Города растут

Города растут

Макроагломерациям нужна железная дорога
В ближайшие десятилетия тренд на урбанизацию не только сохранится, но и ускорится. России, как крупнейшему по территории государству, также предстоит пойти по пути создания макроагломераций, в том числе за Уралом и на Дальнем Востоке. Железная дорога станет каркасом для их создания.


Раздвинуть границы

На сегодняшний день всего 900 городов планеты дают 60% мирового ВВП – это примерно $60 трлн в год. Поэтому вполне закономерно, что по всему миру появляются мегаагломерации, связывающие несколько крупных городов, а также средних и малых в единое целое. При такой ситуации транспортная доступность основных центров «одного большого города» составляет около 1–1,5 часа. Подобные территории являются зонами концентрации производства технологий, источником новых смыслов и человеческого капитала.





В России за последние 10 лет число проживающих в агломерациях увеличилось на 9%. Это в три раза больше, чем десятилетием ранее. «Темпы показывают: даже в высокоурбанизированной стране остаётся возможность для ускоренного, опережающего роста агломераций. При этом постковидная реальность несколько примирила вот это противоречие между ростом агломераций и стягиванием населения. IT-связь, удалёнка расширили границы агломераций. Потому что стало возможно жить подальше, работать дистанционно, раз в неделю приезжать по делам», – рассказал во время ПМЭФ министр экономического развития РФ Максим Решетников.

На сегодняшний день в России две макроагломерации – Московская и Санкт-Петербургская.
«Московская агломерация, которая включает Москву, Московскую область и часть прилегающих территорий других областей, сегодня создаёт 26% российского ВВП. И эта доля всё время растёт, потому что эта агломерация очень динамичная: там большая синергия, не нужны нефтяные скважины», – говорит председатель Счётной палаты России Алексей Кудрин.

Питерская агломерация – это 6% федерального ВВП. «То есть два региона создают больше 30% ВВП. Причём дальше по стране всё очень неравномерно распределяется. И если мы ничего не будем делать, то их скорость будет опережать по развитию другие территории и они будут на себя дальше стягивать все силы страны», – предупредил Алексей Кудрин.

По словам Максима Решетникова, агломерационные эффекты Москвы – Нижнего Новгорода получаются даже выше, чем Москвы – Санкт-Петербурга. «Это происходит потому, что по второму направлению больше «цепляем» населённых пунктов», – добавляет глава Минэкономразвития.


Города становятся ближе

Основа любой агломерации – регулярное скоростное транспортное сообщение. Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, выступая на сессии Петербургского международного экономического форума «Фундамент устойчивого развития: строительство и ЖКХ как основа экономического роста», напомнил, что железная дорога проходит по 850 городам страны, в которых проживают около 100 млн человек. И этими возможностями надо пользоваться.

В качестве примера он привёл опыт Москвы.

«Москва сегодня абсолютно другой город именно благодаря инновациям на железнодорожном транспорте – это и новые рельсы, шумозащитные экраны, абсолютно другой подвижной состав, следовательно, совершенно другое качество городской среды», – сказал глава холдинга.

«В Москву на скоростных электричках приезжают работать люди из соседних регионов. Созданные транспортные коридоры «схлопывают» существующее расстояние. Это как раз то самое важное, что позволяет усилить синергию и кооперацию между крупными городами и при этом никуда не переезжать», – говорит заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Однако текущая экономическая и политическая ситуация скажется на процессе формирования агломераций.
«Отдельный момент – структурные изменения, которые сейчас идут и будут ускоряться. Они тоже дают новые шансы агломерациям. Явно новые возможности появляются у Дальнего Востока, у Сибири. Сложнее, может быть, будет европейской части России, особенно Северо-Западу, который обслуживал достаточно мощный транзит, а теперь эти потоки переориентируются. Но это вопрос адаптации экономики и опять-таки новых возможностей», – подчёркиват Максим Решетников.

Алексей Кудрин считает, что в РФ возможно появление в обозримом будущем ещё минимум трёх-четырёх макроагломераций. Следовательно, можно будет диверсифицировать поток рабочей силы и рассредоточить вклад в экономику.
«Если соединить скоростными путями несколько областных центров, это будет единая агломерация, части которой подпитывают друг друга. Там возникнет новая мобильность капитала, товаров, населения, научно-технологических разработок и больше выбора населению места работы. Эффективность от такого рода синергии выше», – добавил Алексей Кудрин.

На Урале макроагломерация может появиться между Екатеринбургом и Челябинском. По словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, сейчас готовится к запуску «Ласточка» между Екатеринбургом и Челябинском. «Она будет идти не по прямой, а по существующему маршруту, но это уже шаг вперёд к созданию именно макроагломерации. Главное условие развития любой агломерации – транспортные и инженерные коммуникации. И это невозможно без поддержки ОАО «РЖД». Когда мы объединяемся, становимся ближе – это выгодно для всех», – сказал он.


Решения для агломераций

Развитие транспортной инфраструктуры влияет на облик городов. Например, уже в ближайшем будущем в крупных городах будет осваиваться пространство над объектами железной дороги (см. справку). Для этого разрабатывается «Стандарт развития вокзальных комплексов и прилегающих территорий ОАО «РЖД».
«В нынешней ситуации такие инновационные элементы будут востребованы», – сказал на ПМЭФ Олег Белозёров.

Стандарт станет набором руководящих принципов проектирования объектов пассажирской инфраструктуры. Такой подход может быть востребован в крупных агломерациях. Такой проект, вероятнее всего, будет реализован в Москве совместно с ВЭБ.РФ. Он предполагает создание пешеходной зоны над путями Белорусского вокзала. Также перспектива есть в Казани, в районе вокзала Казань-2.
«В Москве уже проектируется большая пешеходная зона, которая расположится прямо над путями. Сейчас такое строительство возможно, мы готовы предоставлять участки под проектирование и создание объектов над путями. Для нас сейчас абсолютно понятно с точки зрения земельного законодательства, с точки зрения наших корпоративных процедур, как такие территории вовлекать в оборот. И мы видим, что в определённых частях Москвы, прежде всего, есть спрос на такой вид строительства», – пояснил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Плутник.

По словам генерального директора «АС&АД АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО» Алексея Даниленко, исторически сложилось так, что вокзалы строились преимущественно в центральных частях городов. При этом подъездные пути к ним могут занимать от 80 м до нескольких километров в длину. «Они разрывают городскую территорию и затрудняют движение автотранспорта. За счёт надпутевого строительства в процессе редевелопмента эти железнодорожные зоны были бы востребованы для самых разных нужд: под коммерческие объекты, пешеходные зоны и парковки», – сказал специалист,


Начать с малого

Регионы заинтересованы не только в развитии макроагломераций, но и в укреплении транспортных связей внутри близлежащих регионов. «Запустив «Ласточку» внутри нашего региона (Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск), мы увидели, насколько увеличилось сообщение, пассажиропоток, активность населения», – добавляет Евгений Куйвашев.

Для повышения качества обслуживания пассажиров и улучшения транспортной доступности субъектов РФ холдинг «РЖД» постоянно расширяет географию курсирования скоростных поездов. Например, с 1 июля между Нижним Новгородом и Кировом начнёт курсировать новый межрегиональный скоростной электропоезд «Ласточка» № 720/719. Поезд будет курсировать ежедневно, отправляясь из Нижнего Новгорода в 17.52 и прибывая в Киров в 22.51. Из Кирова он будет отправляться в 06.21, прибывать в Нижний Новгород в 11.20. В пути поезд будет находиться 5 часов. Это в среднем на час быстрее других поездов дальнего следования, курсирующих по маршруту сегодня.

А с конца апреля между Ростовом-на-Дону и Новороссийском (без заезда в Таганрог) курсирует дневная «Ласточка». Время в пути – порядка 5 часов.
«Противопоставление, что только агломерации развиваются, тоже неправильное. Мы с вами прекрасно понимаем: шансы на развитие есть у очень разных населённых пунктов, и всё зависит от инициативы на местах. Сельское хозяйство, туризм, освоение рудной базы – всё это идёт не в агломерациях, формируются абсолютно самостоятельные и эффективные центры. Не только крупными проектами формируется развитие», – заключил Максим Решетников.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Впервые технологию надпутевого строительства железнодорожники реализовали при строительстве вокзала Адлер к Олимпиаде-2014. Главный вестибюль вокзала, зал ожидания и распределительный зал для пассажиров расположены на высоте 10 м над путями. Это один из самых крупных пассажирских терминалов в России. Он состоит из 7 уровней, его общая площадь составляет почти 30 тыс. кв. м. Новый вокзал станции принимает 3-5 тыс. пассажиров в час в обычном режиме эксплуатации, а в день открытия Олимпийских игр пассажиропоток вокзала составил 20 тыс. пассажиров. Визитной карточкой вокзала стал пешеходный мост с выходом к Чёрному морю. При строительстве вокзала использовались современные технологии, в том числе в области энергосбережения. На кровле автостоянки вокзала установлены солнечные батареи, за счёт которых осуществляется теплоснабжение. Также они практически полностью обеспечивают потребность здания в горячей воде. Они поглощают и преобразуют солнечную энергию, переносимую видимым светом и ближним инфракрасным излучением, в тепловую.
Скорость и удобство

Железная дорога осваивает города  

Рубрики: Развитие
Города встают на рельсы

Связанность городов обеспечит экономический рост

Рубрики: Развитие
Восточная философия

Полигон опережающего развития

Рубрики: Развитие
Переходим на отечественное

Как на сети развивается импортозамещение

Рубрики: Развитие
Made in Russia

Дорожная карта позволит ускорить решение задачи

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100