Дорогой добрых дел
Юлия Брагина
Юлия Брагина
заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД»

Дорогой добрых дел

В ОАО «РЖД» развивается корпоративное волонтёрство
Сообщество железнодорожников – сплочённый коллектив, который всегда славился своим неравнодушием и традициями взаимопомощи, передающимися из поколения в поколение. Поэтому развитие корпоративного волонтёрства – это естественная и неотъемлемая часть социальной политики ОАО «РЖД». Об истории, философии и будущем корпоративного волонтёрства «Пульту управления» рассказала заместитель начальника Департамента социального развития Юлия Брагина.

– Юлия Викторовна, расскажите, пожалуйста, сколько работников участвует в волонтёрском движении и по каким направлениям ведётся работа?
– В настоящее время более 85 тыс. работников компании по своей инициативе участвуют в различных волонтёрских акциях, например ежегодных субботниках перед майскими праздниками, высадке деревьев во Всероссийской экологической акции «Зелёная Россия», организуют праздники для детей в домах малютки, помогают одиноким пенсионерам и участвуют в поисковых отрядах.
На сегодняшний день в компании существует семь базовых направлений корпоративного волонтёрства: социальное волонтёрство, развитие культурно-исторического наследия, образование и наставничество, охрана окружающей среды, здоровый образ жизни, безопасность на железнодорожном транспорте, помощь пассажирам железнодорожного транспорта. С 2020 года компания большое внимание уделяет медицинскому волонтёрству, что очень актуально в период пандемии. В 2021-м, в Год экологии, в компании особое внимание было уделено охране окружающей среды.









– Как зародилось корпоративное волонтёрство в компании и какие основные этапы его развития можно выделить?
– Корпоративное волонтёрство в ОАО «РЖД» началось в 2011 году с программы «Молодёжь РЖД» на Южно-Уральской железной дороге. Именно молодые работники этой магистрали стали первыми добровольцами в компании: они запустили проект «Эстафета добрых дел». Одной из первых акций было поздравление ветеранов-железнодорожников с Днём Победы.
В 2017 году на Октябрьской железной дороге впервые был проведён грантовый конкурс социальных проектов «Проводники хороших дел».
В 2018 году были разработаны основные нормативные документы в сфере добровольчества в компании. А в 2019 году уже пенсионеры-железнодорожники присоединились к движению – были созданы отряды серебряных волонтёров, проведено первое обучение секретарей дорожных комиссий и организовано первое мероприятие, на котором соединили волонтёров разных возрастов, в том числе пенсионеров.
В 2020 году был утверждён план мероприятий по корпоративному волонтёрству на три года. Пандемия сильно изменила все сферы нашей жизни, но наши волонтёры проявили себя и в этих условиях. Было организовано 85 волонтёрских штабов помощи неработающим пенсионерам, которые действуют и по сей день. Добровольцы доставляют продукты и лекарства и психологически поддерживают пожилых людей.
В прошлом году состоялись первый онлайн-форум корпоративных волонтёров и слёт добровольцев на Черноморском побережье, где встретились в очном формате лучшие волонтёры со всех железных дорог. Также в 2020-м был разработан и утверждён значок отличия «Волонтёр РЖД». Уже в этом году первые 100 человек будут награждены этим значком.
В этом году был утверждён Порядок обеспечения деятельности корпоративного волонтёрства в ОАО «РЖД», и в ближайшее время планируется разработать паспорт корпоративного волонтёра и систему оценки волонтёрской активности.

– На ваш взгляд, что даёт компании и её сотрудникам корпоративное волонтёрство?
– Ключевая цель развития волонтёрства в ОАО «РЖД» – укрепление корпоративной культуры и повышение социальной ответственности компании. Это означает, что такое явление, как корпоративное волонтёрство, исключительно важно как для ОАО «РЖД», так и для каждого сотрудника.
Благодаря корпоративному волонтёрству повышается в целом эффективность работы компании. Ведь люди участвуют в различных проектах не по указке сверху, а по зову своей души. При этом компания имеет возможность привлечь и сохранить лучших специалистов, укрепить свой имидж. Ну и, конечно же, реализовать свою социальную ответственность перед обществом и страной в целом. Кроме того, волонтёрское движение способствует сплочению коллектива, даёт возможность сотрудникам развиваться не только профессионально, но и нравственно.
В рамках семи основных направлений корпоративного волонтёрства созданы целые сообщества, где работники вне зависимости от возраста могут развиваться не только вместе с коллегами, но и с членами своей семьи, друзьями, пенсионерами отрасли.

– А каково ваше личное отношение к волонтёрству?
– Для меня волонтёрство – это прежде всего состояние души, когда ты можешь помочь нуждающимся просто так, потому что это делает нашу жизнь лучше. И конечно же, для меня как для заместителя начальника Департамента социального развития важно понимать и знать наших работников, их нужды и потребности, понять, что для них является ценным.

– Как организовано взаимодействие добровольцев в компании?
– Экосистема корпоративного волонтёрства ОАО «РЖД» основывается исключительно на инициативе работников и их активной гражданской позиции.
Главным звеном добровольчества в ОАО «РЖД» являются дорожные советы по корпоративному волонтёрству. Их основные задачи: тиражировать лучшие социальные практики, образовательные программы и методики в сфере волонтёрства, укреплять партнёрство между лидерами волонтёрского движения, представителями органов власти, общества, обеспечивать участие работников холдинга «РЖД» в полезной общественно-социальной деятельности, формировать привлекательный и позитивный образ волонтёра РЖД. Также всю работу по корпоративному волонтёрству мы проводим совместно с Благотворительным фондом (БФ) «Почёт».
Стоит отметить, что дети работников компании тоже приобщаются к волонтёрству с малых лет. Ребята ходят на различные социальные мероприятия вместе с родителями.

– Корпоративное волонтёрство развивается только в периметре компании?
– Однозначно нет, мы выходим на более широкую аудиторию. В России крупнейшей волонтёрской организацией и куратором волонтёрского движения является Ассоциация волонтёрских центров (АВЦ). В прошлом году ОАО «РЖД» подписало трёхстороннее соглашение о сотрудничестве с АВЦ и БФ «Почёт». В настоящее время в рамках данного сотрудничества прорабатывается вопрос участия ОАО «РЖД» в международном форуме «МЫВМЕСТЕ», куда планируем отправить делегацию корпоративных волонтёров.
Благодаря сотрудничеству с Ассоциацией волонтёрских центров руководство компании вошло в состав Совета по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтёрству при Торгово-промышленной палате РФ. Одну из шести комиссий данного совета возглавляет начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» Юлия Алексеева. В данную комиссию уже вошло более 30 компаний, таких как «Росатом», «Норникель», СИБУР и другие. Проводятся исследования, совместные акции, форумы и другие значимые мероприятия.

– В этом году в компании был проведён V грантовый конкурс социальных инициатив «Проводники хороших дел». Расскажите, пожалуйста, какие задачи у этого проекта.
– Конкурс «Проводники хороших дел» является важнейшей инициативой компании в области развития добровольческого движения. Конкурс впервые был проведён в 2017 году на Октябрьской железной дороге, тогда размер грантового фонда составлял всего 230 тыс. руб. Но уже начиная с 2018 года конкурс стал общесетевым. Он позволяет активным добровольческим группам реализовать свои инициативы и получить на их организацию денежные средства.
В 2021 году размер грантового фонда составил 3,8 млн руб. За все годы было профинансировано уже порядка 200 социально значимых инициатив. В 2022 году запланирован грантовый фонд в размере 5 млн руб.

– Как будет развиваться корпоративное волонтёрство в дальнейшем?
– В первую очередь планируется разработать и утвердить на правлении целевую программу «Корпоративное волонтёрство ОАО «РЖД». В программе будут обозначены основные тренды развития данной деятельности, определены ключевые направления, утверждена система форумов и организации общесетевых акций и многое другое.
В рамках реализации Программы по развитию человеческого капитала компании планируется к 2030 году увеличить количество вовлечённых в добровольческую деятельность работников с 11 до 15%.
Мы много внимания уделяем обучению наших волонтёров, чтобы они могли грамотно организовать акцию, найти партнёров, оформить свою идею на конкурс. Ближайшее обучение запланировано на конец ноября – начало декабря этого года, в нём примут участие 150 волонтёров компании. Также в начале декабря на международном форуме «МЫВМЕСТЕ» будет организован круглый стол с представителями других компаний, в рамках которого мы обсудим организацию общесетевых акций.
Для стимулирования добровольческой деятельности планируется запустить электронный паспорт волонтёра, где каждый доброволец компании будет видеть возможные активности, в которых он сможет принять участие. За участие в волонтёрских акциях будут начисляться баллы в рамках реализации проекта «Бонусный пакет», их также можно будет увидеть в электронном паспорте.
Кроме того, в настоящее время проводится работа по интеграции с общероссийской автоматизированной площадкой dobro.ru, где у наших добровольцев будут единые паспорта волонтёров, и они смогут присоединиться к получению бонусов от государства.

Беседовала Виктория Гаджиева

Охрана здоровья
Евгений Поспелов, первый заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

В ОАО «РЖД» мотивируют сотрудников заниматься физкультурой и спортом

Рубрики: Инициатива

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru