Транспортный каркас агломераций

Транспортный каркас агломераций

Городские электрички спасут от пробок на дорогах
Проект «Городская электричка» реализуется уже в двух десятках российских городов, ещё столько же регионов настроены развивать внутригородское железнодорожное сообщение. Как ОАО «РЖД» формирует транспортный каркас агломераций, рассказывает «Пульт управления».

В России в этом году должна быть утверждена единая комплексная программа, направленная на модернизацию пассажирского транспорта общего пользования в субъектах РФ. Соответствующее поручение президента России было дано по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, которое состоялось в июле 2021 года. Предполагается, что программа будет включать не только проекты по обновлению парка подвижного состава общественного транспорта, но и создание сети новых маршрутов.
«Все решения, направленные на развитие транспорта мегаполисов, улучшат качество городской среды в полтора раза», – сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин во время совещания с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным в конце января.




По его словам, приоритет будет отдан формированию рельсового каркаса агломераций. Этот транспорт способен решить проблему дорожных заторов и повысить мобильность городов.

ОАО «РЖД» совместно с регионами развивает проект «Городская электричка» с 2012 года (см. инфографику). На сегодняшний день внутригородское железнодорожное сообщение организовано в Москве, Красноярске, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Калининграде, Тюмени, Тамбове, Уфе, Ростове-на-Дону, Воронеже, Белгороде, Сочи, Волгограде, Краснодаре, Новосибирске и Астрахани.

Ещё порядка 20 регионов проявляют большую заинтересованность в этом проекте, среди них Санкт-Петербург, Краснодарский и Пермский края, Республика Татарстан.

Основные преимущества городских электропоездов перед другими видами общественного транспорта – быстрота, безопасность и относительно низкая стоимость проезда. Городская электричка отличается большой провозной способностью, её график и регулярность движения, как правило, не зависят от погодных условий.


Движение по кольцу

В Москве развитие внутригородского железнодорожного сообщения началось в 2016 году с запуском Московского центрального кольца (МЦК). МЦК сегодня – это 31 станция, с которой можно пересесть на 12 линий метрополитена, а также на 9 радиальных пригородных железнодорожных направлений.

С начала эксплуатации городскими электричками перевезено более 682,3 млн пассажиров. В 2021 году почти 150 млн пассажиров проехали по кольцу – это на 29,3% больше, чем за аналогичный период 2020 года, и на 0,9% выше допандемийного показателя 2019 года.

МЦК адаптировано для маломобильных пассажиров. Так, на 25 транспортно-пересадочных узлах (ТПУ) установлены лифты и эскалаторы, а на пяти – специальные подъёмники.

Железнодорожники постоянно развивают инфраструктуру кольца, улучшают технологию организации перевозок, расширяют парк электропоездов и пассажирскую инфраструктуру. Например, ряд платформ радиальных направлений был перенесён ближе к станциям МЦК. Парк «Ласточек», обслуживающих МЦК, по сравнению со стартовым количеством поездов на кольце увеличился на 9 поездов – до 51 состава.

Именно по МЦК поедут первые беспилотные «Ласточки». В конце прошлого года прошли демонстрационные поездки беспилотного электропоезда, первого в Европе поезда с сертифицированным машинным зрением. Без пассажиров, но с машинистом на борту он совершил самостоятельную поездку, проехав два круга.


Диаметров будет больше

Ещё один масштабный проект интеграции железнодорожного транспорта в столичную транспортную систему – Московские центральные диаметры (МЦД). В 2019 году было запущено движение МЦД-1 Белорусско-Савёловский (Одинцово – Лобня) и МЦД-2 Курско-Рижский (Нахабино – Подольск). В 2023–2024 годах планируется запустить движение по МЦД-3 Ленинградско-Казанский (Зеленоград – Раменское) и МЦД‑4 Киевско-Горьковский (Апрелевка – Железнодорожная).

За три года работы МЦД силами ОАО «РЖД» были реконструированы и построены уже 24 станции. Они строятся с учётом доступности для маломобильных пассажиров, при укладке путей в городе используются технологии снижения шума.

По словам генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, по итогам 2021 года компании в Москве удалось реализовать огромный объём строительных работ – почти на 100 млрд руб.
«Каждый год открываются новые объекты, и каждый из них – это шаг вперед. На этих объектах применяются уже новые технические решения, которых не было на предыдущих, поскольку пассажиры просят обратить внимание на новые системы», – сказал Олег Белозёров.

В 2022 году планируется завершить строительство трёх новых и реконструкцию семи существующих железнодорожных станций. На МЦД-1 завершат реконструкцию станции Тимирязевская и второй этап работ на Окружной (организация перехода по принципу «сухие ноги» для интеграции с МЦК).

На МЦД-2 появятся станции Печатники и Марьина Роща. А на МЦД-4 построят станцию Минская и реконструируют Толстопальцево, Мещерскую, Переделкино, Лесной Городок и Очаково.
«Для организации движения на МЦД проводится комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры, которое включает не только реконструкцию существующих станций и возведение новых, но и строительство дополнительных главных путей и путепроводов, модернизацию контактной сети. Усиление тягового электроснабжения – важная составляющая обеспечения тактового движения поездов на диаметральных маршрутах. В 2022 году модернизация и поэтапное усиление системы тягового электроснабжения для обеспечения надёжного функционирования железнодорожной инфраструктуры продолжится», – рассказал начальник Московской железной дороги Михаил Глазков.

Важным связующим звеном между городскими электричками и другим общественным транспортом являются ТПУ. Они позволяют разделять пешеходные и транспортные потоки, сокращать время пересадки с одного вида транспорта на другой. До конца 2023 года в Москве будет построено 37 ТПУ.
«Совершенно логично, что чуть в стороне от транспортного узла захотят появиться торговля и сервис, а также, если речь идёт об организации новой надёжной связи транспортом, – новое жильё», – считает директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.


Проект оправдал ожидания

Пионером проекта «Городская электричка» в РФ является Красноярск. Пилотный запуск поезда состоялся в 2008 году, а регулярное движение осуществляется с 2012 года. Сейчас электричка в городе является одним из наиболее комфортных и экономичных видов общественного транспорта растущего города. В 2021 году по железнодорожным маршрутам, входящим в проект «Городская электричка», перевезено 1 млн 735 тыс. пассажиров – это на 27% больше, чем в предыдущем году. Наибольший рост пассажиропотока – на 27% – зафиксирован на станции Красноярск: почти 269 тыс. человек.

Пассажирам доступен ряд сервисов, которые делают поездку комфортной и удобной. Так, в прошлом году появилась возможность безналичной оплаты проезда с использованием банковской карты в вагоне поезда. Расширился функционал мобильного приложения «РЖД Пассажирам» – теперь оно позволяет оформлять льготные билеты студентам и школьникам (50% от стоимости проезда).
«Мы намерены и дальше модернизировать инфраструктуру, адаптировать под потребности современного пассажира наш проект «Городская электричка», – подчеркнул начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин.

В настоящее время городской электричкой обслуживается 21 остановочный пункт в Красноярске и 9 – на направлении до Дивногорска. Три станции – Красноярск, Красноярск-Северный и Енисей – функционируют по принципу ТПУ. В будущем предусмотрено строительство не менее пяти остановочных пунктов в пределах городской черты Красноярска.

Продолжатся работы по созданию ТПУ. Планируется сооружение второго пути на мосту 777 через Енисей, который позволит увеличить пропускную способность и осуществлять движение электропоездов по кольцевому маршруту с короткими интервалами.

Другой сибирский город, Новосибирск, конкурирующий с Красноярском за право называться столицей Сибири, лишь в прошлом году приступил к реализации проекта «Городская электричка». Однако меньше чем за год пассажиропоток на маршруте от остановочной платформы Пригородный Простор до центральной части города вырос в два раза: с 500 до 1 тыс. человек.
«Для нас очень важно создавать комфорт и уют для тех, кто пользуется услугами железных дорог. Если говорить о самой платформе (речь о платформе Пригородный Простор. – Ред.), то мы постарались сделать её максимально удобной и эффективной для пассажиров. Выполнены подходы и пешеходные дорожки с освещением, соблюдены требования по созданию безбарьерной среды, организована перехватывающая парковка на 25 мест», – напоминает начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай.


Заразительный пример

В двух городах – Санкт-Петербурге и Екатеринбурге – местные власти рассматривают возможность запуска маршрутов, которые внешне будут напоминать маршруты МЦК и МЦД. Так, в Северной столице с 2025 года предлагается организация тактового движения с Гатчиной, Ораниенбаумом, Павловском, Колпино, Белоостровом Ленобласти, а также увеличение размеров движения и частоты курсирования поездов в связях с Выборгом и Всеволожском. Предусматривается запуск электропоездов по маршруту Санкт-Петербург-Финляндский – Левашово – Сертолово.
«Перед нами поставлена большая задача по полной интеграции пригородного железнодорожного сообщения в систему городского общественного транспорта», – отметил заместитель губернатора Санкт-Петербурга Максим Соколов.

А к 2030 году в Санкт-Петербурге планируется создать два полукольца. Городские электрички пойдут внутри города и свяжут Ораниенбаум с Белоостровом и Гатчину-Варшавскую с Токсово.

На Урале хотят запустить Екатеринбургское центральное пассажирское кольцо. Распоряжение о создании рабочей группы, которая займётся этим вопросом, было подписано губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым 3 февраля.

В планах создание кольца с диаметральными ветками, которые свяжут Екатеринбург с городами-спутниками агломерации. Прежде всего это Новокольцовский маршрут, который будет охватывать одноимённый микрорайон и объекты Универсиады 2023 года. А также Юго-Западный маршрут, который охватит микрорайоны Солнечный, Академический, Широкая речка и ВИЗ-Правобережный.
«Екатеринбургское центральное пассажирское кольцо важно для развития агломераций. Транспортная доступность и развитие транспортной инфраструктуры – серьёзный драйвер для развития любых городов и агломераций. Строительство кольцевой дороги для наших электричек – это важный проект, над которым мы работаем в тесном контакте с руководством Свердловской железной дороги. Наши пригороды и многие районы, безусловно, свяжут электрички «Ласточка», – прокомментировал Евгений Куйвашев.


Избавить город от пробок

В Краснодаре о проекте «Городская электричка» говорят уже несколько лет. Однако импульс ему был дан в конце прошлого года, когда депутаты городской думы утвердили Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры. Она рассчитана до 2040 года и предусматривает создание инфраструктуры для городской электрички.
«Краснодару очень важно принять участие в реализации проекта – этот вопрос прорабатывался достаточно давно с ОАО «РЖД», есть наработки по использованию железнодорожной инфраструктуры для городских пассажирских перевозок. Тем более что город за последние пять лет превратился в одну большую десятибалльную пробку, ведь по численности населения он увеличился вдвое», – признал глава города Андрей Алексеенко.

Развитие сети городских электричек в Краснодаре будет проходить в несколько этапов, первым из которых станет строительство платформ и организация кольцевого движения по имеющимся линиям. На следующих этапах потребуется строительство 120 км вторых путей, двух больших мостов, транспортно-пересадочных узлов.

Виталий Маслюк

Города растут

Макроагломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие
Восточная философия

Полигон опережающего развития

Рубрики: Развитие
Переходим на отечественное

Как на сети развивается импортозамещение

Рубрики: Развитие
Made in Russia

Дорожная карта позволит ускорить решение задачи

Рубрики: Развитие
Поддержка есть
Денис Кравченко, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике,

Законодательные инициативы для преодоления санкционного давления

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
«Стратегии тоже нужна стратегия»
Ривз Мартин, Джанмеджая Синха, Кнут Хаанес
««Стратегии тоже нужна стратегия»». Издательство «Эксмо» 2016 год
Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов
Лора Вандеркам
«Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов». Издательство «Бомбора» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100