Движение к лучшему
Анатолий Лесун
Анатолий Лесун
депутат Государственной думы РФ, глава подкомитета по железнодорожному транспорту при комитете Государственной думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры

Движение к лучшему

ОАО «РЖД» предложило разработать законопроекты
В конце июня подкомитет по железнодорожному транспорту при Государственной думе провёл первое заседание, в котором приняли участие не только представители органов федеральной власти, но и сотрудники ОАО «РЖД». О планируемых законодательных изменениях, предложениях холдинга и профильных объединений по актуализации нормативно-правовых документов «Пульту управления» рассказал депутат Государственной думы РФ, глава подкомитета по железнодорожному транспорту при комитете Государственной думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Анатолий Лесун.

– Анатолий Фёдорович, какие законодательные инициативы предложены участниками в ходе первого заседания?
– Первое заседание подкомитета организовано по просьбе ОАО «РЖД» с целью рассмотрения ряда вопросов, требующих законодательного решения. Изменения, предлагаемые компанией, затронули Устав и закон «О железнодорожном транспорте». Несмотря на то что все предложения, внесённые холдингом, требуют дальнейшей проработки, уже на первой встрече идеи одобрены большинством участников заседания.
Так, в проекте изменений в статью 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предлагается отменить налогообложение для средств, выделяемых на обеспечение горячим питанием работников в сложных условиях технологического процесса.
Сегодня в местах производства работ, где отсутствует необходимая инфраструктура для приёма пищи, работодателем организуется предоставление бесплатного рациона питания работникам. Средняя сумма, выделяемая холдингом, за горячее трёхразовое питание при работе в течение 14 дней составляет 12 727 руб., при этом сумма взимаемого с работника налога за горячее питание – 1655 руб.
Чтобы избежать излишних затрат на налогообложение, сотрудники РЖД отказываются от бесплатного питания, что создаёт угрозу их здоровью. Сейчас эти поправки в закон уже находятся на рассмотрении в Госдуме и направлены в Правительство РФ для принятия окончательного решения.

– В ОАО «РЖД» поступают обращения от граждан и местных органов самоуправления касательно развития пешеходной инфраструктуры вблизи железных дорог. Какие законодательные решения готов предложить подкомитет?
– Подкомитет в целом и холдинг в частности уделяют особое внимание обращениям граждан. Поэтому ещё одной инициативой ОАО «РЖД» стали изменения в статью 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте».
В действующей редакции отсутствуют разъяснения о том, кто обязан строить сопроводительную пешеходную инфраструктуру вблизи железной дороги. Предлагается возложить обязанность за строительство переходов на муниципалитет в том случае, если они соединяют части посёлка, города или другого населённого пункта.
Если же инфраструктура необходима для обслуживания железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, то обязательства по её возведению закрепляются за ОАО «РЖД».

– В начале июня по инициативе подкомитета на рассмотрение в Госдуму внесён проект изменений в статью 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Какие нововведения внесены в этот документ?
– С момента появления железнодорожной сети в России вокруг неё построили множество жилых комплексов. Это приводит к тому, что от жителей домов, расположенных недалеко от движения поездов, поступают жалобы на шум. Возникает вопрос о том, кто должен строить и выделять средства на шумозащитные сооружения – застройщик или ОАО «РЖД».
Чтобы законодательно урегулировать этот вопрос, холдингом предложено разделить ответственность следующим образом. Если застройщик возводит объект недалеко от действующей железной дороги, то строительство сопутствующей инфраструктуры – его обязанность. В случае когда ОАО «РЖД» строит дорогу вблизи жилых районов, обеспечить комфорт населения – его зона ответственности.
Законодательно разграничить обязательства сторон предлагается и в статье 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Например, сегодня ОАО «РЖД» реализует проекты по развитию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. В этом случае ответственность за сохранение экологической безопасности в местах строительства железнодорожной инфраструктуры планируется закрепить за холдингом.

– Участники заседания уделили особое внимание законопроектам в части инфраструктуры, в частности речь шла о внесении изменений в статью 94 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Какие корректировки обсуждались и чем они смогут помочь транспортному сообществу и ОАО «РЖД»?
– В действующей редакции закона штраф за невыполнение заявки на перевозку не менялся с 1998 года. Сегодня он составляет 10 руб. за каждую не погруженную в вагон тонну, а за каждый не предоставленный к перевозке контейнер варьируется от 50 до 200 руб. в зависимости от груза и объёма «тары».
Низкая финансовая ответственность приводит к тому, что грузоотправитель подаёт заявку на перевозку грузов на всякий случай и не предоставляет заявленные к отправке объёмы. Поэтому на заседании подкомитета представителями ОАО «РЖД» предложено пересмотреть сумму штрафа для грузоотправителей, а также установить его дальнейшую ежегодную индексацию в соответствии с уровнем инфляции. При этом размер материальной ответственности за невыполнение заявки на перевозку для холдинга предлагается увеличить соразмерно. По подсчётам специалистов, с момента утверждения размера штрафов уровень, накопленный инфляцией, составил уже 1400% – исходя из этого предлагается скорректировать сумму штрафа.

– Повысить эффективность использования железнодорожной инфраструктуры планируется в том числе за счёт дополнений к статье 44 Устава железнодорожного транспорта. О каких именно нововведениях идёт речь?
– Упомянутый законопроект разрешает перевозчикам перемещать невостребованные порожние вагоны с припортовой станции на иную локацию, где они не создают затруднений для движения составов. Такая мера не распространяется на железнодорожные пункты, тяготеющие к крупным предприятиям, а также на пограничные и иные станции, нахождение на которых излишних вагонов может парализовать их работу, например на станции Восточного полигона. ОАО «РЖД» предлагает дополнить 44-ю статью Устава такой возможностью с условием, что перемещение вагона будет предварительно согласовано с владельцем инфраструктуры. Такая мера особенно важна в условиях возникшего на сети профицита вагонов. Поэтому предлагаемое холдингом решение очень важно согласовать и принять в самое ближайшее время.

– В начале июля прошло второе заседание, где к обсуждению законопроектов были приглашены представители Союза транспортников России. В чём необходимость привлекать к обсуждению сторонние организации?
– При формировании законодательных изменений очень важно принимать во внимание не только мнение холдинга, но и пользователей инфраструктуры. Это и операторское сообщество, и сами грузоотправители. Поэтому 7 июля прошла встреча с представителями Союза транспортников России, которые не только внесли собственные законодательные инициативы, но и высказали своё мнение об изменениях, предложенных ОАО «РЖД».
Так, несмотря на то что представители Союза транспортников России поддержали предложение холдинга о повышении ответственности грузоотправителей за не представленные к перевозке объёмы, решено совместно обсудить вопрос о сумме штрафа и установить фиксированный размер его ежегодной индексации.
Стоит отметить, что по итогам первого заседания участники Союза предложили организовать их взаимодействие с подкомитетом на регулярной основе и включить их в состав экспертов нашего объединения. Привлечение к обсуждению именно Союза транспортников связано в первую очередь с тем, что они сами вышли с инициативой. При этом в перспективе мы планируем привлекать к процессу обсуждений и другие профильные объединения.

– Каковы дальнейшие планы подкомитета по развитию железнодорожной отрасли?
– В ближайшем будущем в планах подкомитета продолжить рассмотрение уже вынесенных законодательных инициатив, а также начать работать над новыми.
Так, сегодня внутри ГД мы разрабатываем закон «О смешанных перевозках» как для пассажирского, так и для грузового вида сообщения. Иначе говоря, клиенту необходимо отправить груз и его не должно волновать, есть ли в пункте назначения железнодорожная станция. Организатор перевозки должен сам предложить ему варианты доставки железнодорожным, водным, автомобильным, воздушным транспортом или скомбинировать их. Предлагаемый законопроект поможет регламентировать смешанные виды отправок и определить ответственность каждого из участников перевозочного процесса.
Если раньше из-за низкого уровня цифровизации нам было сложно говорить о реализации этого закона, то сегодняшний уровень развития интернет-площадок позволит не просто его принять, а воплотить в жизнь. Законопроект уже прошёл первое чтение, теперь с учётом поправок и предложений мы его совершенствуем и планируем осенью совместно с Правительством РФ и Министерством транспорта РФ вынести для дальнейшего обсуждения.

Беседовала Анастасия Баранец
Государственное дело

Взаимодействие ОАО «РЖД» с законодателями и властью

Рубрики: Законодательство
Окно возможностей

Механизм «регуляторной гильотины» должен оздоровить транспортную отрасль

Рубрики: Законодательство

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100