Открытые перспективы
Владимир Кривоносов
Владимир Кривоносов
первый заместитель начальника Дирекции тяги

Открытые перспективы

Какие локомотивы появятся на полигонах в будущем
На повестке дня – «зелёные» технологии. Поэтому так важны локомотивы, которые используют альтернативные виды топлива. О новых разработках «Пульт управления» побеседовал с первым заместителем начальника Дирекции тяги Владимиром Кривоносовым.

– На какой стадии находится проект «Транспортная стратегия на период до 2035 года»?
– Проект «Транспортная стратегия на период до 2035 года» проходит этап согласования с причастными ведомствами, но уже сегодня очевидны тренды, к которым нам необходимо быть готовыми.
Увеличение объёма и скорости транзита грузов возможно за счёт развития пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры и ускоренного внедрения новых технологий.









– Какие разработки перспективных локомотивов ведутся в настоящее время?
– Мы определили несколько направлений разработки перспективных моделей локомотивов. Первое – это грузовые локомотивы для Восточного полигона. Второе – локомотивы, использующие альтернативные источники энергии и виды топлива. Третье – локомотивы для вождения пассажирских поездов с инновационными вагонами. Четвёртое – электровозы для вождения контейнерных, палетных и рефрижераторных поездов. И наконец, магистральные и маневровые локомотивы для обеспечения перевозок на СШХ.
Мы проанализировали процессы формирования требований к локомотивам, получаемый результат и перешли к формированию требований на основании эксплуатационной модели.
В настоящее время ОАО «РЖД» разработаны, утверждены и переданы производителям локомотивов соответствующие технические требования по эксплуатации, энергоэффективности, надёжности, сервису и стоимости.
Для обеспечения грузовых перевозок на Восточном полигоне были заданы жёсткие требования к длине локомотива – 48 м (при обычной длине трёхсекционного локомотива 51 м). Это позволит синхронизировать нашу работу с возможностью инфраструктуры по длине поездов. Технические требования к грузовым локомотивам составлены на расчётный состав грузового поезда – 71 грузовой четырёхосный вагон массой 100 тонн брутто и условной длиной 14 м.
С учётом протяжённости участков работы длина полигона безотцепочного следования должна быть обеспечена на уровне 6 тыс. км для электровозов и 3 тыс. км для тепловозов. Важным элементом является ремонтопригодность и периодичность технического осмотра, которая составит 12 тыс. км для электровозов и 6 тыс. км для тепловозов. Сформированной моделью заложен среднесуточный пробег 747 км к 2025 году и 850 км к 2030 году.
Достижение данных параметров обеспечит эффективную эксплуатацию тяговых ресурсов на Восточном полигоне, в том числе с учётом перспектив по электрификации участков Дальневосточной железной дороги.

– Сделаны ли уже шаги по реализации этих заданий?
– Машиностроителями начаты разработки перспективных моделей локомотивов по техническим требованиям ОАО «РЖД» для Восточного полигона. Хочу отметить, что ОАО «РЖД» и АО «Синара – Транспортные машины» (АО «СТМ») подписали соглашение об организации производства, поставки и сервисного обслуживания этих тепловозов, в настоящее время идёт заключение договора поставки «будущей вещи».
Тепловоз 2ТЭ35А АО «СТМ» придёт на замену локомотивам серии 3ТЭ10МК. Эти двухсекционные машины должны заменить в эксплуатации тепловозы серии 3ТЭ10МК с увеличением весовой нормы (с 4900–5600 тонн до 7100 тонн) и повышением топливной эффективности на 20%. Также эти тепловозы могут стать альтернативой тепловозам 3ТЭ25К2М, при этом обладать агрегатами отечественного производства и меньшей стоимостью. Согласно технической спецификации просматривается также перспектива более высокой топливной эффективности тепловоза 2ТЭ35А относительно тепловоза 3ТЭ25К2М. Срок изготовления опытного образца – 2022 год, серийное производство планируется с 2023 года.
АО «Трансмашхолдинг» (АО «ТМХ») проектируются тепловоз серии 2ТЭ30А и электровоз серии 2ЭС9, у которых будет общая платформа с широкой унификацией узлов и деталей. В частности, планируется применение общей экипажной части (кузова и трёхосной тележки).
Для обеих машин декларируется существенное снижение трудоёмкости обслуживания и ремонта, в частности исключение обслуживания ТО-2 благодаря применению в конструкции малообслуживаемых узлов.
Тепловоз 2ТЭ30А должен стать заменой 3ТЭ10МК и альтернативой 3ТЭ25К2М при меньшей стоимости и более высокой топливной эффективности. Ключевыми инновациями является применение отечественных дизелей нового поколения типа Д300 и асинхронного тягового привода на отечественной элементной базе. Срок изготовления опытного образца – 2024 год, серийное производство возможно с 2025 года.
Двухсекционный электровоз 2ЭС9 призван заменить на Восточном полигоне электровозы серий 1,5ВЛ80р, ВЛ85 с увеличением весовой нормы (с 6300 до 7100 тонн), а также стать альтернативой электровозам 3ЭС5К с поосным регулированием силы тяги. При этом за счёт увеличенной силы тяги (1000 кН против 696 в часовом режиме у 3ЭС5К) этот локомотив должен показать более высокую надёжность, устойчивость к неблагоприятным погодным условиям, что позволит снизить задержки поездов. Применение в конструкции электровоза асинхронного тягового привода обеспечит увеличение уровня рекуперируемой энергии. Срок изготовления опытного образца – 2023 год, серийное производство возможно с 2024 года.
Проектируемые электровозы должны обеспечить вождение контейнерных поездов массой до 4000 тонн со скоростью 120 км/ч и массой 3000 тонн со скоростью 140 км/ч.

– Каковы планы по закупке локомотивов, использующих альтернативные виды топлива?
– Разработка локомотивов, использующих альтернативные виды топлива и источники энергии, позволит компании снижать выбросы углекислого газа в атмосферу, привлекать «зелёные» инвестиции в развитие экологичных технологий.
В перспективе пяти лет планируется закупка маневровых и магистральных локомотивов, работающих на природном газе (согласно программе мероприятий по реализации положений Соглашения от 17.06.2016 о сотрудничестве между ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», АО «Группа Синара», АО «Трансмашхолдинг» в области использования природного газа в качестве моторного топлива, актуализированной в этом году). Однако в текущем году нами обозначена производителям более жёсткая позиция ОАО «РЖД», заключающаяся в том, чтобы с 2025 года закупать автономные локомотивы, способные использовать в качестве топлива природный газ.
Поэтому машиностроительными заводами ведётся работа над новыми моделями локомотивов.
Это маневровый тепловоз с газопоршневым двигателем ТЭМ29 АО «ТМХ». По своим тяговым характеристикам аналогичен тепловозу ТЭМ18ДМ. В качестве топлива использует сжиженный природный газ. В настоящее время изготовлен опытный образец двигателя, заводом-изготовителем разрабатывается технико-экономическое обоснование. Срок изготовления опытного образца – 2022 год, серийное производство возможно с 2023 года.
Прорабатывается возможность создания газопоршневых тепловозов на базе 2ТЭ35А и ТЭМ7А и газодизельного тепловоза на базе 2ТЭ25К2М (в двухсекционном исполнении с тендерной секцией). Данные проекты находятся в стадии проработки концепций, и мы рассчитываем в среднесрочной перспективе выйти на опытные образцы.
Кроме того, разработано техническое задание на четырёхосные маневровые локомотивы с гибридной силовой установкой с использованием отечественных литий-ионных аккумуляторных батарей ЭМКА2, разрабатываемых АО «ТМХ» по соглашению с ОАО «РЖД» и АО «Роснано». Данные локомотивы предполагается задействовать вместо традиционных маневровых тепловозов ЧМЭ3 и ТЭМ18 на пассажирских станциях мегаполисов и в особо охраняемых природных зонах. Срок изготовления опытного образца – конец 2021 года, серийное производство возможно с 2023 года.

Беседовала Ирина Иванова
Скорость и удобство

Железная дорога осваивает города  

Рубрики: Развитие
Города встают на рельсы

Связанность городов обеспечит экономический рост

Рубрики: Развитие
Города растут

Макроагломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие
Восточная философия

Полигон опережающего развития

Рубрики: Развитие
Переходим на отечественное

Как на сети развивается импортозамещение

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100