Быть начеку

Быть начеку

Отраслевым компаниям необходимо совершенствовать работу подразделений транспортной безопасности
Необходимость совершенствования мер безопасности на объектах транспортной инфраструктуры – серьёзный вызов для отраслевых компаний, и значимость работы сотрудников подразделений транспортной безопасности (ПТБ) сложно переоценить. В числе их задач – пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта, недопущение проноса запрещённых средств, предметов и устройств на вокзалы, в аэропорты и на другие транспортные объекты. Однако в сфере обеспечения транспортной безопасности в настоящее время существует ряд серьёзных проблем, отметили участники конференции «Транспортная безопасность. Открытый диалог» XIV Международного форума «Транспорт России».


Кадровый вопрос

В соответствии с обновлённым в прошлом году федеральным законом «О транспортной безопасности» обеспечение безопасности на объектах транспортной инфраструктуры находится в зоне ответственности перевозчиков. Для этих целей они заключают договоры с аккредитованными подразделениями транспортной безопасности.

Как подчеркнул председатель правления Ассоциации «Транспортная безопасность» Александр Свешников, на законодательном уровне до сих пор не определены трудовые функции и требования к квалификации работников, чья деятельность связана с обеспечением транспортной безопасности. «Специальности, связанные с обеспечением транспортной безопасности, отсутствуют в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Кроме того, не утверждён и соответствующий профессиональный стандарт для этой сферы, поэтому нет единого понимания, какими умениями и навыками должны обладать сотрудники ПТБ», – подчеркнул Александр Свешников.

В настоящее время в разработке находится только профстандарт «Работник авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте» (этим занимаются Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, ПАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Консалтинговая компания «Авиаперсонал»).

Поскольку в сфере обеспечения транспортной безопасности отсутствует единый профстандарт (или специфичные для каждого вида транспорта), нет и актуального образовательного стандарта. «В законе «Об образовании» указано, что типовые профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности должны разрабатываться Минтрансом. По факту таких программ достаточно много, в разных учебных центрах они отличаются», – подчеркнул Алексей Свешников.

Для качественной подготовки специалистов надо не только упорядочить образовательные программы, но и внедрить в них новые модули, уверен заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Николай Федосеев. «Компания буквально завалена жалобами посетителей вокзалов на неэтичное поведение сотрудников транспортной безопасности, – рассказал он. – В этой связи необходимо изменить сами учебные программы и ввести в них модули по освоению культуры и этики поведения с пассажирами».

Участники дискуссии отметили, что для совершенствования программы обучения сотрудников ПТБ стоит рассмотреть возможность создания рабочей группы при Минтрансе, в состав которой войдут представители транспортного ведомства и его агентств, а также отраслевых ассоциаций и учебных заведений. «Уверен, что общими усилиями мы могли бы значительно улучшить качество подготовки кадров», – отметил Алексей Свешников.

Среди других образовательных проблем – нехватка квалифицированного преподавательского состава, недостаточное материально-техническое оснащение учебных помещений (нехватка современных тренажёров, ручных металлодетекторов, интроскопов, тест-предметов и тест-объектов), отсутствие или недостаточность практической подготовки. «В части организации практики нет нареканий только к подготовке «безопасников» для работы на железнодорожных объектах. Преподаватели и студенты выезжают на вокзалы, где их допускают к досмотровому оборудованию и техническим средствам. Там же проводятся короткие учебные семинары. Всё это способствует повышению качества подготовки», – рассказал Александр Свешников.

Важно совершенствовать и процедуру аттестации действующих работников. При этом большую роль в совершенствовании их знаний играют руководители ПТБ – насколько часто они проводят занятия и внеплановые инструктажи с личным составом. Как ранее отметил заместитель начальника Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Владимир Генералов, учебные тренировки – одна из составных частей подготовки сил обеспечения транспортной безопасности. Так, в 2019 году совместно с сотрудниками транспортной полиции, ФСБ и МЧС было проведено около 60 тренировок личного состава сотрудников ПТБ по отработке действий в условиях выявления бесхозных предметов, проноса муляжей запрещённых предметов через досмотровое оборудование. За шесть месяцев этого года было проведено около 25 аналогичных учений.


Контроль за контролёрами

В соответствии с приказом Минтранса «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» пассажирам запрещено проносить с собой патроны и оружие (в том числе газовые пистолеты и револьверы; механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряжённые слезоточивыми или раздражающими веществами); взрывчатые вещества; предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные, химические и биологические агенты.

Однако, как рассказал советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток, несмотря на прямой запрет, в последние годы выявлено несколько серьёзных случаев проноса запрещённых предметов на объекты транспортной инфраструктуры.

Один из самых громких случаев произошёл в октябре прошлого года. Тогда один из пассажиров рейса Москва – Бургас во время полёта обнаружил в своей ручной клади травматический пистолет, который забыл сдать в багаж в аэропорту Шереметьево. Об этом он сообщил бортпроводнице, а та в соответствии с инструкцией передала информацию экипажу, который принял решение об экстренной посадке в аэропорту Ростова-на-Дону. В местной дежурной части выяснилось, что лицензия на пистолет оформлена должным образом, но на пассажира всё равно оформили административный протокол из-за нарушения правил перевозки оружия. В результате инцидента от работы был отстранён один из сотрудников службы безопасности аэропорта Шереметьево. Кроме того, был усилен контроль за работой инспекторов досмотра и других сотрудников, участвующих в обеспечении безопасности: проведены дополнительные инструктажи по соблюдению технологии и стандартов.

А в августе этого года в ручной клади несовершеннолетнего авиапассажира был обнаружен боевой патрон. Юноша беспрепятственно прошёл досмотр при входе в аэропорт города Читы, но при предполётном досмотре патрон всё же был обнаружен.

На железнодорожных вокзалах серьёзных нареканий к сотрудникам ПТБ в части обнаружения запрещённых предметов нет, отметили в Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД». Так, за восемь месяцев этого года сотрудники подразделений транспортной безопасности пресекли пронос на территорию столичных вокзалов более 160 тыс. запрещённых предметов. С каждым годом количество выявленных запрещённых веществ и предметов увеличивается, что в первую очередь связано с повышением опыта операторов и, соответственно, качества проведения досмотровых мероприятий.

Внимательность сотрудников ПТБ в настоящее время проверяет Ространснадзор совместно с Федеральной службой безопасности. Представители ведомств в штатском периодически пытаются пронести в багаже через тест-объекты вокзалов и аэропортов муляжи запрещённых предметов (в частности, имитаторы взрывных устройств). В случае если им это удаётся, на транспортные компании может быть наложен штраф в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, за этим могут последовать корректировки в работе ПТБ – от проведения дополнительной аттестации работников до их увольнения. «Значимость человеческого фактора в допущении подобных случаев выросла из-за того, что технические средства досмотра постоянно совершенствуются и сотрудники не всегда успевают их оперативно освоить», – отметил Владимир Черток.

Один из возможных вариантов повышения внимательности сотрудников ПТБ – автоматизированный контроль их действий. В настоящее время такое оборудование уже проходит тестовую эксплуатацию в аэропортах Московского авиационного узла. Это система мониторинга действий и состояний операторов досмотра «ОКО», интегрированная с рентгенотелевизионной установкой. Она анализирует видеоизображение с камеры, установленной на экране рабочего места оператора, на соответствие заданным профилям состояния (взгляд за пределы экрана, поворот головы, потеря бдительности, сон, отсутствие оператора на месте). При выявлении какого-либо из этих состояний система выдаёт соответствующую реакцию (звуковой сигнал или блокировка ленты конвейера). Все зафиксированные нарушения регистрируются в журнале событий.
«Сейчас очень много различных устройств, контролирующих внимание работников. Например, в ОАО «РЖД» для контроля бодрствования машинистов применяется браслет ТСКБМ (телемеханическая система контроля бодрствования машиниста. – Ред.). Он нужен, чтобы машинист не заснул во время поездки, – отметил Владимир Черток. – Следует развивать и применять технические устройства и в отношении сотрудников ПТБ».

Как отметил Владимир Черток, ежегодно на объектах транспортной инфраструктуры сотрудники подразделений транспортной безопасности пресекают сотни противоправных действий, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса и способных повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей. При этом сами сотрудники ПТБ фактически безоружны. Так, в арсенале сотрудников 4-го разряда – резиновая дубинка и наручники, сотрудникам 5-го разряда с 2019 года также выдаются электрошокеры. «Но применение этих защитных средств законодательно ограничено. Максимум, что могут сделать сотрудники транспортной безопасности, – практически голыми руками задержать, например, дебошира до прихода сотрудников полиции, – заметил Владимир Черток. – Расширение арсенала оборонительных возможностей ПТБ не только придаст больше уверенности тем, кто несёт службу в местах массового пребывания людей, но и в целом повысит уровень безопасности на объектах транспортной инфраструктуры».


Противодействие вирусу

Подразделения транспортной безопасности играют большую роль и в недопущении распространения новой коронавирусной инфекции. Как отметил главный редактор ИА «Индустрия безопасности» Игорь Твердунов, защита от COVID-19 потребовала создания новых технических средств и методов обнаружения опасных биологических агентов: вирусов, бактерий, токсинов. «Изменился рынок тепловизионных устройств. Совсем недавно это оборудование использовалось в качестве систем охраны для определённых условий. Сегодня производители предлагают широкий спектр тепловизионных систем для выявления людей с повышенной температурой. Тепловизоры обладают аналитическими возможностями и зачастую интегрированы с другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, например с системами видеонаблюдения или контроля доступа», – рассказал Игорь Твердунов.

Внедрению новинок зачастую препятствует отсутствие сертификации. Так, например, Красногорский завод им. С.А. Зверева (входит в холдинг «Швабе» госкорпорации «Ростех») в августе этого года представил на форуме «Армия-2020» прибор, который способен в автоматическом режиме выявлять одновременно до 86 возбудителей инфекционных заболеваний вирусной и бактериальной природы, а также токсины в окружающей воздушной среде. Госиспытания прибора завершились в июне, но его сертификация только готовится.

Юлия Антич
Проверки на расстоянии

В сфере контроля за работой транспорта активно применяются цифровые инструменты

Рубрики: Транспортная неделя
Выйти в цифровое поле

Инновационные решения меняют транспортно-логистический комплекс в евразийском пространстве

Рубрики: Транспортная неделя
Тест на устойчивость

Как отрасль переживает эпоху COVID-19

Рубрики: Транспортная неделя

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100