Верный маршрут
Виталий Градобоев
Виталий Градобоев
начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда

Верный маршрут

В ОАО «РЖД» реформируют автотранспортное хозяйство
В августе 2020 года руководство ОАО «РЖД» утвердило Концепцию управления и развития автохозяйства, тогда же в компании было образовано новое структурное подразделение – Центр управления автотранспортом. Структура управления автотранспортом, прописанная в концепции, подразумевает, что центр выполняет функции методологии, учёта, анализа, контроля, реализации инвестиционной политики. Автотранспорт при этом находится в собственности филиалов-балансодержателей, которые оперативно управляют и контролируют его работу на линейном и региональном уровнях.

В 2021 году Центр управления автотранспортом ОАО «РЖД» приступил к разработке операционной модели управления корпоративным автотранспортом. Это позволит в дальнейшем разработать стандарты предоставления услуг, разграничить функции и ответственность по управлению парком, определить порядок взаимодействия при планировании и критерии оценки качества работы.



Компания обновляет парк

Автотранспорт непосредственно задействован в технологических процессах ОАО «РЖД» и используется в общехозяйственных целях. Наличие исправного актива с подходящими техническими характеристиками является важным элементом устойчивой работы подразделений, обеспечивающих перевозочный процесс на всей сети железных дорог.

Сейчас ОАО «РЖД» владеет значительным парком транспортных средств, куда входит без малого 35 тыс. легковых, грузовых и грузопассажирских автомобилей, автобусов, спецтехники, прицепов. В России компания является абсолютным лидером по количеству единиц такой техники.

Модельный ряд автомобилей разнообразен и включает в себя как иностранные, так и отечественные марки – всего более 50 наименований.

Большую часть парка составляет специальная техника и грузопассажирские автомобили – на их долю приходится соответственно 29% и 28% от общего числа транспортных средств. Чуть меньше – около 16% – легковых автомобилей, и ещё порядка 13% автопарка ОАО «РЖД» – это грузовики.

Компания самостоятельно оперирует более чем половиной имеющихся в наличии транспортных средств, если быть точным, то под непосредственным управлением находится 63% парка. Остальная техника передана в аренду аутсорсинговым компаниям, которые предоставляют ОАО «РЖД» автотранспортные услуги, в основном для общехозяйственных целей. Такой подход позволяет обеспечить более рациональную загрузку транспортных средств.

Общий возраст автотранспорта, эксплуатируемого ОАО «РЖД», составляет 11,9 года при расчётном среднем сроке полезного использования 12,2 года.

Средства на обновление парка выделяются из инвестиционной программы ОАО «РЖД». Так, в прошлом году было закуплено 4180 единиц автотракторной техники, в основном это опережающая поставка 2021–2022 годов – 2815 автомобилей марок «ГАЗ», «КАМАЗ», «УАЗ», «УРАЛ». Это позволило существенно обновить и частично унифицировать парк. Почти половина закупленной техники оснащена предустановленными бортовыми системы мониторинга, которые сейчас успешно тестируются филиалами ОАО «РЖД». Теперь в компании подобными системами оборудовано 4686 автомобилей. Учитывая срок полезного использования эксплуатируемого автотранспорта, интенсивность и профиль его работы, сформированы предложения по дооборудованию системами мониторинга остального автопарка – это примерно 5 тыс. единиц.

Отмечу, что сейчас закупка новой техники обязательно согласуется с Центром управления автотранспортом ОАО «РЖД». Решение о включении в инвестиционную программу принимается на основе анализа данных информационных систем и нормативов технологической оснащённости. Учитывая наличие в компании значительного количества транспортных средств, эксплуатируемых за пределами срока их службы, вырабатывается набор критериев для систематизации обновления автопарка.

Кроме того, с 2021 года Центр управления автотранспортом ОАО «РЖД» назначен управляющим инвестиционным проектом по обновлению служебного автотранспорта филиалов компании. Сейчас на балансе ОАО «РЖД» находится почти тысяча таких автомобилей.


Аутсорсинг по новым правилам



Начиная с 2016 года около 60% автотранспортных услуг ОАО «РЖД» оказывают аутсорсинговые компании, в их числе, например, предоставление транспортных средств с водителем или без него. Передача непрофильной для компании функции эксплуатации парка общехозяйственного назначения аутсорсинговым организациям была первым шагом в направлении повышения эффективности работы автохозяйства. За это время аутсорсеры, имея долгосрочные договоры с ОАО «РЖД», фактически стали нашими партнёрами в части обеспечения работоспособности подразделений сети железных дорог.

Концепция управления и развития автохозяйства ОАО «РЖД» предусматривает постепенный переход на новую схему работы с аутсорсинговыми компаниями: заключение договоров на предоставление транспортных услуг без сдачи им в аренду корпоративных транспортных средств, как это делается сейчас. Этому будут способствовать принятые в начале года ставки владения, содержащие инвестиционную составляющую для приобретения аутсорсинговыми компаниями собственного автопарка.

В связи с тем, что в 2022 году истекают сроки действия текущих договоров на оказание автотранспортных услуг, уже развёрнут процесс проработки новых документов с учётом наработанного опыта взаимодействия подразделений компании с аутсорсерами. Будет предусмотрено постепенное снижение доли транспортных средств ОАО «РЖД», переданных в аренду.

Также ведётся работа по формированию единой электронной информационной среды для перехода на безбумажные технологии с аутсорсинговыми компаниями. Готов к запуску один из таких проектов в границах Калининградской железной дороги. Рассматривается перспектива участия в проекте «Электронный путевой лист» (пилотный проект Министерства транспорта, предусматривающий, что участники автомобильных перевозок формируют необходимые документы в электронном виде и передают их с помощью информационной системы «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». – Ред.).


Курс на цифровизацию

Центр управления автотранспортом ОАО «РЖД» широко применяет информационные технологии. На самом деле уже сейчас существует значительное количество информационных источников, которые помогают центру прямо или косвенно анализировать работу парка.

С января 2021 года организовано ведение путевых листов по автотранспорту, которым оперирует ОАО «РЖД», в единой информационной системе, что позволило значительно повысить информированность о работе автотракторной техники, дало дополнительные возможности для учёта затрат. Реализовано организационное и техническое решение автоматического формирования внутренней статистической отчётности об автотранспортных услугах.

Началась разработка автоматизированной системы, которая будет интегрировать данные, в том числе из программного обеспечения действующих и потенциальных контрагентов транспортного мониторинга. Данная система поможет объединить разрозненные данные о фактической работе транспорта на одной информационной площадке, позволит повысить степень оперативного управления парком, возможности диспетчеризации, нормирования затрат, планирования и оптимизации рабочего времени. Для реализации этого проекта организована рабочая группа с участием филиалов и представителей причастных подразделений центрального аппарата ОАО «РЖД».

Кроме того, совместно с Управлением по управленческому учёту и отчётности с начала года прорабатывается отдельный порядок учёта затрат на автотранспорт, который эксплуатируется ОАО «РЖД».

Если говорить о перспективных направлениях цифровизации, то уже разработан и готов к применению новый проект, который предусматривает использование платформы «Яндекс.Такси» для обеспечения служебным и дежурным автотранспортом. Существуют и иные корпоративные возможности данного сервиса.

В планах на этот год также организация специальной внутренней информационной площадки для поиска и передачи неиспользуемой автотракторной техники между филиалами ОАО «РЖД». Для исключения трудоёмких рутинных операций запланировано применение специальных программных роботов, импорт данных от внешних информационных источников.

Центр находится в постоянном поиске новых возможностей автоматизации управленческих процессов, снижения человеческого фактора при учёте.


Перспективы деятельности

Компании предстоит решить ещё несколько существенных вопросов в части управления автотранспортом. Например, организация технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Из-за отсутствия единой политики в этой области возникают дополнительные риски содержания автотранспорта в филиалах ОАО «РЖД», такие как отказ производителей транспортных средств в ремонте в случае гарантийной поломки, отсутствие ресурсов для поддержания автопарка в исправном состоянии. В Концепции управления и развития автохозяйства ОАО «РЖД» отмечен приоритет выполнения ремонта и технического обслуживания квалифицированными исполнителями для безопасной эксплуатации транспортных средств, даже если цена такого ремонта выше. Такой подход реализован в международной практике.

Нужно учитывать территориальную удалённость филиалов ОАО «РЖД» и связанные с этим особенности эксплуатации автотранспорта. Совместно с машиностроительными заводами мы прорабатываем дополнительные формы технического обслуживания и ремонта автопарка. В этом году на Забайкальской железной дороге предполагается реализация одного из таких проектов. Новые формы техобслуживания и ремонта планируется отрабатывать и на других дорогах.

Ещё один важный вопрос – разработка новых и актуализация действующих регламентов технической оснащённости ОАО «РЖД» автотракторной техникой, а также проработка иных нормативных и методических документов, регулирующих оказание автотранспортных услуг в филиалах компании. Подвижки в этом вопросе есть. Уже подготовлен проект нормативного документа, который определяет порядок разработки целевой структуры парка автотракторной техники на основе утверждённых регламентов оснащённости. Планируется, что этот документ начнёт применяться в текущем году.

Совершенствование основных направлений деятельности автотранспортного хозяйства ОАО «РЖД» невозможно без комплекса взаимосвязанных мер по нормированию, мониторингу, учёту, цифровизации, методологической поддержки. Выработка понятных критериев списания и обновления, унификации модельного ряда транспортных средств, оценки эффективности его работы позволит настроить участников на оптимальное управление активами компании.

Система управления автотранспортным комплексом ОАО «РЖД» требует доработки в части установления необходимого и достаточного вертикального и горизонтального взаимодействия. Проводимое нами в этом году моделирование бизнес-процессов автохозяйства ОАО «РЖД» позволит настроить сквозной процесс управления автотранспортом, включая производственное планирование и технологически обоснованную потребность в автопарке.

Появление больших объёмов данных, возможностей мониторинга, использование новых технологий, поддержка руководства компании и коллег помогают в созидательной работе Центра управления автотранспортом, являются стимулом и мотивацией для сотрудников автотранспортного профиля ОАО «РЖД».

Реализация поставленных задач предполагает последовательные изменения в течение 2021–2022 годов.

Третий пошёл

Дан старт очередному этапу модернизации Восточного полигона

Рубрики: Развитие
Единая сеть

Транспорт станет драйвером развития страны

Рубрики: Развитие
Поручено сделать

Как исполняется Послание президента РФ Федеральному собранию

Рубрики: Развитие
Импортозамещающий туризм
Ольга Хоточкина, директор выставки «Интурмаркет»,

Железнодорожники представляют туры на специализированных выставках

Рубрики: Развитие
Обязательный элемент

Агломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru