Работа продолжается
Сергей Попов
Сергей Попов
первый заместитель начальника Департамента безопасности движения

Работа продолжается

Департамент безопасности движения делает акцент на профилактике
В минувшем году число нарушений безопасности движения поездов на инфраструктуре ОАО «РЖД» уменьшилось на 13% в сравнении с 2021 годом. Улучшения достигнуты по большинству параметров, включая снижение столкновений подвижного состава (с полным отсутствием таковых при поездной работе), число изломов рельса под подвижным составом, количество проездов на запрещающий сигнал светофора. О том, за счёт чего показатели улучшаются на протяжении всех последних лет, наш разговор с первым заместителем начальника Департамента безопасности движения (ЦРБ) Сергеем Поповым.

– По вине сторонних организаций, имеющих выход на инфраструктуру общего пользования, происходит в среднем в 2,4 раза больше нарушений безопасности движения, чем по ответственности холдинга «РЖД». При этом в процентном соотношении количество нарушений, допущенных сторонними организациями, сокращается в последние годы даже более высокими темпами, чем в холдинге. Сергей Иванович, какие механизмы использует ЦРБ для влияния на других участников рынка железнодорожных перевозок?
– Сотрудничество в вопросах обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта с участниками транспортного рынка ОАО «РЖД» выстраивает на основе регламента взаимодействия, в рамках исполнения которого заключено 60 соглашений о взаимодействии по вопросам безопасности движения поездов. Такое сотрудничество предоставило нам возможность на доверительной основе строить отношения с участниками транспортного рынка, а взаимное согласие и договорённость устанавливают взаимную ответственность, права и обязанность сторон совместно принимать решения, направленные на предупреждение нарушений безопасности движения.
Также в прошлом году в плотном взаимодействии с внешним регулятором – Ространснадзором – мы реализовали инструмент контроля и обеспечения соблюдения обязательных требований в области безопасности движения на основе Федерального закона № 247 «Об обязательных требованиях в РФ» от 31 июля 2020 года. Это система самооценки предприятий, проводимой с помощью чек-листов, на основании которых формируются декларации соответствия обязательным требованиям. Из этих документов хорошо видно, какие процессы находятся в порядке, а какие требуют дополнительных мероприятий. Такая возможность появилась как у сторонних предприятий, так и у структур холдинга «РЖД».

– В последние месяцы минувшего года руководство ЦРБ уделяло большое внимание работе вагоноремонтных компаний (ВРК) ввиду роста числа нарушений, допущенных из-за некачественного вагонного сервиса. Тем не менее по итогам года вагоноремонтники всё же допустили рост нарушений на 2%.
– Да, в конце ноября и в первых числах декабря руководителями и специалистами аппарата управления ОАО «РЖД» под руководством заместителя генерального директора – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Шайдуллина проведены совместные совещания с управляющим составом АО «ВРК-1» и ООО «НВК», ремонтирующих более половины грузовых вагонов на сети РЖД. Одной из причин организации встреч стал вопрос о совместном поиске решений, направленных на сокращение нарушений безопасности движения по ответственности вагоноремонтных компаний и повышение качества ремонта грузовых вагонов.
На совещаниях были рассмотрены вопросы эффективности внутреннего контроля в вагоноремонтных депо (работа ОТК), проведение процедур допуска отремонтированного железнодорожного состава на инфраструктуру ОАО «РЖД», реагирование на претензионные требования со стороны собственников вагонов и другие темы, требующие совместного принятия решений.
По их итогам принят ряд решений, выполнение которых должно дать результат уже в наступившем году.
В частности, в минувшем декабре началась и продолжается в I квартале текущего года совместная работа, направленная на снижение рисков нарушения безопасности движения по причине некачественного ремонта подвижного состава, в части усиления внутреннего контроля за работой предприятий. Выпуск грузовых вагонов после проведённого планового ремонта теперь происходит только при наличии расширенного листа комплектации на вагон и после проверки его соответствия фактической комплектации подвижного состава.
В I квартале этого года в вагоноремонтных депо пройдут профилактические визиты руководителей и специалистов региональных центров корпоративного управления ОАО «РЖД», целью которых станет информирование руководителей об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности предприятия, их соответствии уровню риска нарушений безопасности движения, о рекомендуемых мерах и способах по снижению их влияния на уровень функциональной безопасности движения.
В целях снижения внешней контрольной нагрузки на вагоноремонтные предприятия планируется широкое внедрение дистанционного подтверждения соответствия, а также самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований в области безопасности движения.



– Как развивается корпоративная система менеджмента безопасности движения (СМБД)?
– Во время её внедрения мы провели большую работу по формированию и внедрению элементов системы на предприятиях ОАО «РЖД», а в прошлом году перешли к работе через «управляемые виды деятельности» в СМБД. То есть определили конкретные цели и задачи, выработали дорожные карты по направлениям, оказывающим наибольшее влияние на обеспечение безопасности движения, и начали по ним предметную работу.
На основе риск-ориентированного подхода, через формирование и оценку факторов риска, через развитие и совершенствование самой базы в части ранжирования участников перевозочного процесса по степени их влияния на безопасность движения, мы определяем тех участников, объекты и процессы, которые находятся в зоне недопустимого риска и требуют максимального внимания с проведением работы уже именно по ним.
Кстати, «управляемые виды деятельности» сформированы с учётом обязательных требований в области безопасности движения, записанных в федеральном законе. Мы работу по оценке соответствия обязательным требованиям применяем как один из этапов формирования добровольной корпоративной сертификации СМБД.

– Что даёт корпоративная сертификация?
– В 2022 году сертификаты соответствия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса выданы 282 подразделениям. Таким образом, с учётом уже имеющихся сертификатов число сертифицированных подразделений составило 712, или 35,2% от общего количества подразделений, имеющих право на участие в корпоративной сертификации.
Сертификат, подтверждая высокий уровень обеспечения безопасности движения в подразделении, на три года освобождает от технических ревизий, проводимых аппаратом главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, даёт нам возможность перенаправить усилия ревизорского аппарата на предприятия, находящиеся в зоне риска.

– На что прежде всего обращали внимание ревизоры?
– Все мероприятия, которые проводит ревизорский аппарат, делятся на контрольные и профилактические. Если брать итоги 2022 года, то 95% действий – это именно профилактические меры. Работу с таким же акцентом будем продолжать и в этом году. Все последние годы от работы с последствиями нарушений мы переходим к устранению их причин с помощью профилактики.

– Наряду с общей благоприятной картиной есть ряд показателей, по которым наблюдается увеличение нарушений в прошлом году. Как они воспринимаются ЦРБ?
– Да, есть случаи, по которым мы не смогли отработать на уровне 2021 года. Так, хозяйства инфраструктуры смогли добиться улучшений не на всех дорогах. Превышение числа нарушений допущено в Северной, Куйбышевской, Красноярской, Дальневосточной дирекциях инфраструктуры. В целом допущен рост сходов при поездной работе, выросло число нарушений при приёме или отправке поездов по неготовому маршруту, есть ещё ряд параметров, по которым мы, к сожалению, отработали с ростом к прошлому году.
Все выявленные нарушения мы воспринимаем не только как недостатки в действиях исполнителей и руководителей, но и как направления для дальнейшего совершенствования и развития комплекса мер по улучшению безопасности движения, чтобы выявить и исправить прежде всего возможную системную ошибку.

– Основная причина большинства нарушений – так называемый человеческий фактор. Как строится работа с людьми?
– Работа с ошибками, допущенными персоналом, – одно из важнейших направлений профилактики. Важно не допустить повторения случаев нарушений. Поэтому мы ошибку персонала чаще всего воспринимаем не как виновность какого-то работника, а как недостаток его профессиональных навыков и компетенций. То есть определяются компетенции, с которыми необходимо работать по конкретным профессиям. По ним создаются соответствующие программы обучения. И через обучение в наших учебных центрах профессиональных квалификаций ведётся работа с конкретными группами по выбранным направлениям. В тесном сотрудничестве с Департаментом управления персоналом мы эту работу проводим как по отказам технических средств, так и по нарушениям безопасности движения.

– Культура безопасности приобрела широкую трактовку в ОАО «РЖД». Какое место в ней отводится безопасности движения?
– Безопасность движения стала частью общей корпоративной культуры безопасности, куда также включается экологическая безопасность, охрана труда и промышленная безопасность, транспортная безопасность, пожарная безопасность, экономическая безопасность, информационная безопасность. Все эти направления взаимозависимы. Благодаря такому подходу безопасностью движения в составе единой культуры безопасности теперь занимаются все подразделения компании, а не только структуры ЦРБ. Это, конечно, оказывает положительное влияние на общий конечный результат.
Кадровым блоком в прошлом году было разработано Положение об участии работников всех подразделений в развитии культуры безопасности, предложены серьёзные изменения в Положение по корпоративной этике, предусматривающие развитие элементов культуры безопасности.
Если в предыдущие годы культура безопасности имела больше общие черты, охватывающие в целом производственную и кадровую политику ОАО «РЖД», то в 2022 году мы подошли к её формированию на уровне линейных, структурных подразделений. Теперь стоит задача максимального вовлечения в процесс не только руководителей, но и рядовых работников. Элементы культуры безопасности прививаются разными мероприятиями, включая образовательно-просветительские – семинары, школы, форумы.
Эффективным инструментом стал проект «Аксиома ответственности». Это одновременно и большой смотр-конкурс сразу с несколькими категориями участников, с десятком различных номинаций, и целая серия информационно-просветительских мероприятий. Большой вклад в безопасность движения вносит работа наших общественных инспекторов. Сейчас разработано обновлённое положение по их работе, включающее более активное участие в формировании общей культуры безопасности.

Беседовал Александр Зубов
Безопасное передвижение

Ответственность за переходы возложат на мэров

Рубрики: Безопасность
Оптимальный расчёт
Андрей Горохов, заместитель начальника отдела организации труда в пассажирском комплексе, хозяйствах гражданских сооружений и материально-технического обеспечения ЦОТЭН – филиала ОАО «РЖД»,

Нормирование труда ревизоров обеспечивает безопасность движения

Рубрики: Безопасность

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru