Формула эффективности
Павел Благодатский
Павел Благодатский
начальник Организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД»

Формула эффективности

В ОАО «РЖД» совершенствуется организация труда
Для повышения эффективности организационной структуры и процессов управления подразделениями ОАО «РЖД» в 2020 году Департамент по организации, оплате труда и мотивации (ЦЗТ) совместно с Центром моделирования бизнес-процессов (ЦМБП) развернули работу по моделированию и частичной верификации бизнес-процессов. Проводились структурные изменения в аппарате управления и в подразделениях ОАО «РЖД».

Кроме этого, в рамках решения целевых задач организационного развития для повышения эффективности системы управления компании был реализован ряд мероприятий и проектов. Хотел бы остановиться подробнее на основных из них.


Дорогам определили класс

В целях определения вклада каждой железной дороги в работу ОАО «РЖД» с учётом влияния их координационной роли, а также иных особенностей работы на полигонах была разработана и утверждена методика классификации железных дорог. Был расширен перечень показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и координационную деятельность, теперь их 12. При расчёте суммы баллов теперь также учитываются среднесуточная выгрузка вагонов, перевалка грузов, объём инвестиционной деятельности (в границах железной дороги) и количество подразделений филиалов ОАО «РЖД», осуществляющих деятельность в границах железной дороги. В зависимости от набранного количества баллов железным дорогам устанавливается определённая группа (I–IV, вне группы). Принадлежность железной дороги к той или иной группе регулирует численность руководителей высшего звена железной дороги, а также учитывается при определении размера месячного должностного оклада в штатном расписании в соответствии с действующим Положением о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД».

На основании итогов за 2019 год проведена оценка деятельности железных дорог. Согласно произведённому расчёту железные дороги остаются в пределах утверждённых ранее групп, кроме Дальневосточной (переведена в I группу), Красноярской и Забайкальской (переведены во II группу).

Применение принципа деления железных дорог на группы является инструментом мотивации их менеджмента на достижение более высоких результатов.


Направление на Восток

Перед РЖД стоят амбициозные задачи по развитию Восточного полигона. В рамках реализации мероприятий по повышению эффективности системы управления перевозками на Восточном полигоне в условиях применения сквозных технологий управления эксплуатационной работой на базе Дирекции управления движением был создан ряд структурных подразделений.

Так, начал работу Центр управления перевозками на Восточном полигоне (Иркутск). Он необходим для выполнения задач по нормативному обеспечению и оперативному управлению перевозками на полигоне, а также по централизованному диспетчерскому управлению движением поездов в границах Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог.

Также созданы Восточно-Сибирская и Забайкальская дирекции управления движением. Железнодорожникам предстоит организовывать и совершенствовать работы железнодорожных станций, в том числе по охране труда и безопасности движения в границах соответствующих железных дорог.

Для подготовки к проведению в январе прошлого года в Иркутске технико-технологического совета под председательством первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Анатолия Краснощёка работниками ЦЗТ совместно с Центром организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН) проведён комплексный анализ системы управления основными производственными вертикалями на полигоне, задействованными в перевозочном процессе. В том числе были проанализированы распорядительные документы, регламенты, положения, организационно-функциональные модели, структуры и загрузка рабочего времени отдельных категорий руководителей и специалистов. Кроме этого, произведён анализ баланса полномочий и ответственности, рассмотрены показатели премирования.

Для нивелирования выявленных проблемных зон в межфункциональном взаимодействии между участниками перевозочного процесса подготовлены и уже частично реализованы мероприятия по корректировке организационно-функциональных моделей функциональных филиалов, установлены единые ключевые показатели эффективности деятельности, системы мотивации, направленные на эффективное управление сквозными производственными процессами.


Усиление кадрового блока

В прошлом году продолжилась реализация пилотного проекта по централизации функций кадрового делопроизводства, кадрового учёта и социального обеспечения. Были созданы социально-кадровые центры в качестве структурных подразделений Горьковской и Северной железных дорог. Им переданы соответствующие функции и штатная численность региональных и линейных подразделений функциональных филиалов.

В составе Северной, Приволжской и Свердловской железных дорог заработали отделы подбора персонала.

Для реализации проекта «ЦМ-Экспедитор», позволяющего оказывать клиенту по доверенности услуги организации перевозки по принципу «от двери до двери», в Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом и её структурных подразделениях создана вертикаль экспедирования грузов.

Напомню, в июне 2019 года начал движение туристический ретропоезд на паровозной тяге «Рускеальский экспресс» по маршруту Сортавала – горный парк «Рускеала». В мае этого года был создан Выставочный комплекс «Локомотивное депо Сортавала» как структурное подразделение Октябрьской дирекции пассажирских обустройств.


Оптимизация продолжается

Для обеспечения реализации единой технической политики в части порядка содержания, эксплуатации и обновления парка автотранспортных средств в компании создан Центр управления автотранспортом – структурное подразделение ОАО «РЖД» (см. материал «Верный маршрут», стр. 44–49). Передача в указанный центр функций управления автотранспортом, ранее выполняемых другими подразделениями (ЦЗТ, ПКТБ Н) и являющихся для них непрофильными, а также упразднение комиссии по рассмотрению вопросов использования в филиалах ОАО «РЖД» служебных легковых автомобилей и микроавтобусов позволят оптимизировать и повысить эффективность бизнес-процессов компании.

Для повышения операционной эффективности деятельности Центральной станции связи реализован проект по переходу на двухуровневую структуру управления Красноярской дирекции связи за счёт упразднения региональных центров связи и передачи производственных участков и функций управления линейными процессами непосредственно дирекции.

Что касается сферы грузовых перевозок, то для совершенствования деятельности компании в этом направлении и создания единого цифрового пространства для оформления перевозочных документов переданы соответствующие функции и штатная численность агентов (207) системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО) из Центральной дирекции управления движением в Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). В этом году мы закончим эту работу, и вся штатная численность работников (а это более 4 тыс. единиц) по оформлению перевозочных документов будет передана в ЦФТО.

Для подготовки необходимой инфраструктуры к обслуживанию вновь поступающего подвижного состава с заменой существующего парка моторвагонного подвижного состава на скоростные электропоезда серии ЭС2Г «Ласточка» и приобретением дополнительных высокоскоростных поездов «Сапсан» было упразднено моторвагонное депо Санкт-Петербург-Московское – структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава. Имущество было передано на баланс Северо-Западной дирекции скоростного сообщения.

Продолжается работа по реализации Концепции реформирования комплекса объектов социальной инфраструктуры ОАО «РЖД». Так, были упразднены структурные подразделения дирекций социальной сферы железных дорог: санаторий-профилакторий «Сосновые родники» (ВСЖД), ДК железнодорожников в Курске и Калуге.


Рациональное управление

Для улучшения системы управления организационной структурой и штатной численностью, внедрения инструментов организационного дизайна, а также в связи с передачей полномочий по согласованию штатных расписаний филиалов заместителю генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам управления персоналом, социального развития и здравоохранения были внесены изменения в порядок формирования, согласования и утверждения штатных расписаний филиалов и учреждений ОАО «РЖД».

В том числе упрощён порядок согласования штатных расписаний органов управления филиалов и их структурных подразделений за счёт оптимизации процедуры согласования, добавлены требования к материалам, содержащимся в обращениях о внесении изменений в эти документы. Были ограничены сроки согласования начальниками железных дорог перечней изменений в штатные расписания функциональных филиалов по рабочим профессиям до 10 рабочих дней, а также определён порядок хранения и передачи в архивы оригиналов штатных расписаний.

Продолжается реализация проекта по делегированию полномочий на изменение штатных расписаний органов управления региональных дирекций филиалов – доработан порядок, регламентирующий данный процесс. В проект уже включены (помимо двух пилотных филиалов «Желдоручёт» и ЦФТО) Центральная дирекция инфраструктуры, Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава, Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом, Центральная дирекция по тепловодоснабжению и две железные дороги – Северная и Западно-Сибирская (в части приписного штата).

Разработан план поэтапного делегирования полномочий всем филиалам. Кроме того, в качестве пилотного проекта по делегированию полномочий на изменение штатных расписаний до линейного уровня выбран регион Дальневосточной железной дороги.

Продолжается реализация проекта по разработке системы многофакторной оценки эффективности организационной структуры. Во избежание рисков (при делегировании полномочий) потери управляемости, несбалансированного перераспределения численности, ввода избыточных звеньев управления и т.д. разрабатывается многофакторная модель, на основе которой будут установлены предельные значения индикаторов организационно-функциональных моделей подразделений.

Уже проанализированы фактические значения индикаторов, выявлены факторы, влияющие на численность подразделений региональных дирекций, выбрана оптимальная математическая модель, разработаны внутримодельные контроллеры, позволяющие изменять модель и входные параметры под требуемые условия.

Отмечу, что многофакторная модель направлена на повышение объективности принимаемых управленческих решений за счёт учёта функциональных, производственных и прочих особенностей подразделений, возможности количественной и качественной оценки организационной структуры и проведения внутреннего бенчмаркинга.


Автоматизация процессов

В рамках пилотного проекта по автоматизации ключевых процессов организационного дизайна в системе ЕК АСУТР сформирована функциональность АС ОФМ, она позволяет автоматически формировать организационно-функциональные модели подразделений, рассчитывать индикаторы и формировать матрицы распределения полномочий и ответственности. На данном этапе происходит верификация правил расчёта индикаторов в системе, а также формирование справочников задач и функций.

Данные мероприятия направлены на повышение эффективности проведения функционального анализа – автоматическое выявление дублирования, идентичность формулировок для подразделений с единым функционалом. Присваивание функциям кодов и их каскадирование по уровням управления позволят определить численность, задействованную на выполнении того или иного функционала. В дальнейшем планируется развитие механизмов проверки вносимых изменений при делегировании полномочий, автоматизированное формирование положений о подразделениях и приказов о распределении обязанностей между руководителем и его заместителями.
Скорость и удобство

Железная дорога осваивает города  

Рубрики: Развитие
Города встают на рельсы

Связанность городов обеспечит экономический рост

Рубрики: Развитие
Города растут

Макроагломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие
Восточная философия

Полигон опережающего развития

Рубрики: Развитие
Переходим на отечественное

Как на сети развивается импортозамещение

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100