Открытые перспективы
Владимир Кривоносов
Владимир Кривоносов
первый заместитель начальника Дирекции тяги

Открытые перспективы

Какие локомотивы появятся на полигонах в будущем
На повестке дня – «зелёные» технологии. Поэтому так важны локомотивы, которые используют альтернативные виды топлива. О новых разработках «Пульт управления» побеседовал с первым заместителем начальника Дирекции тяги Владимиром Кривоносовым.

– На какой стадии находится проект «Транспортная стратегия на период до 2035 года»?
– Проект «Транспортная стратегия на период до 2035 года» проходит этап согласования с причастными ведомствами, но уже сегодня очевидны тренды, к которым нам необходимо быть готовыми.
Увеличение объёма и скорости транзита грузов возможно за счёт развития пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры и ускоренного внедрения новых технологий.









– Какие разработки перспективных локомотивов ведутся в настоящее время?
– Мы определили несколько направлений разработки перспективных моделей локомотивов. Первое – это грузовые локомотивы для Восточного полигона. Второе – локомотивы, использующие альтернативные источники энергии и виды топлива. Третье – локомотивы для вождения пассажирских поездов с инновационными вагонами. Четвёртое – электровозы для вождения контейнерных, палетных и рефрижераторных поездов. И наконец, магистральные и маневровые локомотивы для обеспечения перевозок на СШХ.
Мы проанализировали процессы формирования требований к локомотивам, получаемый результат и перешли к формированию требований на основании эксплуатационной модели.
В настоящее время ОАО «РЖД» разработаны, утверждены и переданы производителям локомотивов соответствующие технические требования по эксплуатации, энергоэффективности, надёжности, сервису и стоимости.
Для обеспечения грузовых перевозок на Восточном полигоне были заданы жёсткие требования к длине локомотива – 48 м (при обычной длине трёхсекционного локомотива 51 м). Это позволит синхронизировать нашу работу с возможностью инфраструктуры по длине поездов. Технические требования к грузовым локомотивам составлены на расчётный состав грузового поезда – 71 грузовой четырёхосный вагон массой 100 тонн брутто и условной длиной 14 м.
С учётом протяжённости участков работы длина полигона безотцепочного следования должна быть обеспечена на уровне 6 тыс. км для электровозов и 3 тыс. км для тепловозов. Важным элементом является ремонтопригодность и периодичность технического осмотра, которая составит 12 тыс. км для электровозов и 6 тыс. км для тепловозов. Сформированной моделью заложен среднесуточный пробег 747 км к 2025 году и 850 км к 2030 году.
Достижение данных параметров обеспечит эффективную эксплуатацию тяговых ресурсов на Восточном полигоне, в том числе с учётом перспектив по электрификации участков Дальневосточной железной дороги.

– Сделаны ли уже шаги по реализации этих заданий?
– Машиностроителями начаты разработки перспективных моделей локомотивов по техническим требованиям ОАО «РЖД» для Восточного полигона. Хочу отметить, что ОАО «РЖД» и АО «Синара – Транспортные машины» (АО «СТМ») подписали соглашение об организации производства, поставки и сервисного обслуживания этих тепловозов, в настоящее время идёт заключение договора поставки «будущей вещи».
Тепловоз 2ТЭ35А АО «СТМ» придёт на замену локомотивам серии 3ТЭ10МК. Эти двухсекционные машины должны заменить в эксплуатации тепловозы серии 3ТЭ10МК с увеличением весовой нормы (с 4900–5600 тонн до 7100 тонн) и повышением топливной эффективности на 20%. Также эти тепловозы могут стать альтернативой тепловозам 3ТЭ25К2М, при этом обладать агрегатами отечественного производства и меньшей стоимостью. Согласно технической спецификации просматривается также перспектива более высокой топливной эффективности тепловоза 2ТЭ35А относительно тепловоза 3ТЭ25К2М. Срок изготовления опытного образца – 2022 год, серийное производство планируется с 2023 года.
АО «Трансмашхолдинг» (АО «ТМХ») проектируются тепловоз серии 2ТЭ30А и электровоз серии 2ЭС9, у которых будет общая платформа с широкой унификацией узлов и деталей. В частности, планируется применение общей экипажной части (кузова и трёхосной тележки).
Для обеих машин декларируется существенное снижение трудоёмкости обслуживания и ремонта, в частности исключение обслуживания ТО-2 благодаря применению в конструкции малообслуживаемых узлов.
Тепловоз 2ТЭ30А должен стать заменой 3ТЭ10МК и альтернативой 3ТЭ25К2М при меньшей стоимости и более высокой топливной эффективности. Ключевыми инновациями является применение отечественных дизелей нового поколения типа Д300 и асинхронного тягового привода на отечественной элементной базе. Срок изготовления опытного образца – 2024 год, серийное производство возможно с 2025 года.
Двухсекционный электровоз 2ЭС9 призван заменить на Восточном полигоне электровозы серий 1,5ВЛ80р, ВЛ85 с увеличением весовой нормы (с 6300 до 7100 тонн), а также стать альтернативой электровозам 3ЭС5К с поосным регулированием силы тяги. При этом за счёт увеличенной силы тяги (1000 кН против 696 в часовом режиме у 3ЭС5К) этот локомотив должен показать более высокую надёжность, устойчивость к неблагоприятным погодным условиям, что позволит снизить задержки поездов. Применение в конструкции электровоза асинхронного тягового привода обеспечит увеличение уровня рекуперируемой энергии. Срок изготовления опытного образца – 2023 год, серийное производство возможно с 2024 года.
Проектируемые электровозы должны обеспечить вождение контейнерных поездов массой до 4000 тонн со скоростью 120 км/ч и массой 3000 тонн со скоростью 140 км/ч.

– Каковы планы по закупке локомотивов, использующих альтернативные виды топлива?
– Разработка локомотивов, использующих альтернативные виды топлива и источники энергии, позволит компании снижать выбросы углекислого газа в атмосферу, привлекать «зелёные» инвестиции в развитие экологичных технологий.
В перспективе пяти лет планируется закупка маневровых и магистральных локомотивов, работающих на природном газе (согласно программе мероприятий по реализации положений Соглашения от 17.06.2016 о сотрудничестве между ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», АО «Группа Синара», АО «Трансмашхолдинг» в области использования природного газа в качестве моторного топлива, актуализированной в этом году). Однако в текущем году нами обозначена производителям более жёсткая позиция ОАО «РЖД», заключающаяся в том, чтобы с 2025 года закупать автономные локомотивы, способные использовать в качестве топлива природный газ.
Поэтому машиностроительными заводами ведётся работа над новыми моделями локомотивов.
Это маневровый тепловоз с газопоршневым двигателем ТЭМ29 АО «ТМХ». По своим тяговым характеристикам аналогичен тепловозу ТЭМ18ДМ. В качестве топлива использует сжиженный природный газ. В настоящее время изготовлен опытный образец двигателя, заводом-изготовителем разрабатывается технико-экономическое обоснование. Срок изготовления опытного образца – 2022 год, серийное производство возможно с 2023 года.
Прорабатывается возможность создания газопоршневых тепловозов на базе 2ТЭ35А и ТЭМ7А и газодизельного тепловоза на базе 2ТЭ25К2М (в двухсекционном исполнении с тендерной секцией). Данные проекты находятся в стадии проработки концепций, и мы рассчитываем в среднесрочной перспективе выйти на опытные образцы.
Кроме того, разработано техническое задание на четырёхосные маневровые локомотивы с гибридной силовой установкой с использованием отечественных литий-ионных аккумуляторных батарей ЭМКА2, разрабатываемых АО «ТМХ» по соглашению с ОАО «РЖД» и АО «Роснано». Данные локомотивы предполагается задействовать вместо традиционных маневровых тепловозов ЧМЭ3 и ТЭМ18 на пассажирских станциях мегаполисов и в особо охраняемых природных зонах. Срок изготовления опытного образца – конец 2021 года, серийное производство возможно с 2023 года.

Беседовала Ирина Иванова
Импортозамещающий туризм
Ольга Хоточкина, директор выставки «Интурмаркет»,

Железнодорожники представляют туры на специализированных выставках

Рубрики: Развитие
Обязательный элемент

Агломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие
Флоатеры разместились удачно

ОАО «РЖД» использует различные финансовые инструменты

Рубрики: Развитие
Масштабные задачи

В этом году ОАО «РЖД» должно выполнить инвестпрограмму в объёме 1,27 трлн руб.

Рубрики: Развитие
Перспективный проект

МТК Север – Юг обладает потенциалом в 100 млн тонн грузов в год

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru