Быть начеку

Быть начеку

Отраслевым компаниям необходимо совершенствовать работу подразделений транспортной безопасности
Необходимость совершенствования мер безопасности на объектах транспортной инфраструктуры – серьёзный вызов для отраслевых компаний, и значимость работы сотрудников подразделений транспортной безопасности (ПТБ) сложно переоценить. В числе их задач – пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, недопущение проноса запрещённых средств, предметов и устройств на вокзалы, в аэропорты и на другие транспортные объекты. Однако в сфере обеспечения транспортной безопасности в настоящее время существует ряд серьёзных проблем, отметили участники конференции «Транспортная безопасность. Открытый диалог» XIV Международного форума «Транспорт России».


Кадровый вопрос

В соответствии с обновлённым в прошлом году федеральным законом «О транспортной безопасности» обеспечение безопасности на объектах транспортной инфраструктуры находится в зоне ответственности перевозчиков. Для этих целей они заключают договоры с аккредитованными подразделениями транспортной безопасности.

Как подчеркнул председатель правления Ассоциации «Транспортная безопасность» Александр Свешников, на законодательном уровне до сих пор не определены трудовые функции и требования к квалификации работников, чья деятельность связана с обеспечением транспортной безопасности. «Специальности, связанные с обеспечением транспортной безопасности, отсутствуют в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Кроме того, не утверждён и соответствующий профессиональный стандарт для этой сферы, поэтому нет единого понимания, какими умениями и навыками должны обладать сотрудники ПТБ», – подчеркнул Александр Свешников.

В настоящее время в разработке находится только профстандарт «Работник авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте» (этим занимаются Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, ПАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Консалтинговая компания «Авиаперсонал»).

Поскольку в сфере обеспечения транспортной безопасности отсутствует единый профстандарт (или специфичные для каждого вида транспорта), нет и актуального образовательного стандарта. «В законе «Об образовании» указано, что типовые профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности должны разрабатываться Минтрансом. По факту таких программ достаточно много, в разных учебных центрах они отличаются», – подчеркнул Алексей Свешников.

Для качественной подготовки специалистов надо не только упорядочить образовательные программы, но и внедрить в них новые модули, уверен заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Николай Федосеев. «Компания буквально завалена жалобами посетителей вокзалов на неэтичное поведение сотрудников транспортной безопасности, – рассказал он. – В этой связи необходимо изменить сами учебные программы и ввести в них модули по освоению культуры и этики поведения с пассажирами».

Участники дискуссии отметили, что для совершенствования программы обучения сотрудников ПТБ стоит рассмотреть возможность создания рабочей группы при Минтрансе, в состав которой войдут представители транспортного ведомства и его агентств, а также отраслевых ассоциаций и учебных заведений. «Уверен, что общими усилиями мы могли бы значительно улучшить качество подготовки кадров», – отметил Алексей Свешников.

Среди других образовательных проблем – нехватка квалифицированного преподавательского состава, недостаточное материально-техническое оснащение учебных помещений (нехватка современных тренажёров, ручных металлодетекторов, интроскопов, тест-предметов и тест-объектов), отсутствие или недостаточность практической подготовки. «В части организации практики нет нареканий только к подготовке «безопасников» для работы на железнодорожных объектах. Преподаватели и студенты выезжают на вокзалы, где их допускают к досмотровому оборудованию и техническим средствам. Там же проводятся короткие учебные семинары. Всё это способствует повышению качества подготовки», – рассказал Александр Свешников.

Важно совершенствовать и процедуру аттестации действующих работников. При этом большую роль в совершенствовании их знаний играют руководители ПТБ – насколько часто они проводят занятия и внеплановые инструктажи с личным составом. Как ранее отметил заместитель начальника Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Владимир Генералов, учебные тренировки – одна из составных частей подготовки сил обеспечения транспортной безопасности. Так, в 2019 году совместно с сотрудниками транспортной полиции, ФСБ и МЧС было проведено около 60 тренировок личного состава сотрудников ПТБ по отработке действий в условиях выявления бесхозных предметов, проноса муляжей запрещённых предметов через досмотровое оборудование. За шесть месяцев этого года было проведено около 25 аналогичных учений.


Контроль за контролёрами

В соответствии с приказом Минтранса «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» пассажирам запрещено проносить с собой патроны и оружие (в том числе газовые пистолеты и револьверы; механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряжённые слезоточивыми или раздражающими веществами); взрывчатые вещества; предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные, химические и биологические агенты.

Однако, как рассказал советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток, несмотря на прямой запрет, в последние годы выявлено несколько серьёзных случаев проноса запрещённых предметов на объекты транспортной инфраструктуры.

Один из самых громких случаев произошёл в октябре прошлого года. Тогда один из пассажиров рейса Москва – Бургас во время полёта обнаружил в своей ручной клади травматический пистолет, который забыл сдать в багаж в аэропорту Шереметьево. Об этом он сообщил бортпроводнице, а та в соответствии с инструкцией передала информацию экипажу, который принял решение об экстренной посадке в аэропорту Ростова-на-Дону. В местной дежурной части выяснилось, что лицензия на пистолет оформлена должным образом, но на пассажира всё равно оформили административный протокол из-за нарушения правил перевозки оружия. В результате инцидента от работы был отстранён один из сотрудников службы безопасности аэропорта Шереметьево. Кроме того, был усилен контроль за работой инспекторов досмотра и других сотрудников, участвующих в обеспечении безопасности: проведены дополнительные инструктажи по соблюдению технологии и стандартов.

А в августе этого года в ручной клади несовершеннолетнего авиапассажира был обнаружен боевой патрон. Юноша беспрепятственно прошёл досмотр при входе в аэропорт города Читы, но при предполётном досмотре патрон всё же был обнаружен.

На железнодорожных вокзалах серьёзных нареканий к сотрудникам ПТБ в части обнаружения запрещённых предметов нет, отметили в Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД». Так, за восемь месяцев этого года сотрудники подразделений транспортной безопасности пресекли пронос на территорию столичных вокзалов более 160 тыс. запрещённых предметов. С каждым годом количество выявленных запрещённых веществ и предметов увеличивается, что в первую очередь связано с повышением опыта операторов и, соответственно, качества проведения досмотровых мероприятий.

Внимательность сотрудников ПТБ в настоящее время проверяет Ространснадзор совместно с Федеральной службой безопасности. Представители ведомств в штатском периодически пытаются пронести в багаже через тест-объекты вокзалов и аэропортов муляжи запрещённых предметов (в частности, имитаторы взрывных устройств). В случае если им это удаётся, на транспортные компании может быть наложен штраф в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, за этим могут последовать корректировки в работе ПТБ – от проведения дополнительной аттестации работников до их увольнения. «Значимость человеческого фактора в допущении подобных случаев выросла из-за того, что технические средства досмотра постоянно совершенствуются и сотрудники не всегда успевают их оперативно освоить», – отметил Владимир Черток.

Один из возможных вариантов повышения внимательности сотрудников ПТБ – автоматизированный контроль их действий. В настоящее время такое оборудование уже проходит тестовую эксплуатацию в аэропортах Московского авиационного узла. Это система мониторинга действий и состояний операторов досмотра «ОКО», интегрированная с рентгенотелевизионной установкой. Она анализирует видеоизображение с камеры, установленной на экране рабочего места оператора, на соответствие заданным профилям состояния (взгляд за пределы экрана, поворот головы, потеря бдительности, сон, отсутствие оператора на месте). При выявлении какого-либо из этих состояний система выдаёт соответствующую реакцию (звуковой сигнал или блокировка ленты конвейера). Все зафиксированные нарушения регистрируются в журнале событий.
«Сейчас очень много различных устройств, контролирующих внимание работников. Например, в ОАО «РЖД» для контроля бодрствования машинистов применяется браслет ТСКБМ (телемеханическая система контроля бодрствования машиниста. – Ред.). Он нужен, чтобы машинист не заснул во время поездки, – отметил Владимир Черток. – Следует развивать и применять технические устройства и в отношении сотрудников ПТБ».

Как отметил Владимир Черток, ежегодно на объектах транспортной инфраструктуры сотрудники подразделений транспортной безопасности пресекают сотни противоправных действий, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса и способных повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей. При этом сами сотрудники ПТБ фактически безоружны. Так, в арсенале сотрудников 4-го разряда – резиновая дубинка и наручники, сотрудникам 5-го разряда с 2019 года также выдаются электрошокеры. «Но применение этих защитных средств законодательно ограничено. Максимум, что могут сделать сотрудники транспортной безопасности, – практически голыми руками задержать, например, дебошира до прихода сотрудников полиции, – заметил Владимир Черток. – Расширение арсенала оборонительных возможностей ПТБ не только придаст больше уверенности тем, кто несёт службу в местах массового пребывания людей, но и в целом повысит уровень безопасности на объектах транспортной инфраструктуры».


Противодействие вирусу

Подразделения транспортной безопасности играют большую роль и в недопущении распространения новой коронавирусной инфекции. Как отметил главный редактор ИА «Индустрия безопасности» Игорь Твердунов, защита от COVID-19 потребовала создания новых технических средств и методов обнаружения опасных биологических агентов: вирусов, бактерий, токсинов. «Изменился рынок тепловизионных устройств. Совсем недавно это оборудование использовалось в качестве систем охраны для определённых условий. Сегодня производители предлагают широкий спектр тепловизионных систем для выявления людей с повышенной температурой. Тепловизоры обладают аналитическими возможностями и зачастую интегрированы с другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, например с системами видеонаблюдения или контроля доступа», – рассказал Игорь Твердунов.

Внедрению новинок зачастую препятствует отсутствие сертификации. Так, например, Красногорский завод им. С.А. Зверева (входит в холдинг «Швабе» госкорпорации «Ростех») в августе этого года представил на форуме «Армия-2020» прибор, который способен в автоматическом режиме выявлять одновременно до 86 возбудителей инфекционных заболеваний вирусной и бактериальной природы, а также токсины в окружающей воздушной среде. Госиспытания прибора завершились в июне, но его сертификация только готовится.

Юлия Антич
Проверки на расстоянии

В сфере контроля за работой транспорта активно применяются цифровые инструменты

Рубрики: Транспортная неделя
Выйти в цифровое поле

Инновационные решения меняют транспортно-логистический комплекс в евразийском пространстве

Рубрики: Транспортная неделя
Тест на устойчивость

Как отрасль переживает эпоху COVID-19

Рубрики: Транспортная неделя

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru