Идут на поправку

Идут на поправку

Железнодорожные перевозчики всего мира внедряют современные технологии для борьбы с вирусом
После тяжёлого ковидного года железнодорожные перевозки во всём мире начали постепенно восстанавливаться. Однако говорить о возобновлении трафика до параметров 2019 года пока рано. В I квартале 2021 года перевозчики и операторы всё ещё фиксируют убытки. Для привлечения грузов и пассажиров железнодорожники сосредоточились на развитии цифровых сервисов и продуктов, а для улучшения финансовых показателей – на программах сокращения расходов.


Американский сценарий

Национальный оператор пассажирских перевозок в США Amtrak объявил, что в мае 2021 года начнёт восстанавливать количество поездов дальнего следования. Решение последовало вслед за принятием Конгрессом США пакета антикризисных мер, включающих финансовую помощь оператору в размере $1,7 млрд в рамках подписанного 11 марта 2021 года президентом страны Джо Байденом нового пакета мер на общую сумму $1,9 трлн по стимулированию экономики в условиях пандемии.

Генеральный директор Amtrak Билл Флинн отметил, что благодаря этой поддержке компания сможет восстановить ежедневную междугородную связь, вернуть сотрудников, уволенных в результате пандемии, и продолжить работу над капитальными проектами. «Мы будем тесно сотрудничать с конгрессом и администрацией Байдена в отношении следующих шагов по поддержке долгосрочного роста Amtrak. Варианты финансирования включают расширение сети предприятия за счёт новых коридоров, которые создадут тысячи рабочих мест, уменьшат углеродный след нашей страны и помогут экономике восстановиться и процветать в предстоящие годы», – добавил он.

Финансовая поддержка позволит восстановить курсирование 12 ежедневных поездов дальнего следования. Без изменений останется расписание единственного поезда, который продолжал ежедневные перевозки в период пандемии между Вашингтоном и Флоридой, Auto Train (перевозит пассажиров с их автомобилями), как и поездов под брендами Cardinal (Нью-Йорк – Вашингтон – Чикаго) и Sunset Limited (Новый Орлеан – Лос-Анджелес), отправляющихся трижды в неделю.

Также Amtrak сможет отозвать из неоплачиваемых отпусков более 1,2 тыс. работников. Изменения в расписании движения найдут отражение и в системах бронирования билетов, включая Amtrak.com и Amtrak.app. Возобновление движения произойдёт поэтапно начиная с 24 мая, 31 мая и 7 июня, что соответствует ранее представленным прогнозам.

Восстановление объёмов движения является первостепенной составляющей стратегии инвестирования компании Amtrak. В планы перевозчика входят также ввод в эксплуатацию новых спальных вагонов Viewliner II в составе поездов Silver Service, обновление интерьеров купе в поездах Auto Train наряду с запуском летом дополнительных маршрутов, а также обновление вагонов Amfleet II с местами эконом-класса на маршрутах вдоль Восточного побережья. Планируется замена парка тягового подвижного состава новыми тепловозами с электрической передачей Charger с улучшенными характеристиками и низким уровнем выбросов в атмосферу и т.д.

По информации Amtrak, объём пассажирских перевозок поездами оператора сократился по сравнению с допандемийным уровнем на 70%, а в разгар пандемии падение пассажиропотока достигало 95%.

Грузовые перевозки в США в 2021 году также начинают восстанавливаться. По данным Ассоциации американских железных дорог (AAR), в марте 2021 года по железнодорожной сети отправлено 1,2 млн вагонов и 1,4 млн интермодальных единиц (контейнеров и полуприцепов), что соответственно на 4,1% и 24% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Тем не менее в AAR считают, что при оценке положительной динамики перевозок нельзя сбрасывать со счетов прошлогоднее сокращение объёмов, связанное с влиянием пандемии коронавируса.

Существенное увеличение объёмов перевозок в марте 2021 года стало возможным в основном за счёт угля, без учёта которого рост составил бы всего 2,9%, а если исключить ещё и зерно, то динамика будет близка к нулевой.


Груз опередил пассажира

Национальные железные дороги Китая (China Railway Group, CR) сообщили об объёме трафика в размере 2,166 млрд пассажиров в 2020 году, что на 39,4% меньше, чем в 2019-м. Также корпорация отмечает снижение продолжительности поездок на 43,2% по сравнению с 2019 годом.

Однако грузовые перевозки в 2020 году увеличились на 4,1% – до 3,58 млрд тонн, в том числе контейнерные – на 36,7%.

CR отмечает восстановление пассажирского трафика к концу Весеннего фестиваля. За 40-дневный период праздников до 8 марта 2021 года компания перевезла 218 млн пассажиров, что на 3,5% больше, чем в прошлом году, когда действовали ограничения из-за COVID-19. И это несмотря на то, что в текущем году людей просили не путешествовать. За этот же период перевезено 517 млн тонн грузов, что на 18,1% больше, чем в 2020 году.


Борьба с последствиями

Сообщество европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний (Community of European Railway and Infrastructure Companies, CER) сообщило об общем падении выручки в железнодорожном секторе Европейского союза (ЕС) в начале текущего года.

По данным за январь, собранным в ходе регулярного опроса более чем 70 членов организации, в том числе операторов, менеджеров инфраструктуры и ассоциаций, тенденция к снижению доходов от пассажиров, которая наблюдается с октября 2020 года, продолжается. При этом участники зафиксировали падение прибыли на 49% в январе 2021 года по сравнению с тем же месяцем 2019-го, что эквивалентно потере 555 млн евро в неделю.

CER также подчёркивает, что рост доходов от грузовых перевозок, который продолжался с середины 2020 года, теперь прекратился. В январе 2021 года зафиксировано снижение прибыли на 10% по сравнению с тем же месяцем 2019 года (–30 млн евро в неделю). Напомним, что из-за пандемии в 2020 году общие доходы железнодорожного сектора ЕС упали примерно на 26 млрд евро в годовом исчислении, при этом на пассажирские перевозки приходится 24 млрд евро из этой суммы, а на грузовые – оставшиеся 2 млрд евро. По словам исполнительного директора CER Альберто Маццолы, для полного восстановления железнодорожного рынка в Европе необходима полномасштабная государственная поддержка.
«С начала распространения COVID-19 железные дороги не имеют себе равных в обеспечении перевозок пассажиров и грузов. Но пандемия нанесла беспрецедентный урон их экономической жизнеспособности. Поэтому важно, чтобы лица, принимающие политические решения, оказали железнодорожным операторам адекватный уровень поддержки для смягчения негативного воздействия COVID-19. Это необходимо для восстановления сектора и будущего роста, позволяя железной дороге выполнять свою роль в качестве основы интеллектуальной и устойчивой мобильности», – подчеркнул он.

Стоит отметить, что перед железными дорогами стоит задача не только начать получать прибыль в текущем году, но и нивелировать негативный эффект 2020 года.

Немецкий национальный перевозчик Deutsche Bahn (DB) сообщил об убытке после уплаты налогов в размере 5,7 млрд евро в 2020 финансовом году при общем доходе предприятия в 39,9 млрд евро, что на 10% меньше, чем в 2019 году. Однако компания ожидает быстрого восстановления с прогнозируемой операционной прибылью на 2022 год.

DB зафиксировала операционный убыток в размере 2,9 млрд евро в 2020 году по сравнению с прибылью 1,8 млрд евро в 2019-м. Услуги перевозок дальнего следования пострадали больше всего и принесли убыток предприятию в размере 1,7 млрд евро. Несмотря на отрицательную экономику перевозок, удовлетворённость пассажиров достигла рекордного уровня: 81,8% поездов дальнего следования прибыли вовремя, что на 6% больше, чем в 2019 году.

Дочерняя международная логистическая компания DB – DB Schenker показала очень хорошие результаты, обеспечив стабильные цепочки поставок для основных грузов по всему миру. DB Schenker заработала в минувшем году 711 млн евро, что является рекордным показателем.

В целом DB удовлетворительно оценивает своё финансовое состояние и отмечает, что последствия могли бы быть значительно хуже, если бы компания не отреагировала на пандемию программой сокращения расходов, что привело к экономии 1,7 млрд евро в 2020 году. «Мы сократим расходы и покроем половину наших убытков, связанных с COVID-19, к 2024 году – с помощью разумных мер по экономии около 5 млрд евро, – заявил финансовый директор DB Левин Холле. – DB Group стремится снова стать прибыльной с 2022 года. Для этого нам необходимо реализовать обширную систематическую программу по реагированию на финансовые последствия пандемии».

По данным Федеральной статистической службы Германии Destatis, число пассажиров поездов дальнего следования в 2020 году упало на 46% по сравнению с 2019-м. Это падение последовало за стабильным приростом объёма перевозок в предыдущие годы. В минувшем году совершено 82 млн поездок (в 2019-м – 151 млн), что стало следствием ограничений на передвижения граждан в связи с пандемией коронавируса.

Падение спроса на услуги поездов дальнего следования стало самым заметным во II и IV кварталах года (75% и 63% соответственно), когда действовали локдауны. Единственный в Германии частный оператор поездов дальнего следования FlixTrain приостанавливал курсирование своих поездов 19 марта и 3 ноября 2020 года. Возобновить перевозки оператор планирует в июне 2021-го.

В Испании пассажиропоток на национальной железнодорожной сети восстановился примерно до 50% от уровня, предшествовавшего пандемии, а к концу года этот показатель достигнет 70%. Президнт RENFE Исайас Табоас заявил, что пригородные перевозки Cercanias вокруг Севильи восстановлены до тех же уровней, что и в начале 2019 года, в то время как пассажирский спрос составляет 53% от уровня начала 2020 года. Однако пассажирский трафик высокоскоростных и перевозок дальнего следования составляет менее 40%. По словам Исайаса Табоаса, недавние опросы показали, что 85% потенциальных пассажиров по-прежнему избегают поездок на поезде из-за опасений по поводу безопасности на фоне распространения коронавируса в запланированных пунктах назначения. Сохраняются различные ограничения, введённые местными и провинциальными властями, в том числе комендантский час и санитарные кордоны, направленные на ограничение распространения инфекции.

Опрос показал, что около 5% потенциальных пользователей поездов перестали путешествовать по экономическим причинам, в то время как 6% считали, что поездка на поезде во время пандемии была небезопасной, несмотря на усилия оператора по обеспечению строгой гигиены за счёт усиленной очистки и правил, требующих ношения масок и социального дистанцирования.


Технологии против спада

Для привлечения пассажиров на железную дорогу перевозчики и операторы всё больше внимания стали уделять технологиям и цифровым сервисам. Так, британская железнодорожная операторская компания Hull Trains начала создание системы для передачи данных о количестве пассажиров в поезде. Система будет получать актуальные данные со специальных датчиков, установленных в каждом вагоне. Информация будет поступать на сайт компании в режиме реального времени. Такая мера позволит путешественникам видеть, какие вагоны перегружены, и избегать скопления в период пандемии COVID-19.

Другая британская железнодорожная компания Greater Anglia ввела в эксплуатацию робота-уборщика Eco Bot 50 на станции Stansted Airport (Лондон). Робот для мытья и сушки полов будет обслуживать платформы и вестибюли станции. Он оснащён более чем 20 датчиками и камерами и может легко ориентироваться в пространстве, избегать препятствий и столкновений. При уборке машина перерабатывает воду с помощью встроенной системы фильтрации. В компании считают, что Eco Bot сможет исключить при уборке человеческий фактор.

Государственная железнодорожная компания Аргентины Trenes Argentinos презентовала новые сканеры билетов с встроенной функцией для измерения температуры пассажиров, а также проверки наличия маски на лице путешественника. Чтобы воспользоваться новой технологией, пассажиру достаточно встать на расстояние 50 см от нового турникета и отсканировать QR-код своего проездного документа.

Ксения Потаева
Помощь не всем

Кризис на рынке железнодорожных перевозок потребовал увеличить инвестиции в отрасль

Рубрики: Опыт
Кошелёк коллег
Игорь Ильин, директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем,

Политика заработной платы железнодорожных компаний мира

Рубрики: Опыт
По своим законам
Игорь Ильин, директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем,

Стабильность системы государственного тарифного регулирования железных дорог США

Рубрики: Опыт

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru