Кошелёк коллег
Игорь Ильин
Игорь Ильин
директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем

Кошелёк коллег

Политика заработной платы железнодорожных компаний мира
Ретроспективный анализ динамики объёмных, стоимостных и трудовых ресурсов зарубежных железнодорожных компаний выявил четыре ключевых фактора роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника:
• инфляция на потребительском рынке;
• стоимость рабочей силы в конкурирующих компаниях (конкурентные позиции по уровню заработной платы на рынке труда);
• приоритеты кадровой и социальной политики конкретной компании;
• динамика производительности труда.




BNSF Railway Co. (США)

Американская компания BNSF представляет собой классический пример консервативной фирмы, реализующей сбалансированную политику заработной платы.

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника возросла с $6165 в 2003 году до $10 560 в 2018 году, или в 1,713 раза (+71,3%), рис. 1.

При росте потребительских цен за этот же период на 37% реальная зарплата выросла в 1,251 раза (+25,1%).

Поскольку объём выработки увеличился на 32%, темп роста реальной зарплаты отстал от темпа роста производительности труда на 5,3% в целом за период.

В среднегодовом выражении темп роста реальной зарплаты отставал от темпа роста производительности труда в среднем на 0,36%.




Union Pacific Railroad Co. (США)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника UP увеличилась с $6994 в 2003 году до $10 040 (+43,5%, рис. 2) в 2018 году. При этом в 2004–2009 годах темп роста средней номинальной начисленной зарплаты в компании существенно отставал от темпов инфляции.

Следует отметить, что UP в 2003 году стартовала с более высоким уровнем средней зарплаты в размере $6994, а её основной конкурент на железнодорожном рынке BNSF – с $6165.

В 2018 году компании поменялись местами: конкурентная позиция BNSF по уровню заработной платы в размере $10 560 оказалась более сильной, чем UP.

Объём выработки UP в 2018 году составил 98,3% от уровня 2003 года (минус 1,7%), при этом реальная зарплата в целом за период возросла на 4,8%. В среднегодовом выражении темп роста реальной зарплаты опережал темпы производительности труда на 0,43%.




CSX Corp. (США)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника CSX выросла с $6086 в 2003 году до $9963 в 2018 году (в 1,637 раза, или на 63,7%, рис. 3).

Реальная зарплата увеличилась на 19,5%, производительность труда – на 46,3%. Среднегодовой темп роста реальной зарплаты отставал от темпа роста производительности труда в среднем на 1,34%.


Norfolk Southern Corp. (США)

NSC отличается наиболее жёсткой политикой заработной платы (рис. 4). Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника компании выросла с $6594 в 2003 году до $9142 в 2018 году, или на 38,7%, что примерно соответствует темпам инфляции (+37%).

При росте объёма выработки более чем на 22% к уровню 2003 года реальная зарплата увеличилась всего лишь на 1,2%. Среднегодовой темп роста реальной зарплаты отставал от темпа роста производительности труда в среднем на 1,24%.


Canadian National Railway Co. (Канада)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника компании выросла с 6470 канадских долларов в 2003 году до 9266 в 2018 году, или на 43,2% (рис. 5).

При инфляции 11,5% за период реальная зарплата в компании увеличилась на 28,5% и опередила темп роста производительности труда (+20%) на 7%.

В среднегодовом выражении реальная зарплата работников росла быстрее объёма выработки на 1% ежегодно.




Aurizon Holdings Limited (Австралия)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника Aurizon выросла с 10 524 австралийских долларов в 2012 году до 13 351 в 2018 году (+26,9%), рис. 6.

Индекс потребительских цен составил 1,123 раза (+12,3%), реальная зарплата увеличилась на 13%.

Численность персонала компании сократилась с 8969 человек в 2012 году до 4835 человек в 2018 году (минус 46,1%). При росте грузооборота на 1,4% и масштабном сокращении персонала объём выработки вырос с 7 млрд ткм/тыс. чел. в 2012 году до 13,2 млрд ткм/тыс. чел. в 2018 году (+88,2%).

В среднегодовом выражении темп роста реальной зарплаты отставал от темпа роста производительности труда в среднем на 8,2%.


Network Rail (Великобритания)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника инфраструктурной компании Network Rail выросла с £4229 в 2012 году до £5300 в 2018 году (+25,3%), рис. 7.

Network Rail в 2018 году обеспечила работу пассажирских и грузовых операторов в объёме 560 млн поездо-км. За период 2013–2018 годов структура поездо-километров по видам перевозок и средняя дальность следования пассажиров и грузов существенно не изменились, что позволяет использовать данный показатель в качестве объективного измерителя объёма выработки железнодорожной инфраструктуры с достаточно высокой степенью сопоставимости транспортной продукции в базовом 2012-м и 2018 году.

При росте объёма поездо-километровой работы на 2,4% численность персонала Network Rail выросла на 14,2%, что обусловило снижение производительности труда на 10,4%.

Реальная зарплата при этом выросла на 13,4% и опережала показатель выработки в среднем на 4% ежегодно.




DB Netze Track (Германия)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника инфраструктурного дивизиона DB выросла с €4285 в 2012 году до €5225 в 2018 году (+21,9%), рис. 8.

DB Netze Track в 2018 году обеспечил работу пассажирских и грузовых перевозок в объёме 1 086 млн поездо-км. За период 2013–2018 годов структура поездо-километров по видам перевозок и средняя дальность следования пассажиров и грузов существенно не изменились.

Доля грузовых поездо-километров снизилась с 24,0% в 2012 году до 21,6% в 2018 году, поездов дальнего следования выросла с 17,2% до 18,6%, доля поездов пригородного сообщения также выросла – с 58,8% до 59,8%.

Средняя дальность перевозки грузов составляла 265–345 км, пассажиров дальнего следования – в пределах 284–290 км, пригородного сообщения – от 19 до 20 км.

Таким образом, показатель поездо-километров может быть принят в качестве объективного измерителя объёма выработки железнодорожной инфраструктуры с достаточно высокой степенью сопоставимости транспортной продукции в базовом 2012-м и 2018 году.

При росте объёма поездо-километровой работы на 4,6% численность персонала DB Netze Track выросла на 13,5%, что обусловило снижение производительности труда на 7,8%.

Реальная зарплата при этом выросла на 14,2% и опережала показатель выработки в среднем на 3,6% ежегодно.


SNCF Réseau (Франция)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника SNCF Réseau в 2018 году составила €3572 и по сравнению с 2012 годом практически не изменилась, продемонстрировав рост к уровню 2012 года не более чем на 2% (рис. 9).

При инфляции 5,2% реальная зарплата работников инфраструктурного сектора снизилась более чем на 3%.

Объём поездо-километровой работы снизился с 512 млн поездо-км в 2012 году до 441 в 2018 году (–14%).

Численность работников увеличилась на 4,5%, объём выработки упал на 17,6%.

Несмотря на негативную динамику объёмных показателей работы и эксперименты истеблишмента страны с системой управления железнодорожным транспортом, менеджмент компании прилагал максимальные усилия по сохранению социальной стабильности в отрасли и поддержанию зарплаты персонала на максимально возможном уровне.


Rete Ferroviaria Italiana SpA (Италия)

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника Rete Ferroviaria Italiana SpA увеличилась с €4450 в 2011 году до €4711 в 2018 году (+5,9%).

Цены на потребительском рынке Италии в 2012–2018 годах выросли на 6,7% к уровню 2011 года.

В результате опережающего темпа инфляции реальная зарплата работников инфраструктурного сектора железнодорожного транспорта Италии снизилась на 0,8% (рис. 10).

При росте объёмов поездо-километров на 18,1% к уровню 2011 года и снижении численности персонала на 5,8% производительность труда выросла на 25,5%.

Ограниченность финансовых ресурсов компании в условиях бюджетных ограничений страны не позволяла обеспечивать более высокий уровень жизни железнодорожников.

Главный вывод по итогам анализа заключается в том, что показатель производительности труда не является определяющим фактором в политике заработной платы многих зарубежных железнодорожных компаний. Ключевыми предпосылками индексации зарплат являются уровень инфляции, ситуация на рынке труда, финансовые возможности компании и менталитет нации, определяющий приоритеты кадровой и социальной политики конкретной компании.

Идут на поправку

Железнодорожные перевозчики всего мира внедряют современные технологии для борьбы с вирусом

Рубрики: Опыт
Помощь не всем

Кризис на рынке железнодорожных перевозок потребовал увеличить инвестиции в отрасль

Рубрики: Опыт
По своим законам
Игорь Ильин, директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем,

Стабильность системы государственного тарифного регулирования железных дорог США

Рубрики: Опыт

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100