Добиться цели

Добиться цели

Инструменты повышения производительности труда влияют на KPI бизнес-процессов
Неуклонный рост производительности труда является одним из важнейших показателей эффективности производства, основой увеличения прибыли, снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности бизнеса. Постоянное стремление к повышению производительности ставит перед предприятиями, в том числе железнодорожными, серьёзные задачи по сокращению текучести кадров, совершенствованию системы управления персоналом и повышению эффективности системы мотивации труда. Для их решения в настоящее время используются различные инструменты и технологии.


Работа в норме

Как рассказал начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин в ходе V Всероссийской научно-практической конференции «Повышение производительности труда на транспорте – источник развития и конкурентоспособности национальной экономики», прошедшей в Российском университете транспорта (МИИТ), компания уделяет большое внимание вопросам повышения производительности труда. Внедрением и развитием соответствующих инструментов занимается Центр организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД» (ЦОТЭН). Именно ЦОТЭН разрабатывает нормативы численности разных категорий работников.

Суть нормирования сводится к определению затрат времени на выполнение определённого объёма работ. Прогрессивные нормы труда и правильное распределение трудовых функций работников гарантируют объективную оценку потребностей в персонале.

Нормирование позволяет установить зарплату в соответствии с напряжённостью труда и обоснованностью трудовых затрат. При этом нормы труда должны соответствовать технологическому процессу, наиболее эффективному для конкретного рабочего места, а также отвечать условиям, при которых труд работника будет менее утомительным и более производительным.
«Нормирование труда – эффективный инструмент для управления человеческим капиталом, который позволяет компании установить оптимальную численность персонала исходя из имеющихся объёмов работ и наиболее сбалансированно выстроить производственный процесс. Кроме того, нормирование способствует внедрению на производстве последних достижений науки и передового опыта», – рассказал ранее директор Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД» Михаил Калашников.

В процессе создания норм специалисты ЦОТЭНа выезжают на предприятия, где фиксируют рабочие операции, которые производят сотрудники, а также их продолжительность. «В структурных подразделениях компании регулярно анализируют штатные расписания. Нормативы численности, которые разрабатывают в ЦОТЭНе, – это система координат и чёткие ориентиры. В результате руководители могут оптимально выстроить работу в этих сферах деятельности», – подчеркнул Михаил Калашников.

За последнее время в ОАО «РЖД» утверждены нормативы численности работников, выполняющих функции по охране окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственному травматизму; работников, осуществляющих проведение технических аудитов организаций; операторов по обработке поездной информации и перевозочных документов, операторов поста централизации и операторов сортировочной горки железнодорожных станций; работников центров оперативно-технического учёта работы локомотивов (моторвагонного подвижного состава) железных дорог.
«Мир меняется очень быстро, и сегодня большинство рутинных операций выполняют роботизированные системы. Поэтому необходимо развивать новые подходы к организации труда», – подчеркнул Владимир Никитин.


Дистанционная эффективность

Пандемия COVID-19 изменила подходы к организации труда. Так, по данным Минтруда, весной 2020 года на удалённую работу было переведено порядка 6,5% трудоустроенных граждан (3,5 млн человек). Эта ситуация коснулась и железнодорожников. «В прошлом году компания массово в течение двух недель перевела на удалённую работу более 100 тыс. работников», – подчеркнул Владимир Никитин.

Если в начале пандемии коронавируса многие работодатели опасались, что удалёнка снизит мотивацию и работоспособность сотрудников, а следовательно, и производительность труда, то сейчас ситуация изменилась. Около 75% работников из разных стран заявили, что в условиях «домашней работы» они сохранили или даже повысили свою производительность. Об этом говорится в опросе, проведённом международной консалтинговой компанией Boston Consulting Group (BCG) среди 12 тыс. сотрудников из компаний по всему миру.

Подобные исследования проводятся и в России. Так, согласно опросу НИУ ВШЭ, 67% сотрудников российских компаний сохранили прежний уровень производительности, когда начали работать дистанционно из-за коронавируса. Примерно у 30% повысилась производительность и только у 2% снизилась.

К слову, эксперименты по вводу дистанционной работы и оценке её влияния на производительность труда проводятся не первый год. Несколько лет назад было опубликовано исследование Стэнфордского университета «Работает ли удалённая работа? Результаты китайского эксперимента». В его основе – опыт китайского туроператора CTrip. В 2010 году компания отобрала 249 добровольцев – половину из них оставили работать в офисе, половину отправили трудиться дома. Им было предоставлено одинаковое оборудование, они работали по одному и тому же графику и выполняли схожие обязанности (большинство участников – операторы, принимавшие заказы от клиентов, меньшая часть сотрудников бронировали авиабилеты и гостиницы по заказам клиента). Высказываемые руководством CTrip опасения, что операторы станут отлынивать от работы и отвлекаться на игры и другие непродуктивные занятия, оказались напрасными – продуктивность персонала на удалёнке повысилась на 13%.

До пандемии COVID-19 определённый опыт в сфере введения дистанционного труда в ОАО «РЖД» был. Так, в октябре 2018 года в компании был подписан документ, регламентирующий применение рабочего времени и удалённой работы. В нём идёт речь о том, что дистанционный режим следует использовать в тех случаях, когда по каким-либо причинам есть трудности с организацией работы в обычном режиме или удалённый труд более эффективен (например, при неравномерном распределении объёма работы, когда нет оперативных задач, требующих личного присутствия).

В документе сказано, что с сотрудником, который переходит на удалённую работу, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, где прописываются сроки работы в таком режиме; график, требования к условиям безопасности и охраны труда, ответственность за их невыполнение и другие правила работы. В дополнительном соглашении обговаривается, какие расходы, связанные с дистанцинной работой, берёт на себя работодатель: это может быть компенсация расходов за Интернет, электроэнергию, пересылку документов «Почтой России» или другими операторами, предоставление оргтехники и накладных материалов, квалифицированной электронной подписи. При необходимости разрабатывается регламент взаимодействия работника с руководителем, другими сотрудниками организации и клиентами.

Так, на Приволжской дороге с 2018 года реализуется проект по созданию удалённого рабочего места для женщин. С 2018 года технологию дистанционной работы тестируют в Главном вычислительном центре ОАО «РЖД».

В этом году вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удалённой) работы и временного перевода работника на дистанционную (удалённую) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях». В нём закреплена обязанность работодателя обеспечивать сотрудников необходимым для работы из дома оборудованием, программным обеспечением и средствами защиты информации, а также компенсировать расходы, связанные с выполнением трудовых функций вне офиса. Все требования закона нашли отражение в Положении о дистанционной (удалённой) работе в ОАО «РЖД» от 30 декабря 2020 года. Как следует из документа, ОАО «РЖД» ежегодно будет устанавливать порядок расчёта компенсации для работающих дистанционно и её размер, при этом сумма будет варьироваться в зависимости от региона, где трудится сотрудник.

Чтобы оценить плюсы и минусы формата дистанционной работы, в том числе психологический климат в коллективах, в ОАО «РЖД» проводят серию социологических исследований. В прошлом году в них участвовали работники Западно-Сибирской, Красноярской и Приволжской железных дорог, Дирекции тяги и Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, а также специалисты и руководители кадрового блока компании, которые трудятся в дистанционном режиме (всего более 11 тыс. респондентов). По мнению участников опроса, в числе плюсов удалённой работы – экономия времени и средств на дорогу (62%), возможность самостоятельно распределять рабочее время (36%) и отсутствие дресс-кода (33%).

В компании положительно оценивают результаты удалённой работы. Так, Сергей Саратов ранее отметил, что руководители стали чётче ставить задачи, больше доверять своим подчинённым и делегировать полномочия. Кроме того, стало понятно, что можно формировать команды без привязки к месту (об удалённой работе во время третьей волны пандемии читайте на стр. 40–43).


Обучение в фокусе внимания

Важным средством повышения производительности труда является создание эффективной системы стимулирования работников. Речь, в частности, идёт о квалификации персонала.

Эксперты отмечают: для успешного достижения целей на предприятии должна быть сформирована постоянная долгосрочная программа обучения персонала. Причём обучение должно быть организовано не только для новичков, но и для опытных сотрудников со стажем, которым также важно планировать периодическую переподготовку для формирования новых навыков. Так, в ОАО «РЖД» обучением и повышением квалификации работников занимаются учебные центры профессиональных квалификаций. Всего на сети действует 15 таких центров. Ежегодно по заказу дирекций и филиалов обучение там проходят более 120 тыс. человек.

Обучение организуют и сами железнодорожные предприятия. В частности, в планы технических занятий включены вопросы бережливого производства. Повысить свою квалификацию железнодорожники могут и в региональных центрах компетенций в сфере производительности труда (они действуют в субъектах страны при поддержке Минэкономразвития). Так, 15 работников Сахалинского территориального управления Дальневосточной магистрали 8 апреля прошли обучение на площадке регионального центра компетенций «Фабрика процессов». Они получили опыт применения инструментов бережливого производства в реальном производственном процессе.

Развитием навыков занимаются и руководители предприятий. Так, в РФ действует программа подготовки управленческих кадров «Лидеры производительности» (входит в нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости»), которая предусматривает обучение руководителей российских предприятий несырьевого сектора под руководством опытных бизнес-экспертов. Предполагается, что благодаря реализации этой программы в стране к 2024 году будет сформировано профессиональное сообщество, состоящее из 20 тыс. экспертов в области повышения производительности труда.

Руководители-железнодорожники проходят обучение в том числе в Корпоративном университете РЖД. Для слушателей там разработано более 250 программ, в том числе по технологиям бережливого производства и повышению эффективности рабочих процессов.

Юлия Антич

Дизайн организации

Грамотное построение штатной структуры повышает эффективность бизнеса

Рубрики: Экономика
Эффект скорости

Первая ВСМ пополнит казну регионов и бюджет страны в целом

Рубрики: Экономика
Достойный результат
Алексей Бельский, начальник Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД»,

Грузовые дворы ОАО «РЖД» увеличили доходы

Рубрики: Экономика
Основа развития
Игорь Ильин, директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем,

Капитальные вложения железных дорог мира

Рубрики: Экономика

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100