Выйти в цифровое поле

Выйти в цифровое поле

Инновационные решения меняют транспортно-логистический комплекс в евразийском пространстве
Транспортная отрасль переживает настоящую цифровую революцию. Развитие цифровых транспортно-логистических платформ является устойчивым бизнес-трендом в государствах Юго-Восточной Азии и Европейского союза. О создании единого цифрового пространства в сфере транспорта и логистики задумались страны – участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, каждая из которых развивает собственные транспортные цифровые сервисы и платформы.

Как отметил директор Департамента цифровой трансформации Министерства транспорта РФ Дмитрий Баканов, выступая на пленарной дискуссии «Цифровые транспортные коридоры» XIV Международного форума «Транспорт России», цифровизация становится неотъемлемой частью конкурентоспособности государств и отраслевых компаний.
«Уникальность географического положения России между Востоком и Западом позволяет нам активно развивать транспортные коридоры. И с этой целью в апреле 2020 года вышло распоряжение правительства об учреждении автономной некоммерческой организации (АНО «Дирекция международных транспортных коридоров». – Ред.), которая займётся выработкой мер по повышению эффективности использования международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации», – рассказал Дмитрий Баканов. С 1 октября в России началось тестирование автоматизированного оформления перевозок на автомобильном транспорте – внедряются электронная транспортная накладная и электронный путевой лист. Пилотной зоной эксперимента выбраны территории Москвы, Татарстана, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края.

С июня в России массово заработала система отслеживания грузов через электронное пломбирование. «Этот продукт показал, что эффективнее везти груз напрямую, например, из Китая в Европу и обратно через Россию, чем в объезд. Цифровые навигационные технологии позволят сократить издержки и сделать сквозной трансграничный проезд, что снижает стоимость продукта, – отметил Дмитрий Баканов. – То же самое мы хотим сделать на всей территории ЕАЭС, хотя и понимаем, что это сложный процесс, которому препятствуют различные факторы, в частности особенности пропускного приграничного режима. Но цифровые и навигационные технологии придут на помощь в этом смысле».

В России также реализуются проекты по формированию электронных очередей на пунктах пропуска.

В Армении, по словам министра территориального управления и инфраструктур Сурена Папикяна, разработан проект внедрения электронной системы взимания дорожной платы с больших грузов. «Предполагаем взимать плату с водителей грузовиков, если их грузоподъёмность превышает 12 тонн, но только в случае проезда по трассам, спроектированным и построенным в рамках сотрудничества государства и частного сектора, – подчеркнул Сурен Папикян. – Одновременно предлагается внедрение электронной системы весогабаритного контроля».

В Белоруссии в проект государственной программы цифрового развития страны на 2021–2025 годы включено мероприятие по созданию национальной платформы «Электронная логистика». «Что касается отдельных сервисов, то в течение уже пяти – семи лет в сфере перевозок у нас эксплуатируется электронная очередь. Протестировано применение навигационных пломб, – отметил первый заместитель министра связи и информатизации Республики Беларусь Павел Ткач. – Таким образом, мы находимся в высокой степени готовности внедрять и развивать цифровые транспортные решения».

В Казахстане сформирована национальная интеллектуальная система, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения и повышения его эффективности.

Как подчеркнул Дмитрий Баканов, для того чтобы повысить эффективность транспортно-логистического комплекса на территории ЕАЭС, принципиально важно синхронизировать «цифровые» инициативы всех её участников. «Сейчас в каждой стране есть свои подходы, стандарты и документы в части организации движения. И порой это является препятствием для организации «бесшовных» международных перевозок. Например, в ряде государств отсутствует путевой лист, а в России он до сих пор есть, причём не всегда в электронном виде», – отметил он.

Чтобы все пять стран – участниц ЕАЭС работали в общем цифровом поле, в 2020 году Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) принято решение о создании единой транспортной платформы, которая объединит все цифровые сервисы на одном ресурсе.

Как рассказал член коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Гегам Варданян, к концу 2020 года будут определены платформенные сервисы. На данный момент по согласованию со странами-участницами их выделено более ста. Среди них: сервис «Путешествую без COVID-19» (это специальная программа, которая позволит гражданам, предварительно сдав тест на коронавирусную инфекцию в сертифицированных лабораториях, во время пересечения границ ЕАЭС подтвердить отсутствие заболевания электронной справкой в мобильном приложении); сервис «Электронный товарно-сопроводительный документ» и другие.
«После определения всех сервисов, которые наполнят платформу, будут проработаны механизмы их реализации и заключены необходимые соглашения с юридической точки зрения», – подчеркнул Гегам Варданян.

Финансировать создание цифровых сервисов будет Фонд цифровых инициатив Евразийского банка развития при поддержке государств – участников ЕАЭС.
«Приоритетность финансирования сервисов будет определяться степенью их готовности. Так, некоторые сервисы уже готовы (например, «Путешествую без COVID-19»), другие требуют детальной проработки в течение двух-трёх лет. Конечно, мы делаем ставку на технологии, разработанные благодаря государственно-частному партнёрству. Поэтому принципиально важное значение имеет активное участие в этом процессе национальных правительств. Они сами должны выдвигать те проекты, которые считают актуальными, которые готовы финансировать и софинансировать с банком, – подчеркнул заместитель председателя правления Евразийского банка развития Тигран Саркисян. – Благодаря интеграции всех участников транспортного процесса в единое цифровое пространство удастся сделать транспортные коридоры по-настоящему бесшовными».

Как отметил директор Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Институт прикладных программных систем» (Республика Беларусь) Игорь Михайловский, единая цифровая платформа будет востребована среди участников транспортного рынка только в том случае, если пользователи будут ей доверять. «Как правило, пользователи больше доверяют не наднациональным, а собственным, внутренним цифровым решениям», – подчеркнул он.

С этим согласны и представители ЕЭК. «Мы прорабатываем вопрос «цифрового суверенитета». Благодаря техническим возможностям (распределённому реестру) в каждой из пяти стран будет создана собственная платформа, но все они будут интегрированы в общий ресурс», – отметил Гегам Варданян.

Так, например, в Казахстане уже предусмотрено, что внутренняя платформа будет интегрирована с международной информационной системой государств ЕАЭС посредством национального шлюза, отметил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Руслан Баймишев.

Дмитрий Баканов отметил, что цифровая система ЕАЭС – это первый шаг для создания экосистемы транспортных коридоров, и в будущем она будет интегрирована с электронными платформами восточных и западных партнёров – Китаем и странами Евросоюза.

Юлия Антич

Максим Галл,
руководитель проекта рабочей группы «Цифровые транспортные коридоры» Министерства транспорта РФ:

– Развитие и применение цифровых технологий в российской транспортной отрасли идёт достаточно активно. Для того чтобы достичь максимального эффекта от реализации национальных цифровых сервисов, важно интегрироваться в общую цифровую систему стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Комплексный набор единообразных услуг на территории ЕАЭС упростит и сократит транзакционные издержки и непроизводственные простои при перемещении грузов. Мы говорим о бесшовных путях, о цепочках поставок, которые дадут возможность оптимизировать издержки. У нас есть новые технологии, которые позволяют смотреть за тем, каким образом происходит движение пассажиров, грузов, выявлять узкие места и быстро решать намечающиеся проблемы.
Странам ЕАЭС не нужно конкурировать между собой, нам нужно развиваться совместно. Именно это даст синергию и повысит конкурентоспособность каждой страны. Транспорт сегодня особенно чувствует потребность в интеграции, которая изначально лежала в основе евразийского партнёрства. Эту задачу возможно решить через применение цифровых технологий.


Эмиль Кайкиев,
член коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии:

– В настоящее время большую роль в сфере транспортировки грузов приобрёл железнодорожный транспорт. В числе основных факторов, способствующих этому, – цифровизация и тенденция к переориентации отправок грузов на перевозку в контейнерах. Преимущества железнодорожного транспорта заключаются в стабильности и надёжности доставки грузов, а также в использовании сопутствующего электронного документооборота. Цифровизация стала реальным инструментом обеспечения транзита. Чтобы поддержать транспортную отрасль в условиях пандемии коронавируса (COVID-19), Европейская экономическая комиссия призвала государства-члены ввести зелёные коридоры для наземного (автомобильного и железнодорожного), морского и воздушного транспорта. Беспрепятственная транспортировка имеет решающее значение для поддержания доступности товаров. Для железнодорожных грузовых перевозок это означает, что вся базовая Трансъевропейская транспортная сеть (TEN-T) остаётся доступной 24/7, а между государствами-членами осуществляется хорошая скоординированность управлением пропускной способностью.


Лин Ронг,
заместитель генерального директора Китайского транспортного, телекоммуникационного и информационного центра (CTTIC):

– Мы активно расширяем международное сотрудничество в области транспорта и логистики. Государства Евразийского экономического союза – наши важнейшие партнёры. Через некоторые страны ЕАЭС идут огромные грузопотоки между Европой и Китаем. Мы активно продвигаем международную торговлю – как экспорт, так и импорт. В ходе недавнего онлайн-саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии десять стран объединения – Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Бруней и Филиппины, а также пять стран-партнёров – Китай, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия подписали соглашение о Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве. Ратификация документа приведёт к созданию крупнейшей в мире зоны свободной торговли (на страны-участницы суммарно приходится примерно 30% мировой экономики). Поэтому для нас крайне важна интеграция в бесшовную международную систему перевозок. Это достаточно сложно обеспечить, но крайне необходимо. Без сомнения, требуется координация этого процесса на основе взаимной выгоды всех участников. Транспортная отрасль – это не просто перемещение из точки А в точку Б, это объединение людей. Только благодаря этому мы можем содействовать экономическому развитию, культурному обмену. Каждый из нас может почерпнуть благо из этого обмена.

Быть начеку

Отраслевым компаниям необходимо совершенствовать работу подразделений транспортной безопасности

Рубрики: Транспортная неделя
Проверки на расстоянии

В сфере контроля за работой транспорта активно применяются цифровые инструменты

Рубрики: Транспортная неделя
Тест на устойчивость

Как отрасль переживает эпоху COVID-19

Рубрики: Транспортная неделя

Рубрики

Содержание номера


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru