Тяга к переменам
Олег Чикиркин
Олег Чикиркин
главный инженер Дирекции тяги

Тяга к переменам

Как продвигается процесс трансформации локомотивного комплекса
Одна из восьми цифровых платформ, являющихся основой Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, называется «Тяговый подвижной состав». Она посвящена развитию локомотивного комплекса. «Пульт управления» поговорил с главным инженером Дирекции тяги Олегом Чикиркиным о цифровой трансформации в локомотивном комплексе.

– Процесс трансформации локомотивного комплекса прописан в Долгосрочной программе развития (ДПР) ОАО «РЖД» до 2025 года. Каковы ключевые моменты?
– Для реализации ДПР разработан ряд организационных мероприятий, в том числе связанных с разработкой и внедрением программных продуктов. Также в ходе подготовки проектов цифровой трансформации была проведена масштабная работа по увязке эффектов от проектов с Долгосрочной программой развития до 2025 года. Каждый из проектов нашёл отражение в программе и получил оценку. Вне сомнений, проекты, реализуемые в программе цифровой трансформации ОАО «РЖД», принесут больший эффект ввиду не только реализации инновационных программных продуктов, но и в результате изменения бизнес-процессов и развития корпоративной культуры сотрудников дирекции и подразделений.
Все цифровые инициативы, реализуемые в Дирекции тяги, были включены в Стратегию цифровой трансформации ОАО «РЖД» и выделены в платформу «Тяговый подвижной состав».

– Существует четыре портфеля проектов. Расскажите про каждый из них, и как оценивается эффект от их реализации?
– В рамках цифровой трансформации сформировано четыре портфеля проектов для цифровой платформы «Тяговый подвижной состав».
Первый портфель – это управление жизненным циклом локомотива (увязка проектов по всем этапам жизненного цикла локомотива – от описания требований до исключения из инвентарного парка).
Второй портфель – управление работой локомотивных бригад (увязка проектов по всем этапам работы локомотивных бригад и их взаимодействие с остальными сотрудниками подразделений).
Третий портфель – управление обеспечивающими процессами (управление безопасностью движения, деповским хозяйством, обеспечением ресурсами, статистикой и анализом).
И четвёртый портфель – умный локомотив (разработка умного локомотива, разработка изменений в нормативных актах, реализация проектов, требующих проведения НИОКР и т.д.).
В рамках цифровой трансформации Дирекцией тяги реализуются восемь проектов. При этом хочу отметить, что для их реализации проделан большой пласт работ в 2018 и 2019 годах – формализованы функциональные требования, разработаны и утверждены концепции, началась разработка.
Текущий уровень автоматизации уже позволяет начинать реализовывать изменения в процессах. Завершается разработка второй очереди Единой корпоративной системы управления локомотивным комплексом (ЕК АСУТ), в рамках которой будут реализованы инструменты планирования обслуживания и ремонта локомотивов, автоматизированного планирования работы локомотивных бригад, которые позволят в 2020 году трансформировать основные процессы Дирекции тяги, связанные с предоставлением тяговых ресурсов.
Реализовано наполнение доверенной среды данными с бортовых устройств диагностики локомотивов, завершается разработка базового функционала по формированию смарт-контрактов. Системы технического зрения реализуются в рамках пилотного проекта «Программно-аппаратный комплекс помощи машинисту локомотива (ПАК ПМЛ) по станции Лоста Северной железной дороги», они были продемонстрированы в рамках Ассамблеи начальников железных дорог в июне прошлого года.
Первый портфель проектов – «Управление работой локомотивных бригад». В рамках данного портфеля проектов мы реализуем изменения в ряде бизнес-процессов управления работой локомотивных бригад, а именно в процессах планирования работы локомотивных бригад, оповещения и инструктажа локомотивных бригад, расшифровки параметров движения. Эффект от реализации портфеля проектов в денежном эквиваленте составит 13,3 млрд руб.
Реализация проектов данного портфеля предполагает повышение прозрачности взаимодействия ЦД и ЦТ в части обмена информацией между сотрудниками подразделений ЦД и дежурным по депо.
Информация от ЦД может быть получена несколькими способами – через информационную систему (на данный момент существуют проблемы с актуализацией данных в системе со стороны ЦД) или через платформу речевых сервисов (вместо звонка дежурному по депо диспетчер разговаривает с автоответчиком).
После получения необходимой информации Система планирования работы локомотивных бригад формирует перечень кандидатов на явку с учётом всех контролируемых сроков и отправляет им уведомления (либо через мобильное приложение, либо посредством звонка) и на основе полученной от машинистов информации формирует журнал явок локомотивных бригад.
Хочу отметить, что в текущем году уже разработано мобильное приложение для смартфонов «Личный кабинет машиниста», которое нацелено на получение работником локомотивной бригады различной служебной информации, необходимой для обеспечения трудовой деятельности.
Техническое решение по разработке «Личного кабинета машиниста» предусматривает его интеграцию с основными автоматизированными системами ОАО «РЖД», которые обеспечивают приложение необходимыми данными.
Помимо производственной составляющей «Личный кабинет машиниста» должен стать инструментом управления изменением культуры взаимодействия работников во внутренней среде и с вертикалью управления Дирекции тяги и получения обратной связи по процессам от непосредственных исполнителей. Для этого в системе предусмотрен ряд социальных сервисов, таких как форум для обсуждения вопросов; блоги для выдвижения собственных инициатив; объяснения производственных задач доступным для определённых групп пользователей языком; рейтинговая система социальной активности пользователей; выдвижение предложений по улучшению работы; оценка полезности и комментирования нормативно-технической документации по различным критериям (доступность, непротиворечивость, самостоятельная значимость и пр.).
Демоверсия «Личного кабинета машиниста» впервые была представлена в июне 2019 года на состоявшейся Ассамблее начальников железных дорог, а в октябре-ноябре этого года мы планировали установку на персональные устройства локомотивных бригад и начало эксплуатации мобильного приложения.
Одним из ключевых элементов проекта является его работа на личных мобильных устройствах с доступом к информационным ресурсам ОАО «РЖД» через сеть Интернет за счёт использования инфраструктуры Сервисного портала работника ОАО «РЖД».
В портфеле проектов «Управление жизненным циклом локомотива» в перспективе мы хотим оцифровать и автоматизировать все его этапы – от формирования технических требований, испытаний, ввода в эксплуатацию до его исключения из парка, с возможностью оценки его соответствия предыдущим этапам, оперативного анализа фактического технического состояния и с управлением стоимостью всего жизненного цикла.
В основном развитие направлено на изменение процессов планирования работы и сервисного обслуживания локомотивов, анализ технического состояния и взаимодействия с сервисным обслуживанием.
В рамках дополнительных задач в 2020–2021 годах будет реализован первый шаг к созданию полноценной системы поддержки принятия управленческих решений, а именно экономическая оценка выполненной работы в режиме реального времени, основанная на подтверждённых данных, и система управления задачами локомотивного комплекса, которая будет устанавливать те или иные нормативы выполнения какого-либо процесса, а переход на взаимодействие с сервисными компаниями в рамках смарт-контракта с применением технологии блокчейн позволит значительно повысить прозрачность и точность расчётов за оказанные услуги, а также исключить случаи взаимных претензий. Ожидаемый кумулятивный эффект от реализации проекта составит 2,8 млрд руб.
Третьим портфелем проектов является «Управление обеспечивающими процессами». В рамках данного портфеля в этом году будут затронуты процессы планирования ремонта технологического оборудования и учёта работы по поддержанию деповского хозяйства.
После реализации этих задач мы получим такие технологические эффекты, как исключение бумажной отчётности в процессах деповского хозяйства, ремонт оборудования по фактическому состоянию, объективная оценка основных средств Дирекции тяги.
Четвёртый портфель проектов – «Умный локомотив». В нём сконцентрированы задачи по автоматизации функций, выполняемых локомотивными бригадами в рамках процессов обеспечения безопасности движения и управления локомотивом.
Проект «Умный локомотив» также является инструментом решения бизнес-задач холдинга «РЖД» при взаимодействии хозяйств Дирекции тяги, Управления движением, Дирекции инфраструктуры и сервисных организаций. Определено, что локомотив может стать источником информации как для смежных подразделений ОАО «РЖД» (например, Дирекции инфраструктуры и Управления движением), так и для внешних структур (бизнеса и государства).
В ходе проработки проекта командой, созданной из представителей причастных департаментов, филиалов ОАО «РЖД», компаний транспортного машиностроения, институтов, на основе анализа процессов управления локомотивов были сформулированы основные функциональные требования как к системе управления локомотивом нового поколения, средствам мобильной и стационарной диагностики, так и требования к инструментам планирования и управления перевозочным процессом и устройствам инфраструктуры для обеспечения безопасности движения. Эти требования сформированы в виде Концепции реализации проекта «Умный локомотив».
Дирекцией тяги поставлена задача создать видеопомощника машинисту (интеллектуального ассистента), который при движении на некодируемых участках станций позволит информировать его о положении стрелок, сигналов, о посторонних лицах и работниках РЖД на путях.
Пилотный проект до конца 2020 года проводится на полигонах Северной и Куйбышевской дирекций тяги. По результатам пилота будем принимать решение по дальнейшему оборудованию действующих локомотивов и включению технических требований на новые локомотивы. Решение ещё не принято. Сейчас завершаются испытания изделия с целью присвоения литеры О1.
В 2019 году на полигоне пилотных депо Лоста Северной дирекции тяги и Дёма Куйбышевской дирекции тяги прошла апробация этой технологии для оценки возможности тиражирования с учётом подключения комплекса к системе управления локомотива. В данный момент система смонтирована на одном маневровом тепловозе приписки Северной дирекции тяги. До конца этого года будут дополнительно оснащены четыре локомотива приписки Северной и пять локомотивов Куйбышевской дирекции тяги.
Также до конца 2020 года мы планируем развивать имеющиеся средства и расширять пилотный полигон применения технологий, обеспечивать интеграцию систем технического зрения и помощи машинисту в системы управления и безопасности.
Помимо основных задач мы планируем до конца текущего года использовать систему для актуализации сведений об объектах в ЕГИС и минимизировать случаи травматизма при производстве маневровой работы.

– Силами каких специалистов будут реализованы проекты цифровой трансформации?
– Сейчас по реализации проектов идёт плотная работа с Департаментом информатизации и разработчиками систем, поставщиками решений и так далее.

Беседовала Елена Александрова
Импортозамещающий туризм
Ольга Хоточкина, директор выставки «Интурмаркет»,

Железнодорожники представляют туры на специализированных выставках

Рубрики: Развитие
Обязательный элемент

Агломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие
Флоатеры разместились удачно

ОАО «РЖД» использует различные финансовые инструменты

Рубрики: Развитие
Масштабные задачи

В этом году ОАО «РЖД» должно выполнить инвестпрограмму в объёме 1,27 трлн руб.

Рубрики: Развитие
Перспективный проект

МТК Север – Юг обладает потенциалом в 100 млн тонн грузов в год

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru