Кошелёк коллег
Игорь Ильин
Игорь Ильин
директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем

Кошелёк коллег

Политика заработной платы железнодорожных компаний мира
Ретроспективный анализ динамики объёмных, стоимостных и трудовых ресурсов зарубежных железнодорожных компаний выявил четыре ключевых фактора роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника:
• инфляция на потребительском рынке;
• стоимость рабочей силы в конкурирующих компаниях (конкурентные позиции по уровню заработной платы на рынке труда);
• приоритеты кадровой и социальной политики конкретной компании;
• динамика производительности труда.




BNSF Railway Co. (США)

Американская компания BNSF представляет собой классический пример консервативной фирмы, реализующей сбалансированную политику заработной платы.

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника возросла с $6165 в 2003 году до $10 560 в 2018 году, или в 1,713 раза (+71,3%), рис. 1.

При росте потребительских цен за этот же период на 37% реальная зарплата выросла в 1,251 раза (+25,1%).

Поскольку объём выработки увеличился на 32%, темп роста реальной зарплаты отстал от темпа роста производительности труда на 5,3% в целом за период.

В среднегодовом выражении темп роста реальной зарплаты отставал от темпа роста производительности труда в среднем на 0,36%.




Union Pacific Railroad Co. (США)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника UP увеличилась с $6994 в 2003 году до $10 040 (+43,5%, рис. 2) в 2018 году. При этом в 2004–2009 годах темп роста средней номинальной начисленной зарплаты в компании существенно отставал от темпов инфляции.

Следует отметить, что UP в 2003 году стартовала с более высоким уровнем средней зарплаты в размере $6994, а её основной конкурент на железнодорожном рынке BNSF – с $6165.

В 2018 году компании поменялись местами: конкурентная позиция BNSF по уровню заработной платы в размере $10 560 оказалась более сильной, чем UP.

Объём выработки UP в 2018 году составил 98,3% от уровня 2003 года (минус 1,7%), при этом реальная зарплата в целом за период возросла на 4,8%. В среднегодовом выражении темп роста реальной зарплаты опережал темпы производительности труда на 0,43%.




CSX Corp. (США)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника CSX выросла с $6086 в 2003 году до $9963 в 2018 году (в 1,637 раза, или на 63,7%, рис. 3).

Реальная зарплата увеличилась на 19,5%, производительность труда – на 46,3%. Среднегодовой темп роста реальной зарплаты отставал от темпа роста производительности труда в среднем на 1,34%.


Norfolk Southern Corp. (США)

NSC отличается наиболее жёсткой политикой заработной платы (рис. 4). Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника компании выросла с $6594 в 2003 году до $9142 в 2018 году, или на 38,7%, что примерно соответствует темпам инфляции (+37%).

При росте объёма выработки более чем на 22% к уровню 2003 года реальная зарплата увеличилась всего лишь на 1,2%. Среднегодовой темп роста реальной зарплаты отставал от темпа роста производительности труда в среднем на 1,24%.


Canadian National Railway Co. (Канада)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника компании выросла с 6470 канадских долларов в 2003 году до 9266 в 2018 году, или на 43,2% (рис. 5).

При инфляции 11,5% за период реальная зарплата в компании увеличилась на 28,5% и опередила темп роста производительности труда (+20%) на 7%.

В среднегодовом выражении реальная зарплата работников росла быстрее объёма выработки на 1% ежегодно.




Aurizon Holdings Limited (Австралия)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника Aurizon выросла с 10 524 австралийских долларов в 2012 году до 13 351 в 2018 году (+26,9%), рис. 6.

Индекс потребительских цен составил 1,123 раза (+12,3%), реальная зарплата увеличилась на 13%.

Численность персонала компании сократилась с 8969 человек в 2012 году до 4835 человек в 2018 году (минус 46,1%). При росте грузооборота на 1,4% и масштабном сокращении персонала объём выработки вырос с 7 млрд ткм/тыс. чел. в 2012 году до 13,2 млрд ткм/тыс. чел. в 2018 году (+88,2%).

В среднегодовом выражении темп роста реальной зарплаты отставал от темпа роста производительности труда в среднем на 8,2%.


Network Rail (Великобритания)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника инфраструктурной компании Network Rail выросла с £4229 в 2012 году до £5300 в 2018 году (+25,3%), рис. 7.

Network Rail в 2018 году обеспечила работу пассажирских и грузовых операторов в объёме 560 млн поездо-км. За период 2013–2018 годов структура поездо-километров по видам перевозок и средняя дальность следования пассажиров и грузов существенно не изменились, что позволяет использовать данный показатель в качестве объективного измерителя объёма выработки железнодорожной инфраструктуры с достаточно высокой степенью сопоставимости транспортной продукции в базовом 2012-м и 2018 году.

При росте объёма поездо-километровой работы на 2,4% численность персонала Network Rail выросла на 14,2%, что обусловило снижение производительности труда на 10,4%.

Реальная зарплата при этом выросла на 13,4% и опережала показатель выработки в среднем на 4% ежегодно.




DB Netze Track (Германия)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника инфраструктурного дивизиона DB выросла с €4285 в 2012 году до €5225 в 2018 году (+21,9%), рис. 8.

DB Netze Track в 2018 году обеспечил работу пассажирских и грузовых перевозок в объёме 1 086 млн поездо-км. За период 2013–2018 годов структура поездо-километров по видам перевозок и средняя дальность следования пассажиров и грузов существенно не изменились.

Доля грузовых поездо-километров снизилась с 24,0% в 2012 году до 21,6% в 2018 году, поездов дальнего следования выросла с 17,2% до 18,6%, доля поездов пригородного сообщения также выросла – с 58,8% до 59,8%.

Средняя дальность перевозки грузов составляла 265–345 км, пассажиров дальнего следования – в пределах 284–290 км, пригородного сообщения – от 19 до 20 км.

Таким образом, показатель поездо-километров может быть принят в качестве объективного измерителя объёма выработки железнодорожной инфраструктуры с достаточно высокой степенью сопоставимости транспортной продукции в базовом 2012-м и 2018 году.

При росте объёма поездо-километровой работы на 4,6% численность персонала DB Netze Track выросла на 13,5%, что обусловило снижение производительности труда на 7,8%.

Реальная зарплата при этом выросла на 14,2% и опережала показатель выработки в среднем на 3,6% ежегодно.


SNCF Réseau (Франция)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника SNCF Réseau в 2018 году составила €3572 и по сравнению с 2012 годом практически не изменилась, продемонстрировав рост к уровню 2012 года не более чем на 2% (рис. 9).

При инфляции 5,2% реальная зарплата работников инфраструктурного сектора снизилась более чем на 3%.

Объём поездо-километровой работы снизился с 512 млн поездо-км в 2012 году до 441 в 2018 году (–14%).

Численность работников увеличилась на 4,5%, объём выработки упал на 17,6%.

Несмотря на негативную динамику объёмных показателей работы и эксперименты истеблишмента страны с системой управления железнодорожным транспортом, менеджмент компании прилагал максимальные усилия по сохранению социальной стабильности в отрасли и поддержанию зарплаты персонала на максимально возможном уровне.


Rete Ferroviaria Italiana SpA (Италия)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника Rete Ferroviaria Italiana SpA увеличилась с €4450 в 2011 году до €4711 в 2018 году (+5,9%).

Цены на потребительском рынке Италии в 2012–2018 годах выросли на 6,7% к уровню 2011 года.

В результате опережающего темпа инфляции реальная зарплата работников инфраструктурного сектора железнодорожного транспорта Италии снизилась на 0,8% (рис. 10).

При росте объёмов поездо-километров на 18,1% к уровню 2011 года и снижении численности персонала на 5,8% производительность труда выросла на 25,5%.

Ограниченность финансовых ресурсов компании в условиях бюджетных ограничений страны не позволяла обеспечивать более высокий уровень жизни железнодорожников.

Главный вывод по итогам анализа заключается в том, что показатель производительности труда не является определяющим фактором в политике заработной платы многих зарубежных железнодорожных компаний. Ключевыми предпосылками индексации зарплат являются уровень инфляции, ситуация на рынке труда, финансовые возможности компании и менталитет нации, определяющий приоритеты кадровой и социальной политики конкретной компании.

Идут на поправку

Железнодорожные перевозчики всего мира внедряют современные технологии для борьбы с вирусом

Рубрики: Опыт
Помощь не всем

Кризис на рынке железнодорожных перевозок потребовал увеличить инвестиции в отрасль

Рубрики: Опыт
По своим законам
Игорь Ильин, директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем,

Стабильность системы государственного тарифного регулирования железных дорог США

Рубрики: Опыт

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru