Дорожная карта

Дорожная карта

Стартапы предлагают ОАО «РЖД» инновационные решения
Многие крупные компании, в том числе и ОАО «РЖД», заинтересованы в инновационных проектах. Молодые и амбициозные команды – стартапы – берутся за решение актуальных задач, оптимизацию текущих процессов, реализацию идей, повышающих продуктивность и прибыль компании. Какие инновационные идеи сейчас актуальны на железных дорогах, выяснял «Пульт управления».

На базе Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта в сентябре 2019 года была запущена первая акселерационная программа ОАО«РЖД», обеспечивающая поиск новых проектов. На инновационной площадке экспертами отбирались лучшие стартап-проекты по всем направлениям деятельности компании: инфраструктура, экология и безопасность, управление движением, хозяйственная деятельность, подвижной состав, энергетика и IT-технологии.

В ходе работы были выбраны семь проектов-победителей, которые после успешных испытаний готовятся к внедрению в инфраструктуру холдинга.

В этом году стартовала вторая корпоративная акселерационная программа, но с некоторыми изменениями. «Программа 2020 года является логическим продолжением и при этом обладает рядом особенностей. Она нацелена на поиск проектов по направлению «Подвижной состав», включает в себя пять комплексов: локомотивный и моторвагонный, скоростное сообщение, вагонное хозяйство и специальный подвижной состав, – рассказал руководитель корпоративного акселератора РЖД Роман Кошелев на летнем онлайн-вебинаре, посвящённом работе программы. – Также в ходе программы мы будем искать не только решения, связанные с техническим устройством локомотивов, вагонов, но и проекты, направленные на оптимизацию процессов, обеспечивающих непосредственную эксплуатацию подвижного состава и повышение производительности сотрудников компании».

Конкурс завершился 16 октября, из-за большого количества заявок подведение итогов идёт до сих пор.

Тем не менее начальник технической службы Дирекции тяги и один из членов жюри по отбору перспективных проектов Дмитрий Хомченко уже сейчас может выделить интересные инновации для своего филиала.
«Мы отметили четыре проекта. Первые два посвящены экологической тематике в части инновационных решений по очистке сточных вод от нефтепродуктов. Речь идёт об инновационных очистных установках и биомикрогелях, которые позволяют снизить уровень нефтепродуктов в воде. Третий проект включает в себя решение по дистанционной оценке психофизиологического состояния работников локомотивной бригады. В настоящее время мы контролируем бодрствование работников локомотивной бригады с помощью устройств безопасности, основанных на принципе соприкосновения с телом человека. А новый проект предлагает дистанционную оценку.

В четвёртом проекте предлагается интересная технология – радиоканал, позволяющий обеспечивать передачу сообщений на расстояние до 800 км без промежуточных стационарных станций. Это значительное преимущество, ведь максимальная дальность действия существующих средств радиосвязи без стационарных станций не более 20–30 км. Для нас это более чем актуально, потому что внедряемые системы ресурсосбережения и интервального регулирования движения поездов используют радиоканал. При этом качество радиосвязи на сети железных дорог не всегда идеально», – рассказал Дмитрий Хомченко.

Выбирая проекты в рамках Акселератора, филиал только знакомится с инновационными решениями. Далее каждая технология, прошедшая отбор, будет детально изучаться и проходить апробацию в деятельности Дирекции тяги. Большинство проектов находятся на низкой стадии технологической готовности к серийному производству и нуждаются в адаптации под задачи компании, так как на железной дороге внедрению подлежат только законченные технические средства, поставленные на производство в соответствии с ГОСТом.
«Поэтому после объявления проектов-победителей нам предстоит заняться проектной работой, доработать интересующие нас идеи, адаптировать их для деятельности Дирекции тяги. Для этого за каждым инновационным проектом закрепляется специалист, составляется диаграмма Ганта, где прописываются все этапы прохождения проекта. Проект обычно реализуется в две части. На первом этапе идёт испытание решения для оценки работоспособности в условиях железной дороги. При этом со стороны стартапа предоставляется образец, со стороны Дирекции тяги мы обеспечиваем техническую поддержку, доступ к инфраструктуре (локомотиву, депо) и помощь наших экспертов. Такой эксперимент длится 2–3 месяца. После его завершения становится понятно, работоспособен ли проект, может ли он быть адаптирован для РЖД. Как только инновация будет одобрена, можно переходить к следующему этапу – постановке продукции на производство и его финансирование», – пояснил Дмитрий Хомченко.

Напомним, что Дирекция тяги в прошлом году также участвовала в акселерационной программе, в ходе которой для филиала были отобраны три стартапа. Два проекта не смогли выполнить технические требования. Третий проект – «Внедрение литий-титанатных батарей на локомотивах» в настоящее время реализуется и имеет перспективы к внедрению. Его реализация поможет повысить надёжность локомотивов, а также снизить трудоёмкость обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей.

Для привлечения и адаптации новых инновационных проектов по запросам ОАО «РЖД» используются внешние инструменты поддержки. Так, Куйбышевская железная дорога при поддержке Центра инновационного развития РЖД, правительство Самарской области и компания YellowRockets разработали и запустили программу софинансирования проектов. Такой конкурс проводили впервые, в два этапа – с 9 июля по 28 августа и со 2 по 29 сентября.

Заявки можно было подать по четырём актуальным направлениям поиска инноваций: сквозные, цифровые технологии для подвижного состава и инфраструктуры, внедрение инновационных материалов, ресурсосберегающих технологий, автоматизация и роботизация выполнения технологических процессов, иные предложения, соответствующие направлениям инновационного развития ОАО «РЖД», по мнению экспертов Куйбышевской железной дороги.

По результатам предварительного отбора и очной защиты проектов победителями стали девять стартапов:
1. ООО «Аккумулятор инноваций» с проектом «Разработка энергоблока (накопителя электрической энергии) для электроснабжения вагонов электропоездов ЭД4М типа ЭБВ ЭД4М2». Компания разработала необслуживаемый энергоблок для вагонов электропоездов, стоимость жизненного цикла которого в два раза меньше.
2. ООО НПП «Система Технологий» – «Разработка и изготовление изолирующих стыковых прокладок». Новая технология повысит надёжность изоляционных характеристик стыков, сохранит электроизоляционные свойства стыков в течение длительного срока эксплуатации. Срок эксплуатации инновационных стыковых прокладок в два раза дольше, чем применяемых в настоящее время, что будет проверяться в ходе эксплуатационных испытаний.
3. ООО НПП «Система Технологий» – «Разработка и изготовление точечного вагонного замедлителя». Смонтированное на железнодорожном пути тормозное устройство для снижения скорости движения вагонов исключит необходимость дополнительной «парковки» отцепов, аварийные ситуации, порчу вагонов и грузов при роспуске отцепов, связанных с превышением допустимой скорости роспуска.
4. СамГТУ – «Разработка и создание автоматизированного рабочего места для поверки средств измерения давления». Инновация позволит производить автоматический одновременный замер восьми рабочих контрольных точек средств измерения давления и расчёт погрешности.
5. ООО «ВИВИТОК» – «Система контроля и распознавания маркировки рельсовых плетей с использованием технологии машинного зрения». Процесс ведения журналов маркировки рельсовых плетей станет автоматизированным, это позволит контролировать информацию, занесённую в электронный журнал, выдавать рекомендации на проведение требуемых путевых работ.
6. ООО «ВИВИТОК» – «Система контроля и мониторинга состояния скально-обвальных участков при помощи 3D-моделирования». Система будет выявлять несоответствия и оценивать их размеры на данных, собранных при разной удалённости полёта, проводить обследование участка, подверженного сходу камней, земляного полотна в динамике, фиксировать и передавать информацию в реальном времени о каких-либо изменениях в сдвижке земляного полотна.
7. ООО «Нейросканер» – «Нейросканер – разработка системы расшифровки скрытых дефектов рельсов». Будут осуществляться автоматизированная расшифровка и анализ дефектограмм, повысится скорость принятия решений и устранения выявленных несоответствий.
8. ООО «АЛЬФА КОНСАЛТ» – «Мобильный измеритель габаритов «МИГ». Разрабатывается для измерения параметров габаритов железнодорожной инфраструктуры и пассажирских обустройств и поможет ликвидировать проблему зависимости качества контроля технического состояния от человеческого фактора.
9. ООО «А-Моби» – «Облачный смарт-мониторинг». Проект позволит хранить историю ключевых параметров расхода электрической энергии, пиковых нагрузок с возможностью построения аналитики за требуемый период, осуществлять сбор данных по расходам электроэнергии различных потребителей вокзала с целью их оптимизации.

Всего фонд конкурса составил 16,2 млн руб., из которых Куйбышевской железной дорогой, на реализацию этих проектов выделено 3,2 млн руб. в качестве софинансирования проектов. Таким образом, проекты получат от 600 тыс. до 2 млн руб. в виде субсидии на тестовое внедрение и испытание инновационных технологий на инфраструктуре дороги.
«Четыре проекта компаний ООО «Аккумулятор инноваций», ООО «ВВИТОК», ООО НПП «Система технологий» вышли на этапы эксплуатационных испытаний. Другие проекты находятся на стадии разработки самого прототипа. По всем проектам заключены договоры, составлены дорожные карты, согласованы технические задания. Испытания должны завершиться до 20 декабря текущего года. По окончании мы подготовим экспертное заключение , – рассказала «Пульту управления» начальник отдела инновационного развития Куйбышевской железной дороги Светлана Кишкина. – Если результаты испытаний окажутся положительными, то мы все усилия приложим для того, чтобы направить итоги в Центр инновационного развития РЖД для рассмотрения целесообразности, внедрения и тиражирования инновационных технологий на сети железных дорог. По итогам испытаний Центром инновационного развития РЖД совместно с причастными функциональными филиалами будет организовано рассмотрение экспертного заключения Куйбышевской железной дороги и принятие решение о целесообразности внедрения и последующей закупки этих инновационных продуктов».

Уже определены функциональные заказчики – региональные дирекции железной дороги и объекты инфраструктуры (Куйбышевский центр метрологии, хозяйства пути, автоматики и телемеханики, Куйбышевская дирекция моторвагонного подвижного состава, хозяйство пути, Самарский центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, Куйбышевская дирекция пассажирских обустройств), где будут апробироваться проекты-победители.

Тестовые испытания проходят в реальных условиях эксплуатации в соответствии с методикой испытаний, разработанной в рамках каждого проекта. При этом есть чёткое понимание, в каких показателях будет выражаться эффективность их применения, поэтому на всех этапах реализации проектов предусмотрена фиксация значений тех или иных параметров в зависимости от специфики построения технико-экономического обоснования.

Инновационные проекты также реализуются и на Северной железной дороге. В июне текущего года прошла онлайн-сессия Dive in Skolkovo, где были представлены стартапы в различных сферах (робототехника, удалённый контроль выполнения работ, охрана труда, энергосбережение, дистанционное обучение), которые могут быть применены на железнодорожном транспорте. Как сообщили на Северной железной дороге, отбор прошли два стартапа, представленные компанией «Кибтех». Проекты связаны с цифровизацией доступа к объектам электрической сети и цифровизацией доступа к объектам устройств сигнализации, централизации и блокировки.

Первый проект помогает снизить производственный травматизм при выполнении работ, уменьшить трудозатраты персонала за счёт цифровизации процессов и обеспечить бесперебойное снабжение электроэнергией потребителей. Второй стартап также решает задачи снижения производственного травматизма при выполнении работ, уменьшает трудозатраты персонала за счёт цифровизации процессов и обеспечивает безопасную эксплуатацию устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (построение барьерной функции при обслуживании устройств ЖАТ). После тестирования разработки планируется применять её на тяговой подстанции Буй и посту электрической централизации станции Лоста.

Анастасия Дорожкина

Скорость и удобство

Железная дорога осваивает города  

Рубрики: Развитие
Города встают на рельсы

Связанность городов обеспечит экономический рост

Рубрики: Развитие
Города растут

Макроагломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие
Восточная философия

Полигон опережающего развития

Рубрики: Развитие
Переходим на отечественное

Как на сети развивается импортозамещение

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100