Города встают на рельсы

Города встают на рельсы

Связанность городов обеспечит экономический рост
Из-за происходящих структурных изменений в экономике России в ближайшие годы неизбежно произойдёт усиление тренда на урбанизацию. Агломерации и крупные города будут «стягивать» к себе всё больше трудоспособного населения. При этом увеличение мобильности россиян должно сопровождаться увеличением скорости и надёжности транспорта, в том числе железнодорожного. Как будут меняться города, рассказывает «Пульт управления».

Урбанизация – тренд мировой. По подсчётам международных экспертов, общий ежемесячный прирост населения в городах мира составляет 200 тыс. человек. Люди меняют место жительства, как правило, преследуя одни и те же цели.
«Оказывают влияние такие показатели, как социально-экономическое развитие регионов, доступность объектов социальной инфраструктуры, уровень преступности», – отмечается в исследовании Аналитического центра при Правительстве РФ.

При этом чаще всего решение о смене места жительства принимают люди в возрасте до 35 лет.
«Города – это в первую очередь точки притяжения молодёжи. В них расположены крупные университеты, где стремятся получить образование студенты. Здесь молодёжь хочет жить и работать, так как тут сосредоточено и множество предприятий и организаций», – отметил во время всероссийского форума «Территория смыслов» (он проходит в Московской области с 18 июля по 5 августа) заместитель генерального директора президентской платформы АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков.


Опора на сеть

В России на сегодняшний день 1017 городов. Это не только города федерального значения, областные, республиканские и краевые центры, но и моногорода, города с населением до 5 тыс. человек.

По данным ВЭБ.РФ, в общей сложности в них создаётся 68,6% российского ВВП. Важной частью современного города является качественное предоставление услуг, в том числе транспортных.

Для обеспечения связанности городов и повышения мобильности в РФ создаётся единая опорная сеть, которая должна соединить ключевые точки, где создаётся пассажиропоток, – железные дороги и подходы к ним, аэропорты, федеральные автотрассы (это предусмотрено Транспортной стратегией РФ, рассчитанной до 2030 года).

Кроме этого, новые маршруты должны создаваться и внутри городов.
«Без развития общественного транспорта наши города, особенно крупные, через несколько лет могут просто встать в пробках. Поэтому важно создавать такие условия, чтобы поездки на общественном транспорте по комфорту не уступали личным автомобилям», – говорил ранее вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин.

Хорошая транспортная связанность, удобство пересадок, минимизация временных затрат при ожидании и передвижении сделают именно рельсовый транспорт основой транспортного каркаса страны, считает руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Константин Калинин.
«Скоростной рельсовый транспорт – это наименьшее время в пути, стабильность расписания, высокая провозная способность, а также возможность интеграции в единую систему оплаты и удобство пересадок на иные виды транспорта», – добавляет он.

Использовать существующую железнодорожную инфраструктуру выходит гораздо дешевле, чем, например, строить метро, добавляет Константин Калинин. «Она, как правило, уже завязана на связи пригородов с центрами агломераций, однако её мощности может быть недостаточно для организации городских маршрутов с необходимой частотой, а сеть остановочных пунктов не всегда оптимальна. Но можно достраивать дополнительные пути и локальные остановочные пункты за счёт средств субъектов в створах существующих линий», – добавляет эксперт.

Например, в Москве реализованы крупные транспортные проекты по интеграции железнодорожного транспорта в систему городского транспорта. Речь про Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД).
«Во времена СССР было мечтой реализовать такие проекты. Сегодня они позволяют москвичам значительно экономить время в поездках. Это не только быстро, но и комфортно. Так, в 2011–2021 годах в город было поставлено 3096 новых вагонов поездов пригородного сообщения, в первую очередь для МЦК и МЦД», – рассказал мэр Москвы Сергей Собянин.


Цифровые решения

Доминирующим трендом в развитии городов в ближайшие десятилетия станет цифровизация. «Транспортный ландшафт изменится кардинально, – говорит министр транспорта России Виталий Савельев. – Это произойдёт после внедрения на дорогах, в том числе железных, беспилотных технологий».

Напомним, ОАО «РЖД» продолжает работу по запуску беспилотной «Ласточки». В качестве полигона для отработки технологии автоведения выбрано МЦК – одна из самых загруженных европейских железнодорожных линий, где за последние три года число пассажиров увеличилось на треть.

Тестовый электропоезд «Ласточка» планируется оборудовать всеми средствами автоматизированного управления по максимальному, четвёртому уровню, предполагающему движение без машиниста на борту. Так, уже сейчас система машинного зрения способна на расстоянии 400 м обнаружить препятствие размером 30 см. Человек может заметить объект такого размера на расстоянии не далее 150 м. В настоящий момент систему учат понимать подаваемые людьми ручные сигналы.


В центре города – человек

По словам директора общероссийской организации «Городские реновации» Олега Зори, главный капитал любого города – это человек и его стремление сделать лучше окружающее пространство согласно интересам и нуждам всех жителей.
«Если мы хотим жить в достойных условиях, то и сообществу жителей важно проявлять инициативу», – убеждён он.

Виталий Маслюк
Скорость и удобство

Железная дорога осваивает города  

Рубрики: Развитие
Города растут

Макроагломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие
Восточная философия

Полигон опережающего развития

Рубрики: Развитие
Переходим на отечественное

Как на сети развивается импортозамещение

Рубрики: Развитие
Made in Russia

Дорожная карта позволит ускорить решение задачи

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100