Инструменты роста

Инструменты роста

Цифровизация и инновационные решения повышают эффективность грузовых перевозок
Всё больше российских и зарубежных компаний проявляют интерес к перевозкам своей продукции железной дорогой. А после мартовского инцидента в Суэцком канале, когда севший на мель контейнеровоз Ever Given на неделю полностью заблокировал движение грузовых танкеров, и вовсе произошёл всплеск интереса к альтернативному виду перевозок. За счёт чего в ОАО «РЖД» ускоряют доставку грузов и как цифровизация помогает отрасли, шла речь на сессии эффективных решений «PRO//Технологии развития грузовых перевозок: инновации и нестандартные решения», которая прошла 16 апреля в рамках транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Юг».


«Цифра» в действии

Цифровизация перевозочного процесса позволяет уменьшать затраты компании и клиентов РЖД на организацию перевозочного процесса и снижать транспортную составляющую в цене грузов. Как отметила во время дискуссии начальник Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) Алла Сканцева, ОАО «РЖД» ведёт постоянную работу по улучшению цифровых сервисов и продуктов для грузоотправителей (см. справку).

Большинство грузоотправителей Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) уже используют электронный документооборот (ЭДО) – сейчас 85% всех грузовых отправок на магистрали оформляется дистанционно. В прошлом году доля оформленных электронных документов составила 77,5%.
«Только за два месяца этого года с применением электронной подписи было оформлено порядка 1 млн документов. В общей сложности к ЭДО ОАО «РЖД» в границах только нашей дороги подключены уже 1,1 тыс. клиентов», – подчёркивает Алла Сканцева.

В 2021 году в ТЦФТО активно продвигают использование ЭДО с момента подачи заявки на перевозку до отправления вагона со станции. При этом предоставляется возможность оформления удалённо основных первичных документов: уведомлений о завершении грузовой операции, памяток приёмосдатчика, актов общей формы.

Кроме того, открыт функционал оперативного планирования погрузки (до 10 дней), позволяющий всем участникам выстроить перевозочный процесс в соответствии с производственными планами. «Для грузовладельца это возможность объективно оценить потребности в перевозке, для нас – повысить эффективность взаимодействия между сбытовым и производственным блоками», – уточнила Алла Сканцева.

По словам начальника ТЦФТО, перед ОАО «РЖД» стоит задача в ближайшее время сделать весь операционный процесс автоматизированным, «то есть исключить оттуда людей, а ресурс потенциально подготовленных специалистов направить на то, чтобы более предметно изучать рынок».


ЭТРАН расширяет функционал

Основная цифровая платформа компании – ЭТРАН (Электронная транспортная накладная) – в этом году претерпела существенные изменения, направленные на улучшение качества обслуживания клиентов.
«Система стала кросс-платформенной, у неё больше нет зависимости от импортного программного обеспечения, – говорит Алла Сканцева. – Продвинутые пользователи в среде клиентов отмечают, что наконец получили версию системы с возможностью её использования на мобильных устройствах – планшете или телефоне с использованием популярных браузеров».

По её словам, крупные предприятия, чьи внутренние информационные системы интегрированы с ЭТРАН, могут теперь в автоматическом режиме запрашивать не только перевозочные документы, но и дополнительную информацию. Такую, например, как дислокация вагонов и контейнеров, справки о собственниках и техническом состоянии подвижного состава. «Это позволяет нашим клиентам на совершенно ином качественном уровне выстраивать свои бизнес-процессы в прямом взаимодействии с организацией перевозки», – пояснила она.

В перспектике ЭТРАН дополнится новой функцией – возможностью использовать технологию заключения smart-контрактов.

Напомним, ОАО «РЖД» на Октябрьской дороге реализует пилотный проект по внедрению smart-контракта, который обеспечивает договорное сопровождение транспортно-логистической деятельности в рамках норм цифрового права. Такой контракт считается автоматически исполненным, когда выполнены все его условия: груз перевезён, деньги перечислены, а участники не имеют друг к другу претензий.

Руководитель направления совершенствования процессов первичной логистики ПАО «Газпром нефть» Владимир Бобков подтвердил заинтересованность компаний в развитии цифрового взаимодействия с ОАО «РЖД». В планах помимо внедрения алгоритмов smart-контрактов – создание системы обмена данными об операциях с вагонами по всему циклу их транспортировки от станции отправления до станции назначения. По его словам, это позволит более точно прогнозировать сроки доставки и планировать отгрузки.


Новые технологии и маршруты

ОАО «РЖД» постоянно работает над цифровыми сервисами, необходимыми для прозрачности перевозочного процесса, его безопасности и комфортного использования, рассказал директор макрорегиона «Кавказ» АО «Компания ТрансТелеКом» (ТТК) Виталий Соловьёв.

На форуме компания представила новый инновационный продукт «Видеоаналитика и интеллектуальное наблюдение». «Его основа – это программное обеспечение, которое функционирует на базе нейронных сетей и передаёт в реальном времени информацию диспетчеру. Оно может отслеживать работу людей, ситуацию на объектах, время выполнения определённой операции. Например, процесса погрузки и выгрузки вагонов», – уточнил Виталий Соловьёв.

Разработанная система способна спрогнозировать аварийную ситуацию в случае нарушения технологических процессов. «Это даёт заказчику преимущество по сокращению нештатных ситуаций, а как следствие – издержек за счёт контроля технологического процесса и безопасности», – пояснил представитель ТТК.


Контейнеру везде дорога

Участники дискуссии «PRO//Движение.Юг» обсудили развитие контейнерных перевозок. Напомним, транспортировка контейнеров по сети ОАО «РЖД» в I квартале текущего года выросла на 14,5%, превысив 1,5 млн ДФЭ. Растущий спрос подталкивает ОАО «РЖД», грузоотправителей и производителей оборудования к поиску новых решений, связанных с этим видом перевозок.
«За прошлый год номенклатура грузов, перевозимых в контейнерах, расширилась. В новую тару «переехали» удобрения и химикаты, зерновые грузы, растительные масла. Мы перевозим то, что ранее было невозможно, например уголь в контейнерах open top с открытым верхом, то есть контейнер выполняет функцию полувагона. Также везём ряд грузов (в том числе наливных) в контейнерах со специальными вкладышами – лайнер-бэгами и флекситанками», – рассказал первый заместитель директора филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на СКЖД Владимир Воронин.

Как замечал, подводя итоги 2020 года, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило, главным трендом уходящего года стала новая универсальность. «На смену универсальному полувагону приходят платформа и контейнер. Такие перевозки имеют массу преимуществ, включая взаимозаменяемость по родам грузов, адаптивность к логистике, высокую скорость доставки конечному потребителю», – сказал Алексей Шило.

Алла Сканцева подтвердила, что с появлением новых видов упаковки и специализированных контейнеров предприятия Юга России активно наращивают перевозку своей продукции по железной дороге.

Она отметила, что ТЦФТО на СКЖД начал работать с так называемыми линейными контейнерами на территории РФ – это когда ОАО «РЖД» отправляет порожний контейнер (принадлежащий морскому перевозчику) из порта под погрузку российскому грузоотправителю по железной дороге, после этого тара с товаром отправляется снова в порт, откуда без перетарки груза транспортируется до конечного получателя морем. «Изначально линейный контейнер использовался для того, чтобы перетаривать в него магистральный контейнер и дальше по воде везти в линейном, – поясняет Алла Сканцева. – Линейщики пошли на то, чтобы в течение, например, недели давать возможность использовать контейнер для транспортировки по железной дороге».


Бизнес выбирает

Руководитель службы мультимодальной логистики ГАП «Ресурс» Александр Капитонов подтвердил намерения агропредприятия переориентировать часть грузов на железную дорогу с других видов транспорта. Он напомнил, что в марте «Ресурс» впервые в тестовом режиме отправил по железной дороге из Невинномысска (Ставропольский край) в порт Новороссийск (Краснодарский край) первые 20 рефрижераторных контейнеров с мясом птицы общим весом 540 тонн. Время в пути заняло всего 10 часов, в то время как автотранспортом в связи с особенностями грузооборота на это ушло бы около двух дней. Помимо скорости в числе других преимуществ железнодорожного транспорта в сравнении с автомобильным в компании назвали отсутствие весовых ограничений и возможность доставить контейнеры напрямую в порт без ожидания разрешения на въезд.
«Хотим проработать различные маршруты железнодорожным транспортом, – говорит Александр Капитонов. – Транспортировка железной дорогой в два раза быстрее, чем морем, но дороже. Однако в сегодняшних реалиях, связанных с Суэцким каналом, с волатильностью морских ставок, железная дорога становится очень важным гарантированным подспорьем по доставке нашей продукции в Китай».

По его словам, для расширения географии перевозок продукции «Ресурса» железнодорожному транспорту необходимы технологические решения, которые обеспечат сохранность груза. «Нужно перенимать опыт зарубежных коллег в части перевозки на большие расстояния замороженных грузов с тем, чтобы поддерживать в дороге необходимый температурный режим. Например, уже есть технология установки энергоконтейнера в составе ускоренного контейнерного поезда. Он потребляет дизельное топливо и выдаёт электричество по кабелям на каждый рефконтейнер. Это позволяет поддерживать оптимальный режим. Технология удорожит перевозку, но мы получим надёжную систему поддержания температурного режима. На полигоне СКЖД это жизненно необходимо, так как в Новороссийске или в Краснодарском крае температура порой доходит до +40–45 градусов», – сказал он.

По оценке генерального директора ООО «Европак» Людвига Тарханьяна, всё больше грузов будет перевозиться в будущем и во флекситанках. «Этот рынок пока ещё находится в зачаточном состоянии, но хорошо просматриваемые перспективы видны – потенциал для увеличения экспорта наливных грузов есть», – пояснил он.

Всего за полтора года компания отправила 114 флекси-поездов на экспорт. Это в основном растительные масла, виноматериалы, сахарные производные, жидкие удобрения.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

С 2019 года основные IT-сервисы компании предоставляются клиентам на безвозмездной основе. Это касается организации электронного документооборота, расчёта тарифов, информирования о состоянии работы сети железных дорог (включая конвенционные запреты), предоставления справочных данных по подвижному составу и перевозкам, финансово-расчётных документов. С клиентов не взимается плата и за подключение и сопровождение к системе ЭТРАН.
В конце прошлого года при оформлении перевозки владелец груза получил возможность рассчитать страховую премию и оформить полис страхования грузов АО «СОГАЗ», не выходя из системы ЭТРАН. При этом весь процесс на стороне ОАО «РЖД» и АО «СОГАЗ» автоматизирован. С начала этого года получил новые возможности и сервис «Личный кабинет клиента» (ЛКК) в сфере грузовых перевозок. Личный кабинет синхронизирован с ЭТРАН. В этом году ОАО «РЖД» планирует внедрить ещё ряд функций в ЛКК. Например, появится возможность оформить услугу по отстою вагонов, договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, накладные на порожние рейсы, а также подписать коммерческие акты.
Поезд отправляется

ОАО «РЖД» планирует вернуться к доковидным показателям пассажирских перевозок

Рубрики: PRO//Движение
Связанные одной целью

ОАО «РЖД» обеспечивает эффективное передвижение грузов от отправителя к получателю

Рубрики: PRO//Движение

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Никаких правил: уникальная культура Netflix
Рид Хастингс, Эрин Мейер
«Никаких правил: уникальная культура Netflix». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2021 год
Слон на танцполе. Как Герман Греф и его команда учат Сбербанк танцевать
Евгений Карасюк
«Слон на танцполе. Как Герман Греф и его команда учат Сбербанк танцевать». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2013 год
Цель-2. Дело не в везении
Элияху Голдратт
«Цель-2. Дело не в везении». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100