Испытание на профпригодность

Испытание на профпригодность

Экспериментальному кольцу АО «ВНИИЖТ» – 90 лет
Экспериментальному кольцу Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (АО «ВНИИЖТ») в сентябре исполнилось 90 лет. Уникальный полигон почти за вековую историю стал ключевой отечественной базой для проведения специализированных исследований подвижного состава и других технических средств.

Экспериментальная кольцевая железная дорога АО «ВНИИЖТ» расположена в Новой Москве, рядом со станцией Щербинка. Здесь перед началом серийного производства проходят лабораторную и эксплуатационную проверку локомотивы, вагоны, тормозные системы, рельсы и многое другое.
«Для проведения испытаний у нас есть три электрифицированных кольцевых пути, – рассказывает начальник Экспериментального кольца АО «ВНИИЖТ» Вячеслав Баторин. – Длина самого большого кольца составляет 6 тыс. метров. Он имеет идеальную форму круга и нулевой уклон. Именно на нём, например, проводились испытания «Сапсанов» и «Ласточек».

Длина других колец составляет 5600 и 5360 м. Они предназначены для ресурсных испытаний грузовых вагонов и конструкций верхнего строения пути. Кроме того, на полигоне представлены пути отстоя, сортировочная горка для испытания замедлителей, поворотный треугольник, лаборатории электроподвижного состава, электропоездов, контактной сети, спектрального анализа, дизельная лаборатория, а также рельсоиспытательная станция.

Экспериментальный полигон объединяет реальные условия эксплуатации с лабораторной точностью исследований. Как отмечают в АО «ВНИИЖТ», если ежегодный объём испытаний на кольце переложить в условия действующих линий, то их проведение займёт более семи лет.

В целом же за 90 лет на Экспериментальном кольце было испытано свыше 100 опытных образцов и модификаций подвижного состава, с которыми неразрывно связана отечественная история развития железнодорожного транспорта.


Новое слово в машиностроении

В 1932 году опытное кольцо представляло собой однопутную замкнутую линию. Самым первым подвижным составом, испытанным здесь, был паровоз серии Эм, ставший впоследствии основным локомотивом отечественных железных дорог.


В дальнейшем на кольце были проведены испытания первых электровозов (ВЛ19, ВЛ22 и Си, Св). Здесь же тестировали самый большой в мире паровоз АА20 и самый тяжёлый паровоз в истории советского паровозостроения П38.

Помимо этого, на полигоне проверялись динамические и прочностные характеристики грузовых и пассажирских вагонов, исследовались тормозные системы, изучалось взаимодействие вагонов и пути. Всё это позволило наладить производство современных тележек грузовых и пассажирских вагонов, автосцепок, роликовых буксовых узлов, чугунных и композиционных тормозных колодок.
«Основной отличительной особенностью Экспериментального кольца является то, что здесь проводятся исследования с отступлением от действующих нормативных документов, чтобы обеспечить дальнейшую безопасную эксплуатацию в реальных условиях, – отмечает Вячеслав Баторин. – Наши специалисты выявляют неполадки, находят причину их возникновения и определяют пути устранения».

Экспериментальное кольцо продолжает прокладывать путь практически всей новой железнодорожной технике страны. Например, сейчас здесь проходят скоростные, нагрузочные и другие проверки оборудования в составе грузового электровоза 3ЭС8 «Малахит». Технические характеристики локомотива позволяют вести поезда массой 7100 тонн в условиях горного рельефа и сложного климата. Его грузоподъёмность на 42% выше, чем у локомотивов предыдущего поколения. Сертификационные и приёмочные испытания 3ЭС8 должны завершиться уже этой осенью.

Опытный полигон также стал одной из площадок для тестирования машинного зрения, которое позволяет обнаружить препятствия на пути следования. Технология испытывается на электропоезде ЭС2Г № 136 в рамках создания системы автоматического управления движением на Московском центральном кольце.

Также на территории Экспериментального кольца в лаборатории контактной сети в настоящее время реализуется проект по созданию климатической камеры. С её помощью можно будет проводить испытания образцов подвижного состава в предельных климатических условиях. Это позволит заметно ускорить процесс приёмки и постановки на производство отвечающей современным требованиям продукции.


Пример для подражания

Экспериментальное кольцо стало первым в мире полигоном для испытаний железнодорожной техники. Более того, оно по-прежнему остаётся самым большим в Европе. Его уникальность и эффективность не могли остаться незамеченными для железнодорожников других стран мира.

В 1960 году при помощи отечественных специалистов второй в мире подобный испытательный полигон был построен в Пекине для Академии железнодорожного транспорта Китая. Через три года большое кольцо испытательного центра также появилось в городе Велиме при Научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта бывшей Чехословакии.

В дальнейшем похожие экспериментальные полигоны были созданы в США, а также в Польше, Южной Корее и ряде других стран.

При этом экспериментальный полигон и по сей день остаётся в центре внимания. Здесь проводятся научно-практические конференции, выставки новых технологий и технических средств для железнодорожного транспорта. К примеру, в 2021 году на территории Экспериментального кольца прошёл 50-й Международный салон «PRO//Движение.Экспо». В нём приняли участие 154 компании из 25 стран, представив свои инновационные разработки в области транспорта.


Перспективы развития

Научно-исследовательская база, реализованная на полигоне Экспериментального кольца, обеспечивает холдинг сертифицированной продукцией высокого качества. При этом опытный полигон в Щербинке наглядно доказывает, что для решения современных задач нужны новые подходы. Так, на протяжении всей своей истории Экспериментальное кольцо вносит значимый вклад в развитие не только железнодорожной техники, но самих методов её проверки, системы исследований.

Сейчас, к примеру, на базе кольца реализуется проект водородного кластера, цель которого – разработка технических решений и технологии применения высокоэкологичного подвижного состава на водородных элементах. Ведётся также и разработка проектов по созданию логистического и экологического кластеров, предназначенных для тестирования новых транспортных продуктов на стыке ускоренных контейнерных и автомобильных перевозок.

Кроме того, на полигоне запланировано строительство опытного участка пути, на котором будут проводиться предварительные испытания элементов инфраструктуры в рамках развития проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали № 1.

Экспериментальное кольцо по-прежнему остаётся ключевым плацдармом для реализации актуальных проектов, открывающих новые горизонты в развитии отечественной железнодорожной отрасли.

Алексей Алеев
Набор скорости продолжается

В этом году ДОСС отмечает юбилей

Рубрики: Юбилей

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru