Тяга к совершенству
Олег Валинский
Олег Валинский
заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги

Тяга к совершенству

Перед локомотивным комплексом стоят масштабные задачи
В прошлом году экономика страны в целом и ОАО «РЖД» в частности столкнулась с беспрецедентными вызовами. Как Дирекции тяги удалось с ними справиться и какие задачи стоят перед локомотивным комплексом в текущем году, «Пульту управления» рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Олег Валинский.

– Олег Сергеевич, как вы оцениваете работу локомотивного комплекса в прошлом году?
– Несмотря на огромное количество вызовов, которые сопровождали работу нашей компании весь прошлый год, с поставленными задачами локомотивный комплекс справился. Объём работы по Дирекции тяги за 2022 год составил 4627,086 млрд ткм брутто, или 101,1% к плану и 100,2% к уровню прошлого года (2021 год – 4617,847; план – 4574,726). Были выполнены качественные показатели использования тягового подвижного состава: среднесуточная производительность локомотива эксплуатируемого парка – 1666 тыс. ткм брутто/лок., или 100,1% к плану, средний вес поезда составил 4079 тонн, или 100,1% к плану и 100,5% к уровню прошлого года (2021 год – 4058 тонн, план – 4076 тонн).
Совместно с производителями локомотивов и сервисными компаниями в прошлом году была проведена масштабная работа по импортозамещению составных частей локомотивов, применяемых при их изготовлении и ремонте. Нам пришлось внести более 1700 изменений в конструкцию локомотивов, чтобы можно было использовать компоненты от альтернативных поставщиков из дружественных стран. В результате проделанной работы удалось подобрать более 1600 аналогов, которыми теперь пользуются производители и сервисные компании.



– Сколько единиц подвижного состава было закуплено?
– В рамках инвестиционной программы было приобретено 497 новых локомотивов. Наибольшее количество, 207 новых машин, пополнило парки локомотивных депо Восточного полигона. В этом году мы продолжим дальнейшее обновление парка, треть от плановой закупки будет отправлена на Восточный полигон, в том числе 30 единиц новых грузовых тепловозов серии 3ТЭ28 – на полигон БАМа.

– В прошлом году Восточный полигон практически стал главной транспортной артерией. Как удалось повысить эффективность этого направления?
– Благодаря новым локомотивам с улучшенными тяговыми характеристиками только за 2022 год на Восточном полигоне было проведено 22 тыс. поездов массой
7,1 тыс. тонн, что на 52,8% превышает результаты 2021 года. С лета прошлого года в направлении портов Приморья было организовано ежесуточное курсирование составов массой свыше 8 тыс. тонн.
Одновременно с развитием тяжеловесного движения внедрена технология вождения соединённых грузовых поездов массой 14 200 тонн и объединённых контейнерных поездов. В результате дополнительно перевезено 5 млн тонн грузов.
Более 12 тыс. поездов (в 3,4 раза больше, чем в 2021 году) прошло с использованием технологии виртуальной сцепки, позволяющей минимизировать интервал попутного следования.

– Как боретесь с отказами и как работаете со смежниками?
– К сожалению, уже не первый год зима становится серьёзным испытанием для локомотивов, поставляемых ТД «ТМХ Локомотивы». По-прежнему фиксируются отказы. Но мы непрерывно работаем над этим вопросом. Продолжается работа по модернизации и замене ненадёжных узлов на новых локомотивах. Заводы-изготовители разработали комплексные мероприятия. Так, в сервисном локомотивном депо (СЛД) «Амурское» в Комсомольске-на-Амуре работают специалисты Брянского машиностроительного завода для реализации технических решений по модернизации и техническому обслуживанию тепловозов 3ТЭ25К2м.
На Транссиб, где эксплуатируются электровозы серии «Ермак», командированы специалисты Новочеркасского электровозостроительного завода. На Юго-Западном полигоне для оперативного пополнения контингента СЛД Тимашевская и обслуживания электровозов 3ЭС5К направлены специалисты завода-изготовителя, НЭВЗа. При этом остаётся ещё много проблем, связанных как с нехваткой квалифицированных кадров в сервисных депо, так и с наличием оборудования и материалов.

– В конце 2022 года Дирекция тяги представила сводный план повышения надёжности в работе технических средств в локомотивном комплексе. Когда начнётся его реализация и на какие локомотивы он будет распространён?
– Реализация этого плана началась с 1 января 2023 года. В центре внимания – электровозы «Ермак». Это основная серия локомотивов, использующихся в грузовом движении на электрифицированных участках Восточного полигона. Дальневосточная и Забайкальская дирекции тяги уже фактически полностью перешли на использование «Ермаков». В этом и в следующем году должен завершиться перевод на «Ермаки» парка электровозов Восточно-Сибирской и Красноярской дирекций. Основной локомотив для Восточного полигона сегодня – это электровоз 3ЭС5К. С 2019 года электровоз производится с поосным регулированием силы тяги и в таком исполнении способен вести поезда весом 7100 тонн.
Из тепловозов, по которым в этом году планируется довольно много мероприятий, можно выделить 2ТЭ25Км. С производителями взаимодействие идёт по отдельной программе, нацеленной на исключение конструкционных недостатков локомотивов, выявленных в ходе эксплуатации. Они устраняются как в конструкции новых машин, так и исправляются при ремонтах в сервисных депо на локомотиворемонтных заводах. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с производителями тягового подвижного состава по новым моделям локомотивов. Все неисправности и недостатки в их работе фиксируются и анализируются, разрабатываются меры устранения выявленных проблем, завод-изготовитель вносит изменения в конструкцию.

– В позапрошлом году первые женщины начали учиться по специальности «помощник машиниста электровоза», а в этом году первая сотрудница Дирекции тяги получила удостоверение машиниста электровоза. Как вы считаете, насколько женщины справляются с данной профессией?
– В настоящее время в Дирекции тяги обучены и трудоустроены 22 женщины: 17 девушек работают в Свердловской, 5 – в Московской дирекции тяги. На мой взгляд, все женщины, которые за эти два года освоили профессию помощника машиниста и остались работать в Дирекции тяги, заслуживают большого уважения. Несмотря на максимальную автоматизацию труда в современных пассажирских локомотивах, работа эта достаточно сложная, предполагающая ночные смены, высокую степень напряжения, постоянное совершенствование знаний. С удовольствием отмечу Оксану Соколову, которая недавно получила удостоверение машиниста и стала первой на сети женщиной – машинистом электровоза, которой доверено водить пассажирские поезда на дальние расстояния.

– Как организована в Дирекции система наставничества и работа с молодёжью?
– Прошлый год в Дирекции тяги прошёл под эгидой наставничества и дал хороший импульс для этой деятельности у нас в подразделении. Мы смогли системно и последовательно внедрить новые подходы к оценке результативности навыков, приобретённых наставляемыми, и создать форматы для обмена опытом между наставниками. В Дирекции тяги система наставничества действует очень давно. У нас работают около 4 тыс. человек, и практически каждый 30-й работник – наставник. Все они прошли оценку корпоративных компетенций, совершенствовались на профильных курсах в Системе дистанционного обучения. В 2022 году за эффективную деятельность в области наставничества награждены 158 работников структурных подразделений. В 1,5 раза был увеличен объём средств на премирование наставников – с 38,4 млн руб. в 2021 году до 54,9 млн в 2022-м. Увеличился в этом году и средний размер выплаты за наставничество – на 7,5%.

– Расскажите о планах Дирекции тяги на 2023 год.
– На повестке дня остаются вопросы импортозамещения и локализации компонентов и материалов, организации надлежащего сервисного обслуживания и ремонта локомотивов, увеличение перевозок на Восточном полигоне, в центре внимания – вопросы безопасности движения: это и совершенствование профилактических мер и системы допуска к работе на инфраструктуре, изменение подходов к организации работы машинистов-инструкторов и многое другое.
Будем двигаться дальше по пути цифровизации и внедрения новых технологий, облегчающих в том числе работу локомотивных бригад. Впервые в этом году отметим единый День машиниста ОАО «РЖД». В целом же задач, над которыми мы работаем, огромное количество. Все они сложные и интересные, и решение каждой открывает новые возможности для развития нашей компании.

Беседовала Дарья Чикиркина

Импортозамещающий туризм
Ольга Хоточкина, директор выставки «Интурмаркет»,

Железнодорожники представляют туры на специализированных выставках

Рубрики: Развитие
Обязательный элемент

Агломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие
Флоатеры разместились удачно

ОАО «РЖД» использует различные финансовые инструменты

Рубрики: Развитие
Масштабные задачи

В этом году ОАО «РЖД» должно выполнить инвестпрограмму в объёме 1,27 трлн руб.

Рубрики: Развитие
Перспективный проект

МТК Север – Юг обладает потенциалом в 100 млн тонн грузов в год

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru