Труд без опасности

Труд без опасности

ОАО «РЖД» участвует в программе Vision Zero
Традиционные формальные методы обучения работников по вопросам безопасности производственных процессов, которые сводятся к ознакомлению персонала с инструкциями и прослушиванию лекций, не позволяют усваивать знания в полном объёме, чтобы затем применять их на практике. В Департаменте экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» внедряются новые подходы к формированию культуры безопасного производства. В основу новой концепции обучения положены современные методы и формы, среди которых цифровизация, геймификация, внедрение тренажёров виртуальной реальности, проведение проектных сессий.


Смена приоритетов










В Департаменте экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» пояснили, что разработку новых подходов начали с анализа проблем в обучении работников. Выяснилось, что используемые методы устарели, а это ведёт к снижению их эффективности. Как следствие – непонимание работниками идеи обучения, недостаточная мотивация как обучающихся, так и преподавателей. Всё это приводит к отсутствию навыков безопасного поведения на рабочем месте.

Напомним, действующий Трудовой кодекс обязывает работодателя обеспечить обучение сотрудников безопасным методам и приёмам работы. В 2018 году Россия присоединилась к международной программе Vision Zero по повышению безопасности и снижению смертности на производстве.

Концепция нулевого травматизма востребована в ОАО «РЖД»: в ЦБТ убеждены, что работодатель должен вовлечь и замотивировать работника, сделать обучение более современным. Одним из базовых принципов обучения должна стать его персонификация, учёт индивидуальных особенностей человека, подача учебного материала в соответствии с типом восприятия информации, индивидуальные траектории обучения, персональные рекомендации развития.

Разработка обучающих программ, включая программы проведения тренингов по формированию культуры безопасного труда для руководителей центрального и регионального уровней управления, включена в программу мероприятий по реализации концепции Vision Zero в ОАО «РЖД».

Новые программы создаются Департаментом экологии и техносферной безопасности на основе эффективных обучающих технологий в области охраны труда и промышленной безопасности.

На смену формальному проведению обучения приходят современные подходы – деловые игры, кейсы, квесты, технологии виртуальной реальности (VR). Среди новых, более эффективных методов – визуализация, включая внедрение виртуальных классов, развитие цифровой информационно-образовательной среды, использование видеофильмов. Всё это делает обучение более эффективным, способствует повышению учебной мотивации и вовлечённости работников в процесс освоения знаний, получения и закрепления необходимых для безопасной работы умений и навыков. Согласно результатам исследования компании «Нетология», обучение без интерактива и вовлечения на 55% менее эффективно.


Комплексный подход – залог успеха

Развитие очных форматов, внедрение геймификации и цифровых методов обучения правилам охраны труда стало одним из современных трендов для крупных работодателей.

На прошедшей в сентябре Всероссийской неделе охраны труда под эгидой ОАО «РЖД» был проведён круглый стол «Внедрение современных подходов обучения работников в области безопасности производственных процессов» с участием представителей Минтруда, Роструда и ведущих российских компаний.
«На круглом столе были рассмотрены лучшие практики по обучению безопасности производственных процессов, такие как применение технологий виртуальной реальности, внедрение виртуальных классов по охране труда, интерактивных форм обучения. Участники круглого стола поддержали развитие виртуальных форм обучения, однако выразили единое мнение о необходимости сохранения очного обучения охране труда – это очень важно для отработки навыков безопасного выполнения работ», – рассказал начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» Андрей Лисицын.

Одним из наиболее распространённых очных форматов обучения стали оценочные сессии с элементами геймификации. Цель сессии – отработка навыков работы в команде, оценка качества профессиональной подготовки в области охраны труда, выдвижение и рассмотрение перспективных предложений, закрепление практических навыков и обмен лучшими практиками.

Проведение оценочных сессий уже внедрено в блоке охраны труда РЖД. Для поддержки их проведения создана специальная информационно-образовательная среда – интранет-ресурс, на котором размещены кейсы, вспомогательные материалы для руководителей среднего звена.

Учебные кейсы – индивидуальные или групповые задания, использующие описание реальной ситуации и предназначенные для изучения участниками с целью поиска возможных вариантов её решения. В блоке кейсов – описание ситуации, списки заданий и вспомогательные материалы для разбора инцидентов. Участникам обучения необходимо установить причину происшествия и предложить рекомендации для того, чтобы подобные происшествия не повторялись. В ходе обучения следует ответить на вопросы: «Что было нарушено?», «Какие последствия наступили?», «Какие правильные действия необходимо было произвести?», «Какие меры необходимо принять, чтобы не допустить подобных случаев в дальнейшем?».

С 2019 года на площадке РУТ (МИИТ) проводятся оценочные сессии, в которых приняли участие более 160 руководителей среднего звена, прошли обучение более 400 модераторов, как в очном, так и в дистанционном формате.


Виртуальная реальность в помощь

Эффективным инструментом для обучения являются VR-тренажёры. С помощью технологий виртуальной реальности сотрудник усваивает знания и навыки на куда более высоком уровне: запоминает правильную последовательность действий и видит, к чему приводят ошибки (к примеру, в виртуальной реальности можно «устроить» пожар или взрыв без всякого риска для здоровья и жизни сотрудника). По словам директора по акселерации технологий виртуальной и дополненной реальности фонда «Сколково» Алексея Каленчука, за последние четыре года отечественные корпорации провели до сотни пилотных внедрений обучающих VR-проектов и порядка 10% из них подтвердили эффективность. В числе успешных проектов – разработки блока охраны труда РЖД.

Суть обучающей технологии сводится к тренировкам по выполнению рабочих операций с соблюдением всех норм охраны труда, но не на реальных объектах, а в виртуальном пространстве. Цифровые технологии создают такой эффект, что пользователь не ощущает разницы между действиями в реальности и действиями, выполняемыми в системе VR. Это позволяет глубже закреплять навыки, чем при традиционных способах обучения. Ведь сдача экзамена по билетам ни в малейшей степени не напоминает ситуацию реального ЧП, поэтому в критический момент полученные знания не вспоминаются. Основное преимущество этого метода обучения – возможность совершенствовать навыки при выполнении даже самых травмоопасных технологических операций без риска для себя и окружающих.

В блоке охраны труда ОАО «РЖД» обучающие технологии с использованием виртуальной реальности внедряются с 2019 года. Сейчас приёмы безопасной работы в виртуальном формате осваивают железнодорожники, профессии которых связаны с высокими рисками травматизма. Андрей Лисицын отметил, что основная цель внедрения технологий виртуальной реальности – повышение качества обучения работников приёмам и методам безопасной работы.
«Эта технология позволяет работникам получить опыт реальной производственной ситуации в безопасных условиях, а также повышает мобильность их обучения, это особенно важно для наиболее отдалённых структурных подразделений», – пояснил он.

Технологии, обучающие безопасному труду с помощью виртуальной реальности, внедрены в филиалах ОАО «РЖД» производственного блока, тренинги проводятся на более чем 20 тренажёрах. Тренажёры виртуальной реальности в настоящее время применяются для обучения безопасному выполнению работ во многих профессиях железнодорожного транспорта. Так, тренинги по охране труда с использованием VR проходят составители поездов, работники локомотивных бригад, электромеханики. В ЦБТ уточнили, что приоритет отдаётся профессиям, в которых уровень профессиональных рисков оценивается как высокий.

Сейчас в ОАО «РЖД» внедряется технология для обучения по охране труда электромонтёров контактной сети с использованием цифровых двойников. Тренажёр состоит из шлема и контроллеров виртуальной реальности, которые создают эффект полного погружения в технологическую среду и позволяют освоить приёмы безопасной работы на контактной сети. В частности, отработано обучение в виртуальной реальности безопасным действиям по установке заземляющей штанги контактной сети. Оборудование позволяет обучать, тренировать и экзаменовать работников. Система рассказывает, как правильно и безопасно выполнить работу с помощью всплывающих подсказок и виртуального помощника. В тренировочном режиме работник выполняет необходимые действия самостоятельно, без подсказок. Ранее, в 2020 году, был внедрён VR-тренажёр для обучения электромехаников безопасному ремонту и обслуживанию электропривода стрелки.

Владимир Константинов
Эпидемия современности

Выгорание сотрудников разрушает позитивный микроклимат в команде

Рубрики: Охрана труда
Лидеры безопасности
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,

В ОАО «РЖД» уделяют особое внимание охране труда

Рубрики: Охрана труда
Концепция охраны
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,

Человек труда – в центре внимания работодателя

Рубрики: Охрана труда
Матрица спасения

Игровые технологии в обучении основам безопасности на производстве

Рубрики: Охрана труда
Психология безопасности
Владимир Быков, главный инженер Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог ОАО «РЖД»,

Задача руководителя – подобрать оптимальный способ сохранения здоровья работников

Рубрики: Охрана труда

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru