Добиться цели

Добиться цели

Инструменты повышения производительности труда влияют на KPI бизнес-процессов
Неуклонный рост производительности труда является одним из важнейших показателей эффективности производства, основой увеличения прибыли, снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности бизнеса. Постоянное стремление к повышению производительности ставит перед предприятиями, в том числе железнодорожными, серьёзные задачи по сокращению текучести кадров, совершенствованию системы управления персоналом и повышению эффективности системы мотивации труда. Для их решения в настоящее время используются различные инструменты и технологии.


Работа в норме

Как рассказал начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин в ходе V Всероссийской научно-практической конференции «Повышение производительности труда на транспорте – источник развития и конкурентоспособности национальной экономики», прошедшей в Российском университете транспорта (МИИТ), компания уделяет большое внимание вопросам повышения производительности труда. Внедрением и развитием соответствующих инструментов занимается Центр организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД» (ЦОТЭН). Именно ЦОТЭН разрабатывает нормативы численности разных категорий работников.

Суть нормирования сводится к определению затрат времени на выполнение определённого объёма работ. Прогрессивные нормы труда и правильное распределение трудовых функций работников гарантируют объективную оценку потребностей в персонале.

Нормирование позволяет установить зарплату в соответствии с напряжённостью труда и обоснованностью трудовых затрат. При этом нормы труда должны соответствовать технологическому процессу, наиболее эффективному для конкретного рабочего места, а также отвечать условиям, при которых труд работника будет менее утомительным и более производительным.
«Нормирование труда – эффективный инструмент для управления человеческим капиталом, который позволяет компании установить оптимальную численность персонала исходя из имеющихся объёмов работ и наиболее сбалансированно выстроить производственный процесс. Кроме того, нормирование способствует внедрению на производстве последних достижений науки и передового опыта», – рассказал ранее директор Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД» Михаил Калашников.

В процессе создания норм специалисты ЦОТЭНа выезжают на предприятия, где фиксируют рабочие операции, которые производят сотрудники, а также их продолжительность. «В структурных подразделениях компании регулярно анализируют штатные расписания. Нормативы численности, которые разрабатывают в ЦОТЭНе, – это система координат и чёткие ориентиры. В результате руководители могут оптимально выстроить работу в этих сферах деятельности», – подчеркнул Михаил Калашников.

За последнее время в ОАО «РЖД» утверждены нормативы численности работников, выполняющих функции по охране окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственному травматизму; работников, осуществляющих проведение технических аудитов организаций; операторов по обработке поездной информации и перевозочных документов, операторов поста централизации и операторов сортировочной горки железнодорожных станций; работников центров оперативно-технического учёта работы локомотивов (моторвагонного подвижного состава) железных дорог.
«Мир меняется очень быстро, и сегодня большинство рутинных операций выполняют роботизированные системы. Поэтому необходимо развивать новые подходы к организации труда», – подчеркнул Владимир Никитин.


Дистанционная эффективность

Пандемия COVID-19 изменила подходы к организации труда. Так, по данным Минтруда, весной 2020 года на удалённую работу было переведено порядка 6,5% трудоустроенных граждан (3,5 млн человек). Эта ситуация коснулась и железнодорожников. «В прошлом году компания массово в течение двух недель перевела на удалённую работу более 100 тыс. работников», – подчеркнул Владимир Никитин.

Если в начале пандемии коронавируса многие работодатели опасались, что удалёнка снизит мотивацию и работоспособность сотрудников, а следовательно, и производительность труда, то сейчас ситуация изменилась. Около 75% работников из разных стран заявили, что в условиях «домашней работы» они сохранили или даже повысили свою производительность. Об этом говорится в опросе, проведённом международной консалтинговой компанией Boston Consulting Group (BCG) среди 12 тыс. сотрудников из компаний по всему миру.

Подобные исследования проводятся и в России. Так, согласно опросу НИУ ВШЭ, 67% сотрудников российских компаний сохранили прежний уровень производительности, когда начали работать дистанционно из-за коронавируса. Примерно у 30% повысилась производительность и только у 2% снизилась.

К слову, эксперименты по вводу дистанционной работы и оценке её влияния на производительность труда проводятся не первый год. Несколько лет назад было опубликовано исследование Стэнфордского университета «Работает ли удалённая работа? Результаты китайского эксперимента». В его основе – опыт китайского туроператора CTrip. В 2010 году компания отобрала 249 добровольцев – половину из них оставили работать в офисе, половину отправили трудиться дома. Им было предоставлено одинаковое оборудование, они работали по одному и тому же графику и выполняли схожие обязанности (большинство участников – операторы, принимавшие заказы от клиентов, меньшая часть сотрудников бронировали авиабилеты и гостиницы по заказам клиента). Высказываемые руководством CTrip опасения, что операторы станут отлынивать от работы и отвлекаться на игры и другие непродуктивные занятия, оказались напрасными – продуктивность персонала на удалёнке повысилась на 13%.

До пандемии COVID-19 определённый опыт в сфере введения дистанционного труда в ОАО «РЖД» был. Так, в октябре 2018 года в компании был подписан документ, регламентирующий применение рабочего времени и удалённой работы. В нём идёт речь о том, что дистанционный режим следует использовать в тех случаях, когда по каким-либо причинам есть трудности с организацией работы в обычном режиме или удалённый труд более эффективен (например, при неравномерном распределении объёма работы, когда нет оперативных задач, требующих личного присутствия).

В документе сказано, что с сотрудником, который переходит на удалённую работу, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, где прописываются сроки работы в таком режиме; график, требования к условиям безопасности и охраны труда, ответственность за их невыполнение и другие правила работы. В дополнительном соглашении обговаривается, какие расходы, связанные с дистанцинной работой, берёт на себя работодатель: это может быть компенсация расходов за Интернет, электроэнергию, пересылку документов «Почтой России» или другими операторами, предоставление оргтехники и накладных материалов, квалифицированной электронной подписи. При необходимости разрабатывается регламент взаимодействия работника с руководителем, другими сотрудниками организации и клиентами.

Так, на Приволжской дороге с 2018 года реализуется проект по созданию удалённого рабочего места для женщин. С 2018 года технологию дистанционной работы тестируют в Главном вычислительном центре ОАО «РЖД».

В этом году вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удалённой) работы и временного перевода работника на дистанционную (удалённую) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях». В нём закреплена обязанность работодателя обеспечивать сотрудников необходимым для работы из дома оборудованием, программным обеспечением и средствами защиты информации, а также компенсировать расходы, связанные с выполнением трудовых функций вне офиса. Все требования закона нашли отражение в Положении о дистанционной (удалённой) работе в ОАО «РЖД» от 30 декабря 2020 года. Как следует из документа, ОАО «РЖД» ежегодно будет устанавливать порядок расчёта компенсации для работающих дистанционно и её размер, при этом сумма будет варьироваться в зависимости от региона, где трудится сотрудник.

Чтобы оценить плюсы и минусы формата дистанционной работы, в том числе психологический климат в коллективах, в ОАО «РЖД» проводят серию социологических исследований. В прошлом году в них участвовали работники Западно-Сибирской, Красноярской и Приволжской железных дорог, Дирекции тяги и Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, а также специалисты и руководители кадрового блока компании, которые трудятся в дистанционном режиме (всего более 11 тыс. респондентов). По мнению участников опроса, в числе плюсов удалённой работы – экономия времени и средств на дорогу (62%), возможность самостоятельно распределять рабочее время (36%) и отсутствие дресс-кода (33%).

В компании положительно оценивают результаты удалённой работы. Так, Сергей Саратов ранее отметил, что руководители стали чётче ставить задачи, больше доверять своим подчинённым и делегировать полномочия. Кроме того, стало понятно, что можно формировать команды без привязки к месту (об удалённой работе во время третьей волны пандемии читайте на стр. 40–43).


Обучение в фокусе внимания

Важным средством повышения производительности труда является создание эффективной системы стимулирования работников. Речь, в частности, идёт о квалификации персонала.

Эксперты отмечают: для успешного достижения целей на предприятии должна быть сформирована постоянная долгосрочная программа обучения персонала. Причём обучение должно быть организовано не только для новичков, но и для опытных сотрудников со стажем, которым также важно планировать периодическую переподготовку для формирования новых навыков. Так, в ОАО «РЖД» обучением и повышением квалификации работников занимаются учебные центры профессиональных квалификаций. Всего на сети действует 15 таких центров. Ежегодно по заказу дирекций и филиалов обучение там проходят более 120 тыс. человек.

Обучение организуют и сами железнодорожные предприятия. В частности, в планы технических занятий включены вопросы бережливого производства. Повысить свою квалификацию железнодорожники могут и в региональных центрах компетенций в сфере производительности труда (они действуют в субъектах страны при поддержке Минэкономразвития). Так, 15 работников Сахалинского территориального управления Дальневосточной магистрали 8 апреля прошли обучение на площадке регионального центра компетенций «Фабрика процессов». Они получили опыт применения инструментов бережливого производства в реальном производственном процессе.

Развитием навыков занимаются и руководители предприятий. Так, в РФ действует программа подготовки управленческих кадров «Лидеры производительности» (входит в нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости»), которая предусматривает обучение руководителей российских предприятий несырьевого сектора под руководством опытных бизнес-экспертов. Предполагается, что благодаря реализации этой программы в стране к 2024 году будет сформировано профессиональное сообщество, состоящее из 20 тыс. экспертов в области повышения производительности труда.

Руководители-железнодорожники проходят обучение в том числе в Корпоративном университете РЖД. Для слушателей там разработано более 250 программ, в том числе по технологиям бережливого производства и повышению эффективности рабочих процессов.

Юлия Антич

Дизайн организации

Грамотное построение штатной структуры повышает эффективность бизнеса

Рубрики: Экономика
Эффект скорости

Первая ВСМ пополнит казну регионов и бюджет страны в целом

Рубрики: Экономика
Достойный результат
Алексей Бельский, начальник Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД»,

Грузовые дворы ОАО «РЖД» увеличили доходы

Рубрики: Экономика
Основа развития
Игорь Ильин, директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем,

Капитальные вложения железных дорог мира

Рубрики: Экономика

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлечённости сотрудников
Патрик Ленсиони
«Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлечённости сотрудников». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2017 год
Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов
Соня Шах
«Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов». Издательство «Альпина нон-фикшн» 2017 год
Принцип «чёрного ящика». Почему ошибки – основа наших достижений в спорте, бизнесе и жизни
Мэтью Сайед
«Принцип «чёрного ящика». Почему ошибки – основа наших достижений в спорте, бизнесе и жизни». Издательство «Азбука Бизнес» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100