Матрица спасения

Матрица спасения

Игровые технологии в обучении основам безопасности на производстве
Во время Всероссийской недели охраны труда – 2022, которая проходила с 27 по 30 сентября в Сочи, состоялась сессия «Геймификация охраны труда: лучшие игровые решения». Представители крупных компаний и специалисты в области охраны труда поделились опытом и рассказали о настольных играх, квестах, виртуальной реальности и тренажёрах, которые помогают в обучении специалистов по охране труда и работников безопасности на производстве.

По словам руководителя Safety Games 360 Елены Козинец, преимущество игровых решений в том, что они включают эмоции. «Когда человек проходит обучение в эмоциональном режиме, он запоминает гораздо лучше и эффективнее и, соответственно, быстрее вспоминает, когда возникает какая-то нештатная ситуация, которая уже была прожита. Также игровые решения дают уникальную возможность поиграть не от себя, а от персонажа – в результате ошибки воспринимаются гораздо легче. Игровые решения дают возможность легко погружаться в сложную тему», – отметила она.

Опытом использования настольных игр в обучении поделился директор ЧОУ ДПО «Учебный центр «Охрана труда» Андрей Воротников. Он рассказал, что, как правило, работники ожидают скучных лекций по охране труда, вследствие этого у них нет мотивации к обучению. «Задача обучения – поменять отношение человека к охране труда. Нужно его воодушевить развитием культуры безопасности у себя на предприятии», – подчеркнул он.

Андрей Воротников рассказал об использовании настольной игры «Матрица спасения» Елены Козинец. Это игра направлена на приобретение и повышение уровня знаний, умений и навыков оказания первой помощи. Она представляет собой карточки-задания по самым распространённым видам травм и критическим состояниям. К каждой карточке-заданию прилагаются карточки со структурированным описанием и рисунками оказания первой помощи. Игра подразумевает раскладку карточек по конкретной теме по определённым правилам, а также отработку практических навыков.

Победителем считается та команда, которая смогла спасти наибольшее количество пострадавших. «Обычно как проходит практика по оказанию первой помощи? Есть манекен, и непосредственно участвуют два-три человека. Игра же позволяет задействовать всех», – отметил Андрей Воротников.

По его словам, при использовании игровых технологий в обучении нужно учитывать, что второй раз игра уже не так интересна. «Также мы столкнулись с позицией: игры – это для детей. Однако после мероприятия мы получаем только положительные отзывы. Слушатели получают новые впечатления, повышается мотивация к соблюдению требований охраны труда», – подытожил он.

Айгуль Галлямова, руководитель программ по развитию семейств специальностей Департамента по внедрению системы управления операционной деятельностью и производственной безопасности Блока разведки и добычи ПАО «Газпром нефть», поделилась опытом проведения квеста под названием «Код безопасности». «Мы используем этот квест уже в течение пяти лет, но меняем кейсы. Участники изучают реальные случаи, произошедшие в компании», – рассказала Айгуль Галлямова.

Цель этой деловой игры – закрепить у участников последовательность действий по стандарту расследования происшествий, научить правильно и тщательно собирать информацию и доказательную базу, а также научить правильно выстраивать беседу при сборе информации. Игра также развивает эмпатию.

«У нас в компании есть стандарт по расследованию происшествия, и для потенциальных членов комиссии проводится обучение. Оно проходит в течение двух дней. Первый день – это проработка теории, и второй день – квест», – отметила Айгуль Галлямова. Квест состоит из пяти этапов: оповещение и первоочередные меры; осмотр места происшествия; опрос пострадавших, свидетелей и участников; построение временной шкалы и определение критических факторов и системных причин происшествия; разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий.

«Квест длится восемь часов, участники делятся на команды и за каждое задание получают баллы. Побеждает команда, которая набирает больше всего баллов. При этом рядом находится тренер, который может помочь и подсказать. Так как участники изучают реальные случаи, то коллегам очень полезно потом сравнить свои результаты с результатами расследования», – отметила Айгуль Галлямова.

Также в ПАО «Газпром нефть» проводится конкурс «Сезон охоты за опасностями». Он рассчитан на четыре месяца. Его задача сфокусировать внимание работников на выявлении и устранении опасных действий и условий, являющихся предпосылками серьёзных происшествий. Свои наблюдения работники фиксируют в специальном корпоративном мобильном приложении «Сканер». «Определяется фокус внимания по категории опасности. Например, в мае у нас была «охота» по категории «высота», в июне – по категории «движение», в июле – «электричество и давление». Авторы лучших карт наблюдений получают благодарственные письма, памятные подарки», – рассказала Айгуль Галлямова.

Используют мобильное приложение для снижения производственного травматизма и в компании «ЕВРАЗ». «В 2019 году в нашей компании начался масштабный проект – мы начали внедрение риск-управления. Риски – это различные ситуации и места, где работники могут получить травмы, например поскользнуться, удариться, упасть. Риск получить травму от незакреплённых, неограждённых, повреждённых предметов и механизмов, есть риск и от захламления, беспорядка на территории и рабочих местах. Прежний подход к охране труда – это реакция на уже случившиеся происшествия и недопущение их повторения. Новый подход – научить работников видеть потенциально опасные ситуации. Предупреждение происшествия до получения травм», – рассказала директор Дирекции по развитию охраны труда и промышленной безопасности компании «ЕВРАЗ» Яна Репринцева. Для выявления рисков было создано мобильное приложение «Охота на риски». Основные его функции – регистрация рисков с использованием личного телефона с фиксацией фото и видео места и категории, оформление отказа от небезопасной работы, выполнение заданий в рамках отдельных «сезонов охоты», получение баллов и возможность обменять их на призы.

Приложение работает следующим образом: после того как работник отправил риск через мобильное приложение, он отображается в информационной системе, сообщение о нём получает риск-менеджер, ответственный за территорию. После проверки истинности риска ответственный назначает мероприятия по его устранению. По итогу риск-менеджер делает фото и прикрепляет его к соответствующему риску в информационной системе. Работник, сообщивший об опасной ситуации, получает сообщение, что риск устранён, и ему начисляются баллы.

Цель этого проекта – научить людей видеть риски, понимать, как их снизить и работать безопасно. Он решает такие задачи, как снижение производственного травматизма, изменение культуры безопасности в компании: переход от надзора и штрафов к диалогу и положительной мотивации, вовлечение работников в поиск рисков.

Виктория Гаджиева

Эпидемия современности

Выгорание сотрудников разрушает позитивный микроклимат в команде

Рубрики: Охрана труда
Лидеры безопасности
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,

В ОАО «РЖД» уделяют особое внимание охране труда

Рубрики: Охрана труда
Концепция охраны
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,

Человек труда – в центре внимания работодателя

Рубрики: Охрана труда
Психология безопасности
Владимир Быков, главный инженер Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог ОАО «РЖД»,

Задача руководителя – подобрать оптимальный способ сохранения здоровья работников

Рубрики: Охрана труда
Ноль травм – это цель
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД»,

Охрана труда в ОАО «РЖД»

Рубрики: Охрана труда

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов
Денис Каплунов
«Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов». Издательство «Эксмо» 2016 год
Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru