Магистраль роста

Магистраль роста

ВСМ ускорят развитие регионов
Транспортная стратегия России до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года предполагает, что граждане страны должны получить возможность перемещаться между городами с населением более 100 тыс. человек в течение 12 часов. Такие возможности открывает создание в стране сети высокоскоростных железнодорожных магистралей. Станет ли строительство ВСМ драйвером развития территорий, выяснил «Пульт управления».


Успеть за час

По оценкам экспертов ООН, к 2050 году 66% населения Земли будет жить в крупных агломерациях. В России в крупных городах уже формируется запрос на скоростное и высокоскоростное железнодорожное сообщение.

Согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, перспективными направлениями ВСМ в России на сегодня определены маршруты Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань – Екатеринбург, Москва – Ростов-на-Дону – Адлер.

Ожидается, что к 2036 году сеть скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения затронет 39 регинов страны, 129 малых, средних и крупных городов. Среднее время в пути между смежными региональными центрами составит 55 минут.


Маршрут построен

Первая в России ВСМ длиной около 680 км пройдёт по маршруту Москва – Санкт-Петербург. В настоящее время в ОАО «РЖД» продолжаются работы по проектированию магистрали, в том числе по интеграции ВСМ в транспортные системы городских агломераций.
«Москва и Санкт-Петербург сейчас имеют очень хорошее сообщение. Поэтому ещё один высокоскоростной транспортный коридор на этом направлении должен быть максимально эффективным. Он должен работать на повышение связанности территорий, развитие региональной экономики и при этом не создавать искусственной конкуренции видов транспорта», – уверен генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Магистраль пройдёт по территории шести субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. Главы двух субъектов – Москвы и Ленинградской области – уже согласовали проект ВСМ.

Мэр Москвы Сергей Собянин 3 августа сообщил, что магистраль будет интегрирована в третий Московский центральный диаметр (МЦД-3) Крюково-Зеленоград (Ленинградско-Казанский). Длина ВСМ в границах Москвы составит 43 км. Строительство ВСМ в границах Москвы будет совмещено с реконструкцией остановочных пунктов и модернизацией путевого хозяйства Октябрьской железной дороги, необходимого для запуска МЦД-3. По словам Сергея Собянина, ВСМ с другими видами транспорта свяжут четыре транспортно-пересадочных узла (ТПУ): Зеленоград, Петровско-Разумовская, Рижская и Ленинградский.
«Благодаря ТПУ пассажиры из любой точки города смогут выбрать удобный и быстрый маршрут, чтобы добраться до перспективной высокоскоростной специализированной железнодорожной магистрали», – сказал Сергей Собянин.

В Ленинградской области ВСМ будет пересекать территорию Тосненского района. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко также согласовал прохождение по территории области участка магистрали протяжённостью 76 км. Дорога будет пересекать существующую железную дорогу по направлению Тосно – Гатчина, а также реки Ижора, Винокурка, Тосна и Тигода. В районе деревни Турово построят новую станцию Жаровская.


В выигрыше регионы

Ввести в эксплуатацию входы высокоскоростной магистрали в Москву и Санкт-Петербург в РЖД намерены в 2024 году, а полностью завершить строительство – в 2027 году. По расчётам РЖД, в 2030 году ожидаемый пассажиропоток по магистрали составит более 23 млн человек. Время в пути – 2 часа 15 минут.

По словам первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Вадима Михайлова, такого рода проекты, как ВСМ, дают колоссальное число эффектов для развития экономики в целом.
«Есть исследования, которые свидетельствуют, что страны, в которых есть ВСМ, развиваются более быстрыми темпами, чем те, в которых ВСМ нет», – сказал он.

В качестве примера РЖД приводят Китай, который является мировым лидером по высокоскоростному сообщению: на долю КНР приходится около 20% ВСМ в мире. Строительство высокоскоростных магистралей поддерживает Правительство Китая, так как ВСМ приносит мультипликативный эффект для экономики государства.

Благодаря строительству в России первой ВСМ будет создано порядка 40 тыс. новых рабочих мест. Региональные предприятия, прежде всего относящиеся к строительной, промышленной и электроэнергетической отраслям, за счёт выполнения заказов, связанных со строительством и эксплуатацией магистрали, получат дополнительную прибыль. Только для строительных компаний объём заказа оценивается в 1,5 трлн руб.

Технический директор «Сименс Мобильность» в России Иван Букин уверен, что с запуском ВСМ повысится мобильность населения регионов за счёт более экологичного и доступного по сравнению с авиацией транспорта. «Как следствие, людям откроются возможности получения высокооплачиваемой работы в другом городе или регионе без необходимости переезда. При этом заработанные ими деньги тратятся в регионе проживания, что оказывает положительный эффект на экономику региона через повышение покупательной способности населения. Конечно, всё это достигается только при условии, что ВСМ не просто проходит через регион, а имеет там остановочные пункты», – отметил он.

В «зоне влияния» будущей магистрали проживают около 30 млн человек. После начала движения (с учётом необходимости её обслуживания) в регионах будет создано более 250 тыс. рабочих мест.
«Повысится деловая активность. С запуском ВСМ происходит и выравнивание уровня жизни, так как города приближаются к друг другу», – уточняет начальник научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» РУТ (МИИТ) Алексей Колин.

ВСМ планируют построить с заходом в Великий Новгород, что будет способствовать и развитию туризма, считает вице-президент Центра стратегических разработок Татьяна Горовая. «Нельзя забывать и о том, что мы создаём собственную инфраструктуру и собственный поезд (см. справку). Можно будет говорить об экспорте подвижного состава. Безусловно, это весомый вклад в развитие нашей промышленности. Кроме того, сейчас все говорят о том, что надо переходить на экологичный транспорт, сокращать выбросы в окружающую среду. И ВСМ – это как-раз тот импульс в развитии нашей страны в части перехода на экологичный вид транспорта», – считает эксперт.

Как уже сообщал «Пульт управления» (см. № 6 (68) от 27.07.2021), запуск ВСМ повлечёт за собой снижение вредных выбросов в атмосферу до 156,9 млн кг/год CO2 за счёт переключения части пассажиропотока с личных автомобилей на ВСМ. К тому же в среднем на 1 км автомагистрали требуется 9 га земли, что в 2,6 раз больше, чем для высокоскоростной магистрали. И если в среднем на один личный автомобиль приходится 1,5 пассажира, то в среднем один поезд ВСМ соответствует 426 личным автомобилям.


Экономика магистрали

По словам Алексея Колина, с запуском ВСМ Москва – Санкт-Петербург произойдёт увеличение пропускной способности железной дороги на этом участке.
«На главный ход смогут вернуться грузовые поезда. Сейчас из-за того, что главный ход для них закрыт, перепробеги составов исчисляются сотнями километров. В конечном итоге это отражается на экономике перевозок. Все перепробеги оплачиваются в конце концов потребителем», – считает директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин.

ВСМ повышают и безопасность на транспорте. Высокоскоростные магистрали являются одним из наиболее безопасных видов транспорта в мире: за их более чем 20-летнюю историю не было зафиксировано ни одной аварии, приведшей к человеческим жертвам.

«Так называемые косвенные затраты ВСМ ниже, чем у других видов транспорта. Они составляют 20 евро на пассажиро-километр, в то время как на авиационном и автотранспорте они в два раза выше», – добавляет Алексей Колин.

«Проект очень важен в качестве пилотного для дальнейшего развития ВСМ в России. Когда у нас будут вводить в эксплуатацию сотни и тысячи километров высокоскоростных магистралей в год, это радикально изменит не только транспортный каркас страны, но и ситуацию, при которой наиболее платёжеспособное население сконцентрировано в нескольких крупнейших городских агломерациях», – добавляет Иван Букин.

Отметим, что президент России Владимир Путин 22 августа на встрече с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным допустил в перспективе строительство ВСМ Москва – Нижний Новгород.

Как рассказал главе государства руководитель региона, строительство ВСМ даст прирост пассажиропотока, в том числе в аэропорт Нижнего Новгорода, поскольку он фактически станет ещё одним аэропортом Москвы.
«Из центра столицы в центр Нижнего Новгорода можно будет добраться менее чем за два часа», – сказал Глеб Никтин.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Параллельно с проектированием и подготовкой необходимой документации ОАО «РЖД» совместно с партнёрами занимается созданием первого в стране высокоскоростного поезда. Для этого два года назад было создано АО «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта» (АО «ИЦ ЖТ», совместное предприятие ОАО «РЖД» и АО «Группа Синара»). Цель ИЦ ЖТ – развитие компетенций в области проектирования и производства инновационного железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры в России. Пилотным для центра определён именно проект по разработке и производству в России высокоскоростного подвижного состава со скоростью движения до 400 км/ч.
В настоящее время идёт проработка эскизного проекта, определяются принципы построения основных систем и компонентов, прописываются базовые требования к ним, которые потом будут использованы на этапах создания технического проекта и детального проектирования. Разработку конструкторской документации планируется завершить в 2025 году.
Импортозамещающий туризм
Ольга Хоточкина, директор выставки «Интурмаркет»,

Железнодорожники представляют туры на специализированных выставках

Рубрики: Развитие
Обязательный элемент

Агломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие
Флоатеры разместились удачно

ОАО «РЖД» использует различные финансовые инструменты

Рубрики: Развитие
Масштабные задачи

В этом году ОАО «РЖД» должно выполнить инвестпрограмму в объёме 1,27 трлн руб.

Рубрики: Развитие
Перспективный проект

МТК Север – Юг обладает потенциалом в 100 млн тонн грузов в год

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru