Движение к лучшему
Анатолий Лесун
Анатолий Лесун
депутат Государственной думы РФ, глава подкомитета по железнодорожному транспорту при комитете Государственной думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры

Движение к лучшему

ОАО «РЖД» предложило разработать законопроекты
В конце июня подкомитет по железнодорожному транспорту при Государственной думе провёл первое заседание, в котором приняли участие не только представители органов федеральной власти, но и сотрудники ОАО «РЖД». О планируемых законодательных изменениях, предложениях холдинга и профильных объединений по актуализации нормативно-правовых документов «Пульту управления» рассказал депутат Государственной думы РФ, глава подкомитета по железнодорожному транспорту при комитете Государственной думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Анатолий Лесун.

– Анатолий Фёдорович, какие законодательные инициативы предложены участниками в ходе первого заседания?
– Первое заседание подкомитета организовано по просьбе ОАО «РЖД» с целью рассмотрения ряда вопросов, требующих законодательного решения. Изменения, предлагаемые компанией, затронули Устав и закон «О железнодорожном транспорте». Несмотря на то что все предложения, внесённые холдингом, требуют дальнейшей проработки, уже на первой встрече идеи одобрены большинством участников заседания.
Так, в проекте изменений в статью 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предлагается отменить налогообложение для средств, выделяемых на обеспечение горячим питанием работников в сложных условиях технологического процесса.
Сегодня в местах производства работ, где отсутствует необходимая инфраструктура для приёма пищи, работодателем организуется предоставление бесплатного рациона питания работникам. Средняя сумма, выделяемая холдингом, за горячее трёхразовое питание при работе в течение 14 дней составляет 12 727 руб., при этом сумма взимаемого с работника налога за горячее питание – 1655 руб.
Чтобы избежать излишних затрат на налогообложение, сотрудники РЖД отказываются от бесплатного питания, что создаёт угрозу их здоровью. Сейчас эти поправки в закон уже находятся на рассмотрении в Госдуме и направлены в Правительство РФ для принятия окончательного решения.

– В ОАО «РЖД» поступают обращения от граждан и местных органов самоуправления касательно развития пешеходной инфраструктуры вблизи железных дорог. Какие законодательные решения готов предложить подкомитет?
– Подкомитет в целом и холдинг в частности уделяют особое внимание обращениям граждан. Поэтому ещё одной инициативой ОАО «РЖД» стали изменения в статью 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте».
В действующей редакции отсутствуют разъяснения о том, кто обязан строить сопроводительную пешеходную инфраструктуру вблизи железной дороги. Предлагается возложить обязанность за строительство переходов на муниципалитет в том случае, если они соединяют части посёлка, города или другого населённого пункта.
Если же инфраструктура необходима для обслуживания железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, то обязательства по её возведению закрепляются за ОАО «РЖД».

– В начале июня по инициативе подкомитета на рассмотрение в Госдуму внесён проект изменений в статью 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Какие нововведения внесены в этот документ?
– С момента появления железнодорожной сети в России вокруг неё построили множество жилых комплексов. Это приводит к тому, что от жителей домов, расположенных недалеко от движения поездов, поступают жалобы на шум. Возникает вопрос о том, кто должен строить и выделять средства на шумозащитные сооружения – застройщик или ОАО «РЖД».
Чтобы законодательно урегулировать этот вопрос, холдингом предложено разделить ответственность следующим образом. Если застройщик возводит объект недалеко от действующей железной дороги, то строительство сопутствующей инфраструктуры – его обязанность. В случае когда ОАО «РЖД» строит дорогу вблизи жилых районов, обеспечить комфорт населения – его зона ответственности.
Законодательно разграничить обязательства сторон предлагается и в статье 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Например, сегодня ОАО «РЖД» реализует проекты по развитию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. В этом случае ответственность за сохранение экологической безопасности в местах строительства железнодорожной инфраструктуры планируется закрепить за холдингом.

– Участники заседания уделили особое внимание законопроектам в части инфраструктуры, в частности речь шла о внесении изменений в статью 94 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Какие корректировки обсуждались и чем они смогут помочь транспортному сообществу и ОАО «РЖД»?
– В действующей редакции закона штраф за невыполнение заявки на перевозку не менялся с 1998 года. Сегодня он составляет 10 руб. за каждую не погруженную в вагон тонну, а за каждый не предоставленный к перевозке контейнер варьируется от 50 до 200 руб. в зависимости от груза и объёма «тары».
Низкая финансовая ответственность приводит к тому, что грузоотправитель подаёт заявку на перевозку грузов на всякий случай и не предоставляет заявленные к отправке объёмы. Поэтому на заседании подкомитета представителями ОАО «РЖД» предложено пересмотреть сумму штрафа для грузоотправителей, а также установить его дальнейшую ежегодную индексацию в соответствии с уровнем инфляции. При этом размер материальной ответственности за невыполнение заявки на перевозку для холдинга предлагается увеличить соразмерно. По подсчётам специалистов, с момента утверждения размера штрафов уровень, накопленный инфляцией, составил уже 1400% – исходя из этого предлагается скорректировать сумму штрафа.

– Повысить эффективность использования железнодорожной инфраструктуры планируется в том числе за счёт дополнений к статье 44 Устава железнодорожного транспорта. О каких именно нововведениях идёт речь?
– Упомянутый законопроект разрешает перевозчикам перемещать невостребованные порожние вагоны с припортовой станции на иную локацию, где они не создают затруднений для движения составов. Такая мера не распространяется на железнодорожные пункты, тяготеющие к крупным предприятиям, а также на пограничные и иные станции, нахождение на которых излишних вагонов может парализовать их работу, например на станции Восточного полигона. ОАО «РЖД» предлагает дополнить 44-ю статью Устава такой возможностью с условием, что перемещение вагона будет предварительно согласовано с владельцем инфраструктуры. Такая мера особенно важна в условиях возникшего на сети профицита вагонов. Поэтому предлагаемое холдингом решение очень важно согласовать и принять в самое ближайшее время.

– В начале июля прошло второе заседание, где к обсуждению законопроектов были приглашены представители Союза транспортников России. В чём необходимость привлекать к обсуждению сторонние организации?
– При формировании законодательных изменений очень важно принимать во внимание не только мнение холдинга, но и пользователей инфраструктуры. Это и операторское сообщество, и сами грузоотправители. Поэтому 7 июля прошла встреча с представителями Союза транспортников России, которые не только внесли собственные законодательные инициативы, но и высказали своё мнение об изменениях, предложенных ОАО «РЖД».
Так, несмотря на то что представители Союза транспортников России поддержали предложение холдинга о повышении ответственности грузоотправителей за не представленные к перевозке объёмы, решено совместно обсудить вопрос о сумме штрафа и установить фиксированный размер его ежегодной индексации.
Стоит отметить, что по итогам первого заседания участники Союза предложили организовать их взаимодействие с подкомитетом на регулярной основе и включить их в состав экспертов нашего объединения. Привлечение к обсуждению именно Союза транспортников связано в первую очередь с тем, что они сами вышли с инициативой. При этом в перспективе мы планируем привлекать к процессу обсуждений и другие профильные объединения.

– Каковы дальнейшие планы подкомитета по развитию железнодорожной отрасли?
– В ближайшем будущем в планах подкомитета продолжить рассмотрение уже вынесенных законодательных инициатив, а также начать работать над новыми.
Так, сегодня внутри ГД мы разрабатываем закон «О смешанных перевозках» как для пассажирского, так и для грузового вида сообщения. Иначе говоря, клиенту необходимо отправить груз и его не должно волновать, есть ли в пункте назначения железнодорожная станция. Организатор перевозки должен сам предложить ему варианты доставки железнодорожным, водным, автомобильным, воздушным транспортом или скомбинировать их. Предлагаемый законопроект поможет регламентировать смешанные виды отправок и определить ответственность каждого из участников перевозочного процесса.
Если раньше из-за низкого уровня цифровизации нам было сложно говорить о реализации этого закона, то сегодняшний уровень развития интернет-площадок позволит не просто его принять, а воплотить в жизнь. Законопроект уже прошёл первое чтение, теперь с учётом поправок и предложений мы его совершенствуем и планируем осенью совместно с Правительством РФ и Министерством транспорта РФ вынести для дальнейшего обсуждения.

Беседовала Анастасия Баранец
Майнинг данных
Андрей Ковальчук, главный специалист отдела мониторинга соблюдения нормативных требований и процесса управления коррупционными рисками Центра по организации противодействия коррупции ОАО «РЖД»,

Искусственный интеллект против коррупции

Рубрики: Законодательство
Согласие сторон
Наталья Ершова, заместитель начальника Департамента капитального строительства ОАО «РЖД» ,

РЖД улучшают законодательную базу для строительства  

Рубрики: Законодательство
Государственное дело

Взаимодействие ОАО «РЖД» с законодателями и властью

Рубрики: Законодательство
Окно возможностей

Механизм «регуляторной гильотины» должен оздоровить транспортную отрасль

Рубрики: Законодательство

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры
Логан Дэйв, Кинг Джон
«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
Делай как коуч
Ольга Рыбина, Юрий Мурадян
«Делай как коуч». Издательство «Академия «Пять призм» 2023 год
Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru