Достояние республики

Достояние республики

Создание архива железных дорог помогает хранить память о свершениях
Личным указом министра путей сообщения Российской империи Константина Николаевича Посьета 145 лет назад, 16 апреля 1877 года, был создан архив железнодорожного ведомства, ставший образцовым местом для хранения важнейших документов и материалов по истории российских железных дорог императорского периода.

Начиная с 1837 года все документы, которые имели отношение к Главному управлению путей сообщения и публичных зданий (как до 1865 года называлось ведомство), передавались на хранение в его канцелярию. Причём если речь шла о так называемом кабинете главноуправляющего (то есть о высшем начальстве), то с документов снималась копия, которая откладывалась в личную особую папку главноуправляющего. Такое положение дел сохранялось вплоть до создания Министерства путей сообщения. Ещё в 1864 году его первый глава, один из самых выдающихся железнодорожных деятелей России, Павел Петрович Мельников, отмечал, что перестало хватать места для хранения документов. И это понятно: рабочие варианты и копии только первого генерального плана развития железных дорог России насчитывали больше тысячи листов. Необходимо было решать эту задачу, и как можно быстрее. Скрепя сердце, Мельников отдал распоряжение, согласно которому все документы смежной принадлежности МПС и Минфина переходили в ведение последнего. Также Мельников впервые определил и срок их хранения: документы не старше трёх лет должны были оставаться «для повседневного использования» в его ведомстве, насчитывавшие три года и больше – сдаваться в архив, в том числе Минфина. Он писал: «Привычка хранить все документы и трястись над каждой промокательной бумажкой, на которой могут остаться следы каких-то букв, есть настоящее русское плюшкинство, и от него избавляться необходимо... Но множество документов и материалов может оказаться нам потребно в действительном деле».


Павел Петрович Мельников


Константин Николаевич Посьет
Тем самым впервые в истории российского ведомства путей сообщения было (пока что устно) на самом верху одобрено составление статистики. Первые статистические работы были далеки от идеала и, как правило, делались по личному поручению Мельникова или одного из его заместителей по какому-либо определённому поводу. В таком весьма несовершенном виде архивный отдел (в некоторых документах его называли «управлением») просуществовал до 1877 года.

К этому времени МПС уже три года возглавлял Константин Посьет, обладавший гораздо более широкими полномочиями и, как сказали бы сейчас, большим «аппаратным весом», чем даже Мельников. Указом, подписанным 16 апреля 1877 года, он создавал архив МПС, который должен был стать целиком самостоятельным управлением в составе ведомства. Первые задачи были такими: «проводить научно-исследовательскую работу для розыска всех данных, каким-либо образом относящихся до истории железных дорог Российской империи» и консультировать министерских чиновников по их запросам по любым темам, связанным с железнодорожным делом. Начальниками архива были назначены два человека, гражданский и военный инженеры-путейцы: Карл Иванович фон Бюлов (иногда встречается написание «Белов») и Александр Николаевич Чекменёв. Бюлов заведовал статистическим отделом, а Чекменёв – учётным. Все решения они должны были принимать вместе, а утверждал их лично Посьет, проявлявший огромный интерес к истории путей сообщения и к архиву. Под их начало поступило 50 сотрудников.

Первая же научно-исследовательская работа, порученная сотрудникам только что созданного архива, была в высшей степени ответственной: им предстояло собрать все материалы, касавшиеся истории российских железных дорог, начиная с 1837 года, для юбилейного многотомного издания министерства, которое планировалось начать выпускать в год сорокалетия открытия Царскосельской железной дороги. За некоторыми документами архивистам приходилось обращаться в соответствующие управления Министерства финансов и военного ведомства, где хранились бумаги, имевшие смежную юрисдикцию. В итоге уже к концу 1877 года именно в архиве МПС был собран самый большой материал о развитии железнодорожного дела в России, насчитывавший более 30 тыс. единиц хранения. Правда, уже в следующем году от серийного юбилейного издания Посьет был вынужден отказаться, однако собранные материалы сыграли главную роль в подготовке отдельных книг и альбомов о российских железных дорогах, выходивших в свет ещё многие годы.

Столь же бурно развивалась деятельность архива в области статистики и собирания имеющего актуальность материала, за которую также были ответственны и Бюлов, и Чекменёв. В частности, за неполный год была впервые собрана статистика обо всех без исключения железных дорогах Российской империи. Архивисты проделали грамотную работу, описав практически все инженерно-технические, нормативные и уставные документы, в которых упоминались параметры железнодорожного полотна. Во многих случаях приходилось сравнивать имеющиеся данные или отправлять запросы в управляющие компании и железнодорожные общества, чтобы найти точные цифры. Вот только некоторые критерии, которые учитывались в невероятном по кропотливости труде: длина железной дороги, разделение её на участки, количество станций и полустанков, депо, других помещений для стоянки, складов, особенности расположения железнодорожного полотна, среднесуточная пропускная способность пассажирских и грузовых поездов, чрезвычайные происшествия и аварийные случаи за три последних года. По итогам этой работы был издан первый официальный служебный справочник Министерства путей сообщения: «Архивно-учётное описание железных дорог Российской империи».

Не будет преувеличением сказать, что архивисты оказали огромную услугу руководству министерства. Теперь наконец в полной мере начала осуществляться мечта Мельникова о министерских решениях, основанных на тщательном анализе статистики. Правда, периодичность появления новых отчётов не была точно установлена, так что они могли появляться и два раза в год, и раз в несколько лет. Зависело это от передачи в архивы новых данных (или выявления их сотрудниками) и скорости их обработки.

Ещё одним нововведением в этой ответственной работе стало создание копий отчётности частных владельцев и управляющих компаний, и железнодорожных обществ. Теперь МПС (статус которого относительно частных железных дорог был не всегда ясен) могло в любое время выступить как контролирующий орган, основываясь на точных показателях и апеллируя к текстам хранившихся в архиве рабочих соглашений и договоров, по условиям которых и управлялись частные железные дороги. Таким образом, архив играл важную роль в решении конфликтных ситуаций, когда требовалось обратиться к оригинальным документам. Причём не всегда победителем из этих споров выходило министерство – нередки бывали случаи превратного толкования той или иной служебной бумаги, и только возможность проверки по первоисточнику позволяла восстановить справедливость. Всё это существенно облегчило подготовку и проведение важнейшей реформы в истории российского железнодорожного дела: выкуп частновладельческих железных дорог в казну, осуществлённый уже в 1890-е годы.

Следует отметить, что и сам Константин Посьет уделял пристальное внимание работе архива. Он часто посещал выделенное для него помещение с инспекциями и проверками, но нередко являлся и как верховный служащий Министерства путей сообщения: мог написать отношение о предоставлении ему архивной справки, затребовать данные об интересовавшем его периоде развития российских железных дорог или по истории ведомства. Чекменёв и Бюлов крайне упростили архивные описи, учитывая постоянные к ним обращения самых разных чиновников.

Через пять лет после создания самого архива, в 1882 году, его статистический отдел был выделен в самостоятельное управление. Ему были переданы и новые функции, в том числе несколько исключительно важных. Теперь статистический отдел архива отвечал в том числе за обработку и систематизацию экономической информации о железных дорогах. И вновь отчётность составлялась сразу по нескольким ключевым показателям. Вот только некоторые из них: оборачиваемость подвижного состава, его тоннаж, среднее количество вагонов в поездах, количество пассажиров и грузов, скорость. Эти данные существенно помогали в определении общего курса политики МПС. Постепенно в ведение архива переходила информация из Министерства финансов и из военного ведомства, связанная с железными дорогами. Теперь уже вся она собиралась в одном месте, что, разумеется, упрощало её поиск.

К десятилетию работы архива сам Посьет так оценивал его деятельность в специальном поздравительном адресе: «Благодаря архивному управлению мы стали не только лучше управлять нашими путями сообщения в настоящем, но и понимать их прошлое, огромный и сложный путь, простите меня за это вольное сравнение, который железные дороги проложили и по которому прошли поезда».

Нельзя не сказать о том, что работники архива принимали самое активное участие в подготовке нескольких важнейших изданий по истории российских железных дорог, выходивших, кстати, под общим наблюдением Чекменёва и Бюлова уже в 1890-е годы. Их планировалось приурочить к юбилейной дате – столетию образования министерств Российской империи, которая приходилась на 1902 год. И хотя Министерство путей сообщения было гораздо «младше» других ведомств, ему тоже было предоставлено право издать книги, реконструирующие его историю. Так появилось несколько крайне ценных исторических исследований, освещающих, к примеру, приезд в Россию Франца Антон фон Герстнера и строительство Царскосельской железной дороги, проектную историю железнодорожного пути между Санкт-Петербургом и Москвой, деятельность выдающихся железнодорожников – инженеров, предпринимателей и министров. Вряд ли бы всё это стало возможно без самой активной помощи архивистов-железнодорожников.

Последующую судьбу архива иначе как трагической не назовёшь. В 1917 году архив был дважды разграблен: в марте и ноябре. Огромная его часть было безвозвратно утеряна и, судя по всему, уничтожена во время переезда правительственных учреждений в Москву. Первым советским народным комиссаром путей сообщения, который озаботился вопросами сохранения архива, был Владимир Иванович Невский. Однако к тому времени – к началу 1919 года – погибло больше половины фондов архива. Сегодня некогда образцовый архив Министерства путей сообщения Российской империи рассеян по нескольким хранилищам: его документы находятся и в Государственном архиве Российской Федерации, и в Военно-историческом архиве, в собраниях документов министерств Российской исторической библиотеки.

Владимир Максаков
Детище Саввы Мамонтова

Савёловский – вокзал ближнего следования

Рубрики: История
В начале славных дел

Как в России зарождалось профессиональное образование железнодорожников

Рубрики: История
Хранить вечно

Сохранить прошлое, чтобы обеспечить будущее

Рубрики: История
Подданные России

Людвиг и Александр Штиглицы служили новому Отечеству верой и правдой

Рубрики: История
Строительство Варшавско-Венской дороги стало пробным шаром

Вопрос о концессиях в Российской империи был решён в середине 1860-х годов

Рубрики: История

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru