Умный контракт
Ольга Малинова
Ольга Малинова
заместитель начальника Дирекции тяги по экономике и финансам

Умный контракт

Технология блокчейн на службе ОАО «РЖД»
Компании сталкиваются с такими трудностями, как сохранность информации, её достоверность и прозрачность для всех заинтересованных сторон. Это могут быть как стороны контракта, так и различные департаменты внутри одной организации. Разработка технологии блокчейн и смарт-контрактов даёт возможность эти трудности преодолеть.

Технология блокчейн в последние годы стала очень популярной. Компании – лидеры рынка ищут возможные области её применения и адаптируют технологию под себя. Смарт-контракт (от английского smart contract) на основе технологии блокчейн представляет собой компьютерный код, который обеспечивает автоматическое исполнение условий контракта, согласованных обеими сторонами при его заключении. Условия договора записываются в виде компьютерного кода, который хранится в распределённой сети (то есть её сфера действия выходит за пределы локальной сети). Это важный шаг вперёд, который позволит оптимизировать многие процессы.

В этой статье я расскажу об опыте ОАО «РЖД» по внедрению смарт-контрактов в рамках автоматизации формирования ежемесячных актов выполненных работ по договору сервисного обслуживания локомотивов.


Как он работает?

Давайте сначала разберёмся, что собой представляет технология блокчейн. Блокчейн – это распределённый реестр данных, который ведёт учёт всех хозяйственных операций по договору и позволяет участникам записывать и обновлять данные, а криптография (невозможность незаметного изменения информации) и алгоритм консенсуса (механизм, позволяющий достичь соглашения между участниками о достоверности данных) гарантируют, что сохранённые данные остаются неизменными. Записи добавляются в регистр в виде транзакций, эти транзакции зашифровываются (хешируются) и группируются в блоки. Каждый блок криптографически связан со следующим блоком, что формирует цепочку блоков, а алгоритм консенсуса обеспечивает решение задачи византийских генералов (выбора достоверной ветки цепи). Поэтому внесение изменений в одностороннем порядке, без сохранения истории этих изменений, невозможно.

Смарт-контракты работают в распределённой сети и обладают полнотой по Тюрингу, что означает, что исполнитель может реализовать любую вычисляемую функцию. Автоматического исполнения смарт-контракты не подразумевают, так как блокчейн-сеть хранит лишь состояния, поэтому их исполнение зависит от пользователя и соответствия машинного кода условиям контракта.

Каким бывает и где применяется?

Среди практических кейсов использования смарт-контрактов отмечу следующие:
– смарт-контракт для факторинговых операций: первыми в России о создании открытого консорциума, ориентированного на коммерческое использование технологий на основе блокчейн в финансовом секторе, совместно объявили «М.Видео» (Московская Биржа: MVID), «Сбербанк Факторинг» и Альфа-Банк 1. Участники консорциума запустили открытую блокчейн-платформу для факторинговых операций, которая делает возможным подключение неограниченного числа банков и факторинговых компаний с сохранением конфиденциальности информации о сделках;
– смарт-контракт для исполнения аккредитива: в мае 2018 года банк HSBC и ING банк оформили аккредитив на доставку груза из Аргентины в Малайзию и избежали оформления бумажных документов2;
– контракт голосования: смарт-контракт может учитывать голоса в процессе разрешения споров, выбора должностных лиц, принятия коллегиальных решений. Блокчейн-технологии уже применяются при проведении муниципальных и президентских выборов, что не допускает вбросов;
– контракт страхования (смарт-контракт, аккумулирующий средства пользователей и разблокирующий их после возникновения страхового случая с последующей выплатой).

Как можно использовать смарт-контракт в ОАО «РЖД»?

Сервисное обслуживание локомотивного парка ОАО «РЖД» осуществляется в рамках долгосрочных договоров, заключённых со сторонними подрядчиками.

Результатом сервисного обслуживания является содержание локомотивов в соответствии с планами (графиками) проведения обслуживания, а также поддержание локомотивов в технически исправном состоянии, отвечающем требованиям технических условий, руководств и других документов и позволяющем эксплуатировать локомотивы в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами технической эксплуатации железных дорог РФ.

Расчёт стоимости сервисного обслуживания осуществляется исходя из километров пробега или часа нахождения в эксплуатируемом парке и ставок платы за услуги, определённые для полигона эксплуатации и серии локомотива. Общий пробег локомотивов может быть скорректирован в сторону снижения, если для серии локомотива не выполняется установленный договором уровень коэффициента готовности к эксплуатации (КГЭ). Корректировка производится пропорционально невыполнению КГЭ.

Расчёт коэффициента готовности к эксплуатации производится по следующей формуле:

КГЭnф = Трсn / (Трсn + Тотn + Тплn + Таиз)

Где:
Трсn – суммарное время пребывания локомотива n-й серии в работоспособном состоянии в рассматриваемом периоде эксплуатации;
Тотn – суммарное время пребывания локомотива n-й серии в неработоспособном состоянии в связи с гарантийным ремонтом;
Тплn – суммарное время пребывания локомотива n-й серии в неработоспособном состоянии в связи с обслуживанием;
Таиз – суммарное время ожидания сервисного обслуживания и иных административных издержек, которое зависит только от действий сервисной компании.

Состояния локомотива в каждый момент времени определяются по данным автоматизированных систем управления перевозками ОАО «РЖД».

Договором предусмотрена гарантия сервисной компании на проведённое обслуживание. В случае выявления отказа локомотива составляется рекламационный акт, где определяется виновная сторона и за чей счёт будет осуществляться устранение отказа. В случае установления вины ОАО «РЖД» или третьих лиц3 устранение отказа происходит за счёт ОАО «РЖД» в рамках непредвиденного обслуживания, вследствие нарушения правил эксплуатации локомотива и/или инфраструктуры железнодорожных путей, норм, инструкций и прочей нормативно-технической документацией. Стоимость непредвиденного обслуживания также включается в акты выполненных работ по договорам сервисного обслуживания.

До внедрения смарт-контрактов все финансовые документы по обслуживанию более 10 000 локомотивов формировались вручную в 105 депо по всей стране на основании данных из автоматизированной системы управления перевозками ОАО «РЖД» и бумажных протоколов. После внедрения смарт-контрактов мы полностью убрали человеческий фактор, не нужно ежемесячно формировать первичные документы с последующим согласованием с обеих сторон, все процессы автоматически синхронизированы, а бумажные протоколы заменены электронными документами.

При помощи созданной блокчейн-платформы локомотивного комплекса мы получили полную прозрачность формирования финансовых и производственных документов:
1) планирования программы сервисного обслуживания;
2) расчёта коэффициента готовности к эксплуатации, при необходимости расчёт штрафов за его невыполнение;
3) расчёта стоимости сервисного обслуживания.
Смарт-контракт стал источником цифровых данных для юридически значимого электронного документооборота, который уже внедрён в компании.
Смарт-контракт обладает следующими характеристиками:
1) регистрация всех событий (истории изменения состояний локомотивов, пробегов, времени и параметров обслуживания) и расчётов производится в неизменяемом распределённом реестре;
2) расчёт коэффициента готовности к эксплуатации и стоимости сервисного обслуживания осуществляется параллельно у всех участников в соответствии с логикой смарт-контракта;
3) получение первичных данных производится из доверенной среды локомотивного комплекса;
4) выполняется автоматическая валидация актов и расчётов финансовых обязательств сторон в контрольных точках в соответствии с условиями смарт-контракта.

Главная цель нововведения – повышение прозрачности и достоверности данных, на основе которых формируются финансовые документы.


1 https://alfabank.ru/press/news/2017/10/13/41066.html

2 https://www.reuters.com/article/us-hsbc-blockchain/hsbc-says-performs-first-trade-finance-transaction-using-blockchain-idUSKCN1IF01X

3 Третьими лицами не являются:
1.  заводы – изготовители локомотивов;
2.  локомотиворемонтные заводы;
3.  поставщики модулей, запасных частей, узлов и агрегатов для локомотивов;
4.  третьи лица, привлечённые сервисными компаниями.

Искусственный интеллект как помощник

Умные системы освобождают от рутинной работы

Рубрики: Инновации
Цифровые документы

Электронный документооборот пришёл на все полигоны

Рубрики: Инновации
В ногу со временем

В авангарде технологического развития

Рубрики: Инновации
«Ремонт» личного кабинета

В 2023 году обновят мобильное приложение для машинистовличного кабинета

Рубрики: Инновации
Союз науки и производства

Университетские стартапы решают важные задачи

Рубрики: Инновации

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru