Идут на поправку

Идут на поправку

Железнодорожные перевозчики всего мира внедряют современные технологии для борьбы с вирусом
После тяжёлого ковидного года железнодорожные перевозки во всём мире начали постепенно восстанавливаться. Однако говорить о возобновлении трафика до параметров 2019 года пока рано. В I квартале 2021 года перевозчики и операторы всё ещё фиксируют убытки. Для привлечения грузов и пассажиров железнодорожники сосредоточились на развитии цифровых сервисов и продуктов, а для улучшения финансовых показателей – на программах сокращения расходов.


Американский сценарий

Национальный оператор пассажирских перевозок в США Amtrak объявил, что в мае 2021 года начнёт восстанавливать количество поездов дальнего следования. Решение последовало вслед за принятием Конгрессом США пакета антикризисных мер, включающих финансовую помощь оператору в размере $1,7 млрд в рамках подписанного 11 марта 2021 года президентом страны Джо Байденом нового пакета мер на общую сумму $1,9 трлн по стимулированию экономики в условиях пандемии.

Генеральный директор Amtrak Билл Флинн отметил, что благодаря этой поддержке компания сможет восстановить ежедневную междугородную связь, вернуть сотрудников, уволенных в результате пандемии, и продолжить работу над капитальными проектами. «Мы будем тесно сотрудничать с конгрессом и администрацией Байдена в отношении следующих шагов по поддержке долгосрочного роста Amtrak. Варианты финансирования включают расширение сети предприятия за счёт новых коридоров, которые создадут тысячи рабочих мест, уменьшат углеродный след нашей страны и помогут экономике восстановиться и процветать в предстоящие годы», – добавил он.

Финансовая поддержка позволит восстановить курсирование 12 ежедневных поездов дальнего следования. Без изменений останется расписание единственного поезда, который продолжал ежедневные перевозки в период пандемии между Вашингтоном и Флоридой, Auto Train (перевозит пассажиров с их автомобилями), как и поездов под брендами Cardinal (Нью-Йорк – Вашингтон – Чикаго) и Sunset Limited (Новый Орлеан – Лос-Анджелес), отправляющихся трижды в неделю.

Также Amtrak сможет отозвать из неоплачиваемых отпусков более 1,2 тыс. работников. Изменения в расписании движения найдут отражение и в системах бронирования билетов, включая Amtrak.com и Amtrak.app. Возобновление движения произойдёт поэтапно начиная с 24 мая, 31 мая и 7 июня, что соответствует ранее представленным прогнозам.

Восстановление объёмов движения является первостепенной составляющей стратегии инвестирования компании Amtrak. В планы перевозчика входят также ввод в эксплуатацию новых спальных вагонов Viewliner II в составе поездов Silver Service, обновление интерьеров купе в поездах Auto Train наряду с запуском летом дополнительных маршрутов, а также обновление вагонов Amfleet II с местами эконом-класса на маршрутах вдоль Восточного побережья. Планируется замена парка тягового подвижного состава новыми тепловозами с электрической передачей Charger с улучшенными характеристиками и низким уровнем выбросов в атмосферу и т.д.

По информации Amtrak, объём пассажирских перевозок поездами оператора сократился по сравнению с допандемийным уровнем на 70%, а в разгар пандемии падение пассажиропотока достигало 95%.

Грузовые перевозки в США в 2021 году также начинают восстанавливаться. По данным Ассоциации американских железных дорог (AAR), в марте 2021 года по железнодорожной сети отправлено 1,2 млн вагонов и 1,4 млн интермодальных единиц (контейнеров и полуприцепов), что соответственно на 4,1% и 24% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Тем не менее в AAR считают, что при оценке положительной динамики перевозок нельзя сбрасывать со счетов прошлогоднее сокращение объёмов, связанное с влиянием пандемии коронавируса.

Существенное увеличение объёмов перевозок в марте 2021 года стало возможным в основном за счёт угля, без учёта которого рост составил бы всего 2,9%, а если исключить ещё и зерно, то динамика будет близка к нулевой.


Груз опередил пассажира

Национальные железные дороги Китая (China Railway Group, CR) сообщили об объёме трафика в размере 2,166 млрд пассажиров в 2020 году, что на 39,4% меньше, чем в 2019-м. Также корпорация отмечает снижение продолжительности поездок на 43,2% по сравнению с 2019 годом.

Однако грузовые перевозки в 2020 году увеличились на 4,1% – до 3,58 млрд тонн, в том числе контейнерные – на 36,7%.

CR отмечает восстановление пассажирского трафика к концу Весеннего фестиваля. За 40-дневный период праздников до 8 марта 2021 года компания перевезла 218 млн пассажиров, что на 3,5% больше, чем в прошлом году, когда действовали ограничения из-за COVID-19. И это несмотря на то, что в текущем году людей просили не путешествовать. За этот же период перевезено 517 млн тонн грузов, что на 18,1% больше, чем в 2020 году.


Борьба с последствиями

Сообщество европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний (Community of European Railway and Infrastructure Companies, CER) сообщило об общем падении выручки в железнодорожном секторе Европейского союза (ЕС) в начале текущего года.

По данным за январь, собранным в ходе регулярного опроса более чем 70 членов организации, в том числе операторов, менеджеров инфраструктуры и ассоциаций, тенденция к снижению доходов от пассажиров, которая наблюдается с октября 2020 года, продолжается. При этом участники зафиксировали падение прибыли на 49% в январе 2021 года по сравнению с тем же месяцем 2019-го, что эквивалентно потере 555 млн евро в неделю.

CER также подчёркивает, что рост доходов от грузовых перевозок, который продолжался с середины 2020 года, теперь прекратился. В январе 2021 года зафиксировано снижение прибыли на 10% по сравнению с тем же месяцем 2019 года (–30 млн евро в неделю). Напомним, что из-за пандемии в 2020 году общие доходы железнодорожного сектора ЕС упали примерно на 26 млрд евро в годовом исчислении, при этом на пассажирские перевозки приходится 24 млрд евро из этой суммы, а на грузовые – оставшиеся 2 млрд евро. По словам исполнительного директора CER Альберто Маццолы, для полного восстановления железнодорожного рынка в Европе необходима полномасштабная государственная поддержка.
«С начала распространения COVID-19 железные дороги не имеют себе равных в обеспечении перевозок пассажиров и грузов. Но пандемия нанесла беспрецедентный урон их экономической жизнеспособности. Поэтому важно, чтобы лица, принимающие политические решения, оказали железнодорожным операторам адекватный уровень поддержки для смягчения негативного воздействия COVID-19. Это необходимо для восстановления сектора и будущего роста, позволяя железной дороге выполнять свою роль в качестве основы интеллектуальной и устойчивой мобильности», – подчеркнул он.

Стоит отметить, что перед железными дорогами стоит задача не только начать получать прибыль в текущем году, но и нивелировать негативный эффект 2020 года.

Немецкий национальный перевозчик Deutsche Bahn (DB) сообщил об убытке после уплаты налогов в размере 5,7 млрд евро в 2020 финансовом году при общем доходе предприятия в 39,9 млрд евро, что на 10% меньше, чем в 2019 году. Однако компания ожидает быстрого восстановления с прогнозируемой операционной прибылью на 2022 год.

DB зафиксировала операционный убыток в размере 2,9 млрд евро в 2020 году по сравнению с прибылью 1,8 млрд евро в 2019-м. Услуги перевозок дальнего следования пострадали больше всего и принесли убыток предприятию в размере 1,7 млрд евро. Несмотря на отрицательную экономику перевозок, удовлетворённость пассажиров достигла рекордного уровня: 81,8% поездов дальнего следования прибыли вовремя, что на 6% больше, чем в 2019 году.

Дочерняя международная логистическая компания DB – DB Schenker показала очень хорошие результаты, обеспечив стабильные цепочки поставок для основных грузов по всему миру. DB Schenker заработала в минувшем году 711 млн евро, что является рекордным показателем.

В целом DB удовлетворительно оценивает своё финансовое состояние и отмечает, что последствия могли бы быть значительно хуже, если бы компания не отреагировала на пандемию программой сокращения расходов, что привело к экономии 1,7 млрд евро в 2020 году. «Мы сократим расходы и покроем половину наших убытков, связанных с COVID-19, к 2024 году – с помощью разумных мер по экономии около 5 млрд евро, – заявил финансовый директор DB Левин Холле. – DB Group стремится снова стать прибыльной с 2022 года. Для этого нам необходимо реализовать обширную систематическую программу по реагированию на финансовые последствия пандемии».

По данным Федеральной статистической службы Германии Destatis, число пассажиров поездов дальнего следования в 2020 году упало на 46% по сравнению с 2019-м. Это падение последовало за стабильным приростом объёма перевозок в предыдущие годы. В минувшем году совершено 82 млн поездок (в 2019-м – 151 млн), что стало следствием ограничений на передвижения граждан в связи с пандемией коронавируса.

Падение спроса на услуги поездов дальнего следования стало самым заметным во II и IV кварталах года (75% и 63% соответственно), когда действовали локдауны. Единственный в Германии частный оператор поездов дальнего следования FlixTrain приостанавливал курсирование своих поездов 19 марта и 3 ноября 2020 года. Возобновить перевозки оператор планирует в июне 2021-го.

В Испании пассажиропоток на национальной железнодорожной сети восстановился примерно до 50% от уровня, предшествовавшего пандемии, а к концу года этот показатель достигнет 70%. Президнт RENFE Исайас Табоас заявил, что пригородные перевозки Cercanias вокруг Севильи восстановлены до тех же уровней, что и в начале 2019 года, в то время как пассажирский спрос составляет 53% от уровня начала 2020 года. Однако пассажирский трафик высокоскоростных и перевозок дальнего следования составляет менее 40%. По словам Исайаса Табоаса, недавние опросы показали, что 85% потенциальных пассажиров по-прежнему избегают поездок на поезде из-за опасений по поводу безопасности на фоне распространения коронавируса в запланированных пунктах назначения. Сохраняются различные ограничения, введённые местными и провинциальными властями, в том числе комендантский час и санитарные кордоны, направленные на ограничение распространения инфекции.

Опрос показал, что около 5% потенциальных пользователей поездов перестали путешествовать по экономическим причинам, в то время как 6% считали, что поездка на поезде во время пандемии была небезопасной, несмотря на усилия оператора по обеспечению строгой гигиены за счёт усиленной очистки и правил, требующих ношения масок и социального дистанцирования.


Технологии против спада

Для привлечения пассажиров на железную дорогу перевозчики и операторы всё больше внимания стали уделять технологиям и цифровым сервисам. Так, британская железнодорожная операторская компания Hull Trains начала создание системы для передачи данных о количестве пассажиров в поезде. Система будет получать актуальные данные со специальных датчиков, установленных в каждом вагоне. Информация будет поступать на сайт компании в режиме реального времени. Такая мера позволит путешественникам видеть, какие вагоны перегружены, и избегать скопления в период пандемии COVID-19.

Другая британская железнодорожная компания Greater Anglia ввела в эксплуатацию робота-уборщика Eco Bot 50 на станции Stansted Airport (Лондон). Робот для мытья и сушки полов будет обслуживать платформы и вестибюли станции. Он оснащён более чем 20 датчиками и камерами и может легко ориентироваться в пространстве, избегать препятствий и столкновений. При уборке машина перерабатывает воду с помощью встроенной системы фильтрации. В компании считают, что Eco Bot сможет исключить при уборке человеческий фактор.

Государственная железнодорожная компания Аргентины Trenes Argentinos презентовала новые сканеры билетов с встроенной функцией для измерения температуры пассажиров, а также проверки наличия маски на лице путешественника. Чтобы воспользоваться новой технологией, пассажиру достаточно встать на расстояние 50 см от нового турникета и отсканировать QR-код своего проездного документа.

Ксения Потаева
Помощь не всем

Кризис на рынке железнодорожных перевозок потребовал увеличить инвестиции в отрасль

Рубрики: Опыт
Кошелёк коллег
Игорь Ильин, директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем,

Политика заработной платы железнодорожных компаний мира

Рубрики: Опыт
По своим законам
Игорь Ильин, директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем,

Стабильность системы государственного тарифного регулирования железных дорог США

Рубрики: Опыт

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100