Для повышения культуры безопасности в компании важно совершенствовать подготовку кадров
В числе основных причин аварий и несчастных случаев на производстве эксперты называют недостаточную и даже низкую квалификацию персонала. Так, по данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), в прошлом году на промышленных предприятиях было зафиксировано 138 крупных негативных происшествий, из них 90% по вине работников. Чтобы снизить влияние человеческого фактора, многие компании, в числе которых ОАО «РЖД», уделяют особое внимание вопросам повышения качества подготовки персонала (в том числе отработке действий в нестандартных ситуациях) и оценке квалификации работников.
Как отметил во время сессии «Безопасность и квалификации: обновление институтов регулирования» VI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России. Рынок труда – новая реальность» первый заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян, работодатели заинтересованы в том, чтобы на производство приходили люди, которые не просто желают работать, но и осознают свою профессиональную ответственность. Оценить соответствие квалификации работника занимаемой им должности возможно благодаря внедрению системы профессиональных стандартов. «Оценка квалификации работника, отвечающего за безопасность, крайне важна. Вспомним крупные пожары – в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» и в кемеровском торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня». Их основная причина – человеческий фактор. Люди, ответственные за пожарную безопасность, не были достаточно подготовлены для принятия решений в экстремальных условиях, – отметил Александр Чуприян. – Чтобы предотвратить подобные случаи, в стране созданы рабочие группы по экспертизе профстандартов в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях. С помощью внедрения системы профстандартов мы повысим качество подготовки кадров и, следовательно, безопасность их деятельности».
![](/upload/imgs_pult/2020/_62_6.jpg)
Предприятия железнодорожного транспорта являются объектами повышенной опасности, поэтому соответствие квалификации персонала требованиям профессиональных стандартов является залогом безопасности движения поездов. В настоящее время в ОАО «РЖД» работа по внедрению системы профессиональных стандартов ведётся по трём направлениям.
Во-первых, компания занимается разработкой специфичных для отрасли профстандартов. «На железнодорожном транспорте насчитывается около тысячи профессий и должностей, 196 из которых специфические, – рассказал начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин. – На сегодняшний день разработано 92 отраслевых профстандарта, из которых 84 уже утверждены. Сейчас подходим к завершению этой работы, и к концу года профстандартами будут охвачены все специфические для железнодорожного транспорта профессии рабочих, специалистов, служащих и руководителей».
С учётом развития бизнеса и технологий ежегодно в отрасли появляются новые профессии. В ОАО «РЖД», например, уже работают диспетчеры удалённого управления локомотивом и монтёры по обслуживанию и ремонту железнодорожной инфраструктуры. В этом году в двух профессиональных стандартах описаны новые профессии, появившиеся в результате развития и внедрения в компании цифровых технологий. Так, в профессиональном стандарте «работник по управлению терминально-складским комплексом железнодорожного транспорта» описана новая профессия – «оператор системы роботизированного управления терминально-складским комплексом». В профессиональном стандарте «работник по управлению и обслуживанию моторвагонного подвижного состава» описана профессия «оператор по дистанционному управлению моторвагонным подвижным составом».
Чтобы идти в ногу со временем, в компании утверждена дорожная карта по созданию новых профессий и должностей до 2025 года, которая в том числе предусматривает разработку перспективных профстандартов. «Основа процесса перехода на систему профстандартов у нас заложена. Их внедрение будет продолжаться по мере разработки новых профстандартов либо актуализации старых», – добавил Владимир Никитин.
Второе направление HR-работы компании – независимая оценка квалификации работников. Для её проведения на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта (Желдортранс) был создан единый центр оценки профессиональных квалификаций, а также 36 экзаменационных центров на территории 30 субъектов страны. «Независимая оценка квалификации является своего рода фильтром, который препятствует допуску к работе специалистов, склонных к нарушениям и браку в работе. На сегодняшний день её прошли более 2000 претендентов на замещение должностей, связанных с безопасностью движения. Особый акцент мы делаем на оценке работников, связанных с безопасностью движения поездов, ведь от их профессиональной подготовки зависит жизнь и здоровье не только сотрудников компании, но и пассажиров», – подчеркнул Владимир Никитин.
Процедура оценки профессиональной квалификации для работников пока добровольная. Экзамен на соответствие профессиональному стандарту состоит из практической и теоретической частей. По итогу сотрудники компании получают соответствующие сертификаты.
Третье направление – совершенствование системы подготовки персонала. Проводится экспертиза образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования (с 2018 года проведена экспертиза 36 образовательных стандартов).
Кроме того, отраслевые вузы, колледжи и техникумы проходят процедуру профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (на сегодняшний день таким образом аккредитованы 22 программы). Как ранее рассказал руководитель «Желдортранса» Сергей Чаплинский, железнодорожное образование одним из первых в стране обратилось к этой процедуре. «Профессионально-общественная аккредитация проводится для конкретного учебного заведения с учётом материально-технической базы и профессионального уровня преподавательского состава, – рассказал он. – Учебное заведение оформляет заявку, в которой выражает желание пройти такую аккредитацию. Группа экспертов, имеющих большой опыт работы именно по тем направлениям, которые соответствуют заявленным образовательным программам, выезжает в учебное заведение для проверки и ознакомления с материально-технической базой. По результатам оформляется акт и выносится для утверждения проект решения Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте».
В настоящее время прохождение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ для учебных заведений является добровольным. Однако подобная оценка помогает им пройти государственную аккредитацию в Рособрнадзоре и делает их более привлекательными для абитуриентов. Преимущества в итоге получает и работодатель. «Проведение профессионально-общественной аккредитации позволяет нам обеспечить более гибкое реагирование образовательной системы на изменения, происходящие в компании и в отрасли, а также внедрять в образовательные процессы актуальную информацию», – рассказал Владимир Никитин.
В этом году компанией была утверждена Программа взаимодействия с университетскими комплексами железнодорожного транспорта до 2025 года. Отдельное внимание в ней уделено обновлению материально-технической базы. «На эти цели уже потрачено порядка 1 млрд руб. Нам важно, чтобы подготовка кадров была максимально практической – чтобы в процессе обучения они отрабатывали возможные нештатные ситуации и, придя на производство, были готовы показать свои знания и навыки», – подчеркнул Владимир Никитин.
Также в компании ведётся разработка образовательных программ для учебных центров профессиональных квалификаций (УЦПК), на базе которых ежегодно проходят подготовку и повышают квалификацию более 130 тыс. человек. «Учебные модули переработаны под конкретные трудовые функции, содержащиеся в профстандартах, – рассказал Владимир Никитин. – Чтобы сделать обучение максимально прикладным, мы поставляем в УЦПК новые тренажёрные комплексы и создаём учебные полигоны для отработки практических навыков. По ряду квалификаций проводим тестирование работников по отдельным трудовым функциям, без обладания которыми невозможно полноценное выполнение трудовых обязанностей и допуск к работе».
Компетенции работников компании также оценивают по системе единых корпоративных требований к персоналу. Она состоит из четырёх блоков – «корпоративные компетенции», «профессиональные компетенции», «потенциал и мобильность», «результативность и опыт». «Это объективные критерии, которые учитываются при включении сотрудников в кадровый резерв, их обучении и назначении на должности, – рассказал Владимир Никитин. – Особое внимание уделяется блоку «профессиональные компетенции». Именно с этим блоком связаны профстандарты и оценка квалификации».
Благодаря грамотно выстроенной работе с персоналом за девять месяцев 2020 года на предприятиях компании на 13,1% удалось снизить число отказов технических средств под влиянием человеческого фактора в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные привёл заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Евгений Поспелов во время круглого стола, проведённого в рамках XX Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность движения поездов».
«В компании были проанализированы технологические нарушения и отказы технических средств под влиянием человеческого фактора. Также сформирован перечень основных нарушений по филиалам и профессиям, – подчеркнул Евгений Поспелов. – На основе анализа «западающих» компетенций работников принято решение об их точечном обучении, в частности, на специализированных курсах в УЦПК, в рамках технической учёбы, а также в системе дистанционного обучения компании».
Отдельное внимание в сфере обеспечения комплексной безопасности уделяется подготовке руководителей. Их обучением занимается Корпоративный университет РЖД. Специализированные программы разделены на четыре тематических блока.
Первый блок – система менеджмента безопасности движения. Сюда включены четыре образовательные программы: «Обеспечение функциональной безопасности на железнодорожном транспорте» (в 2020 году по этой программе обучено 206 человек); «Управление функциональной безопасностью на железнодорожном транспорте» (обучено 20 человек); «Система менеджмента безопасности движения» (обучено 3275 человек); «Аудиты системы менеджмента безопасности движения» (обучено 4865 человек).
Второй блок – культура безопасности движения. Здесь представлены две программы – «Формирование культуры безопасности» и «Организация деятельности общественных инспекторов по безопасности движения поездов: методы и инструменты».
Третий блок – риск-менеджмент. Он включает программы по развитию функционального резерва аппарата ревизоров по безопасности движения поездов.
Четвёртый блок – цифровизация в области безопасности движения. Как рассказал директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин, в этом году по инициативе Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» впервые была запущена программа «Анализ и принятие решений на основе больших данных». «Мы замахнулись на методы прикладной математики, аналитики и программирования для руководителей, – подчеркнул Роман Баскин. – В условиях цифровизации способность анализировать большие массивы информации крайне важна, особенно когда речь идёт о безопасности движения, жизни людей». В марте 2021 года планируется запуск ещё одной цифровой программы – «Цифровая трансформация компании: дизайн цифровых инициатив» (по направлению «Цифровая безопасность движения»).
Обменяться опытом в области обеспечения безопасности движения с зарубежными коллегами российские железнодорожники в этом году могли в рамках тематических круглых столов, организованных Корпоративным университетом РЖД в онлайн-режиме. «Мы создали своего рода дискуссионный онлайн-клуб, участниками которого стали представители 25 стран, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Индии», – подчеркнул Роман Баскин.
Юлия Антич