Оптимальный расчёт
Андрей Горохов
Андрей Горохов
заместитель начальника отдела организации труда в пассажирском комплексе, хозяйствах гражданских сооружений и материально-технического обеспечения ЦОТЭН – филиала ОАО «РЖД»

Оптимальный расчёт

Нормирование труда ревизоров обеспечивает безопасность движения
В динамично изменяющихся условиях нормирование труда работников административно-управленческого штата объективно вышло на первый план. Оно является одним из важных элементов системы управления персоналом любой организации. Это прежде всего связано с необходимостью повышения эффективности использования трудового потенциала работников, оптимизации их численности и профессионального состава.

На сегодняшний день безопасность движения в ОАО «РЖД» обеспечивают более 1200 работников аппарата главного ревизора железных дорог. Они осуществляют контроль за соблюдением Правил технической эксплуатации и нормативных документов компании, взаимодействуют с функциональными филиалами, дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД, проводят мероприятия внутреннего контроля, выявляют имеющиеся и потенциальные риски в области безопасности движения поездов.

В состав аппарата главного ревизора помимо дорожных и региональных отраслевых ревизоров также входят сотрудники отдела технического анализа. По вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций специалисты аппарата главного ревизора взаимодействуют с МЧС, Ростехнадзором, прокуратурой, Росжелдором и сервисными компаниями. Качественное выполнение аппаратом главного ревизора всего комплекса работ напрямую влияет на достижение целей, стоящих перед ОАО «РЖД».

Многозадачность бизнес-процессов аппарата главного ревизора требует от каждого работника самых высоких компетенций для обеспечения гарантированной безопасности перевозочного процесса. Все их трудно даже перечислить – это знания требований в области законодательства РФ, корпоративных норм, правил, регламентов, стандартов, вопросов риск-ориентированного подхода, корпоративной сертификации системы менеджмента безопасности.

Ревизор по безопасности движения поездов – это прежде всего специалист самого высокого уровня, умеющий при расследовании нарушений безопасности движения оценить действия любого работника в той или иной ситуации. В соответствии с профессиональным стандартом, утверждённым в 2021 году, установлено обязательное требование к квалификации ревизора по безопасности движения: он не менее трёх лет должен отработать на руководящих должностях непосредственно по профилю деятельности.

Если раньше количество нарушений безопасности движения измерялось десятками тысяч в год, то сегодня благодаря современным технологиям и риск-ориентированному подходу в контрольной деятельности число таких случаев удалось существенно сократить. При этом учтён и человеческий фактор. Железная дорога сегодня в обеспечении безопасности перевозочного процесса лидирует среди других видов транспорта, в том числе благодаря ревизорскому аппарату. Применение ревизорских указаний, предписаний, представлений, которые исчисляются тысячами за год по сети железных дорог, позволяет поддерживать безопасность перевозочного процесса в управляемом состоянии, а применение автоматизированных систем даёт возможность оптимизировать трудоёмкость выполняемых ревизорами по безопасности движения процессов.

Для определения оптимальной численности работников, обеспечивающих безопасность движения поездов на сети железных дорог, в июле 2021 года Департаментом безопасности движения (ЦБР) была инициирована работа по оценке баланса рабочего времени. Работа началась с утверждения дорожной карты, где определили сроки и ответственных исполнителей. После её подписания была сформирована кросс-функциональная команда. В неё вошли представители ЦРБ, аппарата главного ревизора Северо-Кавказской железной дороги, ЦОТЭН и Центра повышения эффективности труда персонала СКЖД. Им предстояло совместно проанализировать бизнес-процессы, в которых участвуют работники аппарата главного ревизора железной дороги, включая главного ревизора по безопасности движения поездов, в состоянии «как есть» по всей сети железных дорог, сформировать организационно-функциональные модели процессов в состоянии «как должно быть» и определить нормативные трудозатраты на их выполнение.

Качественное выполнение всех этапов разработки обеспечило своевременный переход к основному этапу – заполнению опросных листов, в которых были учтены все возможные варианты выполнения процессов, а также периодичность выполнения операций, входящих в процессы. Полученные результаты экспертных оценок подтвердились контрольными хронометражными наблюдениями, проведёнными специалистами ЦОТЭН непосредственно на месте проведения работ в аппарате главного ревизора по безопасности движения Северо-Кавказской железной дороги. Эффективное взаимодействие всех участников команды позволило провести и завершить комплексную работу по оценке баланса рабочего времени и определить нормативные трудозатраты и численность работников аппарата главного ревизора по каждому бизнес-процессу. При этом для каждой железной дороги были учтены организационно-технические особенности и местные условия работы каждой из них.

Грамотный подход руководителей и специалистов ЦРБ позволил объективно оценить трудозатраты не только на основные и обеспечивающие, но и на дополнительные вспомогательные процессы. В результате были спроектированы коэффициенты, которые учитывают долю трудозатрат на дополнительные функции, которые не вошли в основные процессы. Для точного определения нормативной численности работников были разработаны корректирующие коэффициенты, которые максимально учитывают специфику, местные условия и особенности каждой из железных дорог.

Так, например, для Московской железной дороги учтены работы, связанные с наличием и развитием МЦД и МЦК; для Северной и Свердловской – это развитие Северного широтного хода, для Северо-Кавказской – наличие курортных зон и развитие Туапсинского железнодорожного узла, для Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог – развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Также учтены дополнительные затраты труда, связанные с дальнейшим развитием инфраструктуры БАМа. В итоге были разработаны нормативы трудоёмкости по 12 направлениям деятельности работников аппарата главного ревизора, состоящие из 77 основных, 12 обеспечивающих и 7 дополнительных процессов, определены и установлены корректирующие коэффициенты.

В конце декабря 2022 года были утверждены Нормативы трудоёмкости работников аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги. Нормативы трудоёмкости позволили определить оптимальную численность работников всех должностей руководителей и специалистов аппарата главного ревизора, осуществляющих в ОАО «РЖД» функционал в области обеспечения безопасности движения поездов по каждой железной дороге.

Наличие таких норм труда обеспечивает оперативное реагирование на изменение технологии или объёмов выполняемых работ, а результат расчёта нормативной численности позволяет определить оптимальное количество работников аппарата главного ревизора, необходимое для обеспечения гарантированной безопасности перевозочного процесса по каждой железной дороге.
Безопасное передвижение

Ответственность за переходы возложат на мэров

Рубрики: Безопасность
Работа продолжается
Сергей Попов, первый заместитель начальника Департамента безопасности движения,

Департамент безопасности движения делает акцент на профилактике

Рубрики: Безопасность

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru