГК «Дело» Сергея Шишкарёва, специалисты Группы компаний уже провели «предметные переговоры» с компаниями из Ирана, Омана, Катара и ОАЭ, которые готовы стать участниками возможного консорциума по строительству и эксплуатации новой железной дороги на условиях концессии. «Мы видим, что широкая колея, которая могла бы пройти параллельно участку Решт – Астара и дальше с выходом на порты Персидского залива, – окупаемый проект», – заявил Сергей Шишкарёв.

По предварительным оценкам, инвестиции в проект составят 18,5 млрд евро. При этом доходы от эксплуатации дороги за 40 лет после строительства в виде налоговых поступлений в бюджеты стран – участников консорциума составят 20 млрд евро, и ещё 70 млрд евро – дополнительные прямые и косвенные доходы участников проекта.

По экспертным оценкам ГК «Дело», объём перевозок по МТК Север – Юг может достичь 60 млн тонн в год к 2030 году и 100 млн тонн к 2050 году. Объём контейнерных отправок – 1 млн ДФЭ и порядка 2 млн ДФЭ соответственно.


Морская составляющая также необходима

Для полноценного функционирования МТК и увеличения объёмов грузопотока по коридору Север – Юг необходимо наличие флота и портовой инфраструктуры в Каспийском бассейне.
«Важной представляется необходимость формирования флота в Индийском океане для обеспечения морского плеча коридора и развитие инфраструктуры на Каспии», – сказал на полях форума председатель Совета директоров FESCO Андрей Северилов.

При этом он обратил внимание участников форума на сложности, с которыми в настоящее время сопряжена покупка новых судов. Тем не менее важной составляющей компания видит формирование собственного флота на Каспии.

Компания FESCO также планирует построить в Казани мультимодальный логистический комплекс, который станет хабом для консолидации грузов на пути в Иран.

В особой экономической зоне «Лотос», расположенной в Астраханской области, граничащей со странами Каспийского бассейна, в 40 км от Астрахани, на пересечении МТК Север – Юг начинаются масштабные работы по строительству инфраструктуры.
«Мы приступаем к главному этапу обустройства территории 8-го и 9-го причалов порта Оля – строительству инфраструктуры на площади около 16 га. Прошли все необходимые конкурсные процедуры, заключён контракт с подрядчиком», – сказал генеральный директор АО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин, выступая на KazanForum.

Согласно договору с ООО «Нагваль Стройтех» будут построены открытые площадки для перевалки контейнеров и генеральных грузов, закрытый склад для комплектования контейнеров сборными грузами, административное здание управления портов, подкрановые пути, подъездная автомобильная дорога, а также необходимая инфраструктура для функционирования порта. Плановый запуск объектов в эксплуатацию – 2024 год. Стоимость – более 1,9 млрд руб., деньги на их строительство выделены из федерального бюджета. Расчётный грузооборот по генеральным грузам с вводом этих причалов составит более 1 млн тонн в год, по контейнерным грузам – 53 тыс. контейнеров в год.

Первая очередь портовой ОЭЗ будет представлять современный терминал для приёма контейнерных и генеральных грузов, а также масляный и зерновой терминалы. Общая мощность – около 3 млн тонн грузов в год. Инвестиции резидентов в первый этап составят более 3 млрд руб.

Вторая очередь предполагает строительство нового грузового порта в районе ильменя Забурунный с созданием порядка 18 причалов. Общая сумма заявленных инвестиций действующих резидентов портовой ОЭЗ на реализацию проектов первого и второго этапов составляет 29 млрд руб.


Детали сотрудничества

Иран также намерен участвовать в «морской» программе. Главы России и Ирана договорились о создании совместного предприятия для приобретения и строительства судов, а также для организации транспортировки грузов по МТК Север – Юг. На этой основе подписано соглашение между иранской стороной и конвергенционным клубом МТК Север – Юг о строительстве и приобретении 20 судов.

В соответствии с соглашением будет разработан план по обеспечению портов грузами с использованием ресурсов и возможностей сторон для выполнения комбинированной перевозки, а также строительства судов.

Вице-премьер РФ Александр Новак в мае в ходе своего визита в Тегеран говорил: «Мы обсуждали эти вопросы (взаиморасчётов. – Ред.) очень подробно сегодня, был и Минфин, и Центральный банк с нашей стороны и со стороны иранских коллег. Могу сказать, что у нас уже порядка 80% взаиморасчётов идут в национальных валютах: в риалах и в рублях. Рассматривали также валюты других стран, в том числе юань, это одно из направлений, которое в будущем может стать расчётной единицей».

Между тем в мае в Иране открылось представительство ВТБ. Это первый российский банк, открывший представительство в Иране. У ВТБ есть филиалы в Индии и Китае, а также ряд дочерних банков за рубежом, в том числе в Армении, Азербайджане, Казахстане, Белоруссии. Эти страны также заинтересованы в увеличении объёмов грузопотока по коридору Север – Юг.

Сергей Волков
Флоатеры разместились удачно

ОАО «РЖД» использует различные финансовые инструменты

Рубрики: Развитие
Масштабные задачи

В этом году ОАО «РЖД» должно выполнить инвестпрограмму в объёме 1,27 трлн руб.

Рубрики: Развитие
Перспективный проект

МТК Север – Юг обладает потенциалом в 100 млн тонн грузов в год

Рубрики: Развитие
Честное соревнование
Василий Мишин, заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

В РЖД формируется рейтинг эффективности реализации соцполитики

Рубрики: Развитие
Творческое начало
Юлия Брагина, заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

В этом году запущен новый проект «Территория культуры»

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов
Денис Каплунов
«Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов». Издательство «Эксмо» 2016 год
Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru