Новый подход

Новый подход

Как изменилась система охраны труда в условиях пандемии
Работа в условиях пандемии коронавирусной инфекции стала новым вызовом для компаний в части организации труда и обеспечения безопасности на производстве. Работодателям пришлось отойти от проверенных схем и искать другие пути: так, в дистанционный режим были переведены традиционные процедуры приёма-передачи дежурств и обучающие инструктажи в таких компаниях, как ОАО «РЖД», Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), АО «Объединённая металлургическая компания» (ОМК). Как пандемия изменила сферу охраны труда и на каких поправках в трудовое законодательство настаивает бизнес, выяснил «Пульт управления».


Вызов принят

Для противодействия распространению COVID-19 компаниям потребовалось в ускоренном темпе адаптировать свои системы управления охраной труда. Первое, что потребовалось сделать, – оценить риски и их последствия, а затем выработать стратегию поведения. «Мы рассматривали всё происходящее как событие, сопоставимое с крупными катастрофами природного или техногенного характера. Для реагирования в этих случаях уже давно зарекомендовал себя такой инструмент, как диаграмма-«бабочка»: в левой части перечисляются основные риски, в правой – их последствия. Это позволяет наглядно увидеть логику развития события, разработать барьеры для противодействия вирусу», – рассказал, выступая на онлайн-конференции «Охрана труда – 2020», директор по безопасности производства ОМК Михаил Козлов.

Основной задачей служб охраны труда в новых условиях стала минимизация риска заражения работников коронавирусом. Для этого работодатели в соответствии с указаниями Роспотребнадзора и требованиями органов власти ввели измерение температуры сотрудников при входе на предприятие, организовали разметку для соблюдения социальной дистанции и обеспечили работников средствами индивидуальной защиты – масками, перчатками, антисептиками, а в некоторых компаниях ещё и защитными щитками.

Согласно рекомендациям санитарных врачей, для обеспечения безопасности сотрудников компании каждые 2–4 часа проводят дезинфекцию дверных ручек, выключателей и перил, каждые три часа выдают сотрудникам новые маски, раз в два часа проветривают рабочие помещения. Причём в помещениях до 50 кв. м одновременно могут находиться не больше пяти человек, до 100 кв. м – не более 10, до 200 кв. м – не более 25, свыше 200 кв. м – не более 50 человек.

К мерам, установленным властями, компании добавили собственные. В ОМК разработали четыре возможных сценария развития ситуации: «зелёный», «жёлтый», «оранжевый» и «красный», к каждому из них прилагается определённый план действий. Так, «жёлтый» сценарий, который сейчас реализуется в компании, предполагает изменение графика сменности и другие меры для минимизации контактов между бригадами – в ОМК, например, приостановили сменно-встречные собрания и организовали доставку еды из столовых на рабочие места. На случай ухудшения ситуации и перехода на «оранжевый» уровень опасности в ОМК формируют резервные пятые бригады для замены инфицированных работников на критически важных производственных участках. Самый негативный, «красный», сценарий может быть введён в действие, если и эти меры не сработают. Он предусматривает приостановку производства до стабилизации ситуации.
«Нужно понимать, что любые барьеры со временем деградируют и их нужно обновлять, чтобы они работали. К примеру, просто выдать маску недостаточно, важно контролировать её использование, поскольку через 2–3 часа она превращается из средства защиты в угрозу», – отметил Михаил Козлов.

Производственным компаниям для минимизации контактов между работниками понадобилось быстро перестроиться и отказаться от проведения очных совещаний, приёма-передачи дежурств и мероприятий по обучению приёмам безопасного выполнения работ. На время пандемии всё это перешло в дистанционный формат. «Наша компания пересмотрела подходы к обучению по охране труда: оперативно начали создавать дистанционные курсы, вебинары. Все обучающие мероприятия, которые планировали провести очно, проведём в новом формате – с использованием технологий дистанционного обучения», – уточнил директор по охране труда и промышленной безопасности НЛМК Павел Захаров.

В ОАО «РЖД» тоже активно переводят на дистанционную платформу курсы повышения квалификации по охране труда. Как рассказал начальник нормативного отдела Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля компании Антон Зачиняев, в удалённом режиме проводятся оценочные сессии для проверки профессиональных знаний руководителей среднего звена и также дистанционно ведётся подготовка модераторов из числа специалистов по охране труда, которые эти мероприятия проводят. По его словам, текущая ситуация не только стала вызовом для компании, но и позволила увидеть скрытые возможности.
«В текущем году у нас было запланировано дистанционное обучение модераторов. Сейчас я вижу, как мы можем сделать этот процесс лучше: организовать дистанционное обучение не просто со слайдами, видеоуроками и тестами, а сделать более разнообразную программу с деловыми играми и работой в мини-группах. Это очень упростит нам задачу. Мы могли бы обучать работников от Калининграда до Сахалина с серьёзной экономией средств», – отметил Антон Зачиняев.

При этом, по его мнению, перевести в дистанционный формат можно не только процесс обучения. В ОАО «РЖД» видят большие перспективы удалённого проведения предсменных инструктажей по охране труда и медицинских осмотров с использованием телемедицины.
«Мы сейчас находимся в переломном моменте: привычные устои больше не функционируют. Ранее мы не сталкивались с такими изменениями в производственных процессах, которые работодатели вынуждены испытывать в данный момент. Это отражается, конечно, и на специалистах по охране труда, – отметил генеральный директор Центра исследований и разработок в области безопасности и здоровья Андрей Москвичёв. – Ситуация с пандемией заставила нас задуматься о тех аспектах в сфере охраны труда, о которых мы не думали ранее и не учитывали в нашей работе».


Дистанционная защита

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры, которые в обычном режиме обеспечивают безопасность производственного процесса, в условиях пандемии становятся источником повышенной опасности, поскольку врач ежедневно взаимодействует с большим количеством работников. Чтобы предупредить возможные негативные последствия, в ОАО «РЖД» ещё в марте приняли дополнительные меры защиты: перед входом в кабинеты, где проводятся осмотры, установили дозаторы с кожным антисептиком для обработки рук, внутри нанесли специальную разметку для обеспечения социальной дистанции, ввели особый порядок уборки и дезинфекции – если раньше уборка проводилась два раза в день, то сейчас каждые два часа поверхности в кабинете протираются и дезинфицируются.

Однако в компании отмечают, что более надёжным способом обеспечить безопасность является сейчас телемедицина. Напомним, что в РЖД уже с 2017 года ведётся разработка в этом направлении: технология отработана на удалённых участках, где применяется для дистанционного проведения предсменных осмотров работников, задействованных в ремонте пути. По видеосвязи врач может оценить состояние работника, а данные по результатам замеров артериального давления и другие показатели передаются по защищённым каналам связи.
«Для развития телемедицины нужно внести изменения в федеральное законодательство. Такая работа проводилась, но, к сожалению, сейчас этот процесс затормозился. Сейчас готовится обращение от компании в правительство о том, чтобы эта работа была доведена до результата», – отметил Антон Зачиняев.

Ещё одно перспективное направление – переход на электронные инструктажи по охране труда и дистанционное оформление нарядов-допусков на проведение работ. В 2019 году представители ОАО «РЖД» вынесли этот вопрос на обсуждение профессионального сообщества на площадке Всероссийской недели охраны труда в Сочи. По словам Антона Зачиняева, это начинание было поддержано органами власти – как Министерством труда и социальной защиты, так и Федеральной службой по труду и занятости. Для разработки поправок была создана рабочая группа при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Однако далее этого процесс пока не продвинулся. «Сейчас необходимо такие вопросы решать быстрее. Мы ждём много лет пересмотра порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Надеемся, что в этом порядке найдут отражение возможности по цифровизации данных процедур», – говорит Антон Зачиняев.

Он отметил, что работа в нестандартных условиях во время пандемии показала: многие требования и нормы трудового законодательства устарели и требуют пересмотра. Так, в соответствии с действующим СанПиНом беременным женщинам нельзя работать на удалённой работе за компьютером. Получается, что работодатель не может допустить их к этой работе, но и дать другое место сейчас тоже не может. «Давайте зададим себе такой вопрос: а все ли будущие мамы отказываются от смартфонов, личных ноутбуков и социальных сетей? Думаю, что нет. Я бы предложил поднять этот вопрос и оценить, насколько эти нормы, которые принимались 10 и более лет назад, соответствуют современным реалиям. Если врачи скажут, что они соответствуют, конечно, мы будем их безукоризненно выполнять, но не исключено, что есть более широкие возможности для труда женщин», – рассуждает Антон Зачиняев.

Эксперты и бизнес сходятся во мнении, что система регулирования в сфере охраны труда должна быть более гибкой и открытой для изменений. «Нынешний кризис учит нас менять подходы к организации охраны труда и применять наиболее эффективные методы и практики для обеспечения безопасности, которые напрямую влияют на здоровье и сохранение жизни работников», – уверен президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциация «СИЗ») Владимир Котов.


Законодательные барьеры

Анализ нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, который провели в Минтруде, показал, что сейчас в этой области действует 1091 акт, причём многие докумены дублируют друг друга, противоречат современному законодательству и только мешают работодателям заниматься профилактикой несчастных случаев на производстве. «Взять, к примеру, типовые инструкции, их у нас сейчас 725. Этот документ совершенно не соответствует идеологии по переходу на оценку рисков и несёт в себе некое зло, потому что демотивирует работодателя рассматривать конкретные условия труда на предприятии. При этом инструкции до сих пор остаются инструментом контрольно-надзорного давления. После «регуляторной гильотины» все типовые инструкции будут отменены», – рассказал на онлайн-конференции «Охрана труда – 2020» независимый эксперт Валерий Корж.

Законодательные барьеры, по мнению экспертов, также не позволяют выстроить эффективную систему обеспечения средствами защиты – чрезмерное количество регулирующих документов, в частности, препятствует распространению инновационных средств индивидуальной защиты.

Как отметил Владимир Котов, сейчас существуют и применяются 70 типовых отраслевых норм, в которых упоминается более 350 видов СИЗ, многие из которых не отражены в Техническом регламенте Таможенного союза или их описание составлено некорректно. Также было зафиксировано, что на одну профессию приходится до четырёх типовых норм, при этом всеми нормами охвачено только 60% всех профессий, представители которых должны быть обеспечены средствами защиты.

По мнению Валерия Коржа, подход к обеспечению СИЗ должен стать более индивидуальным. «Средства защиты – это всё-таки не защита профессий, это защита от вполне понятных, присущих данному виду деятельности опасных и вредных производственных факторов, поэтому логично сделать единые нормы, привязать их к существующим классификаторам профессий, но определять наборы СИЗ исходя из результатов специальной оценки условий труда на конкретном рабочем месте», – считает он.

Эксперты также считают важным упростить процедуру внесения изменений в нормы по обеспечению средствами защиты. «Происходит устаревание СИЗ, создаются новые средства защиты, появляются и новые виды деятельности, однако внести изменения в действующую систему крайне проблематично, – замечает Владимир Котов. – Экспертами АСИЗ была проделана огромная работа по приведению наименований СИЗ в соответствие с пятым приложением Технического регламента Таможенного союза. Это чрезвычайно важно. Разрабатывая техническое задание на закупку СИЗ, работодатель будет останавливаться только на сертифицированных средствах защиты».

На смену многочисленным типовым нормам должен прийти единый документ, полагает Владимир Котов. В этом своде будут прописаны правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты в зависимости от выявленных на рабочих местах по результатам проведения спецоценки опасных производственных факторов, зафиксирован порядок выдачи и применения СИЗ, требования к их хранению и критерии выбора СИЗ.

Кроме того, в единые нормы впервые будут включены инновационные средства защиты. «Новый подход к выдаче СИЗ предоставляет работодателям свободу и возможность самим определять количество выдаваемых СИЗ, исходя из реальных рабочих условий. Это будет ещё больше мотивировать их к улучшению условий труда на рабочих местах», – уверен Владимир Котов.

Единые типовые нормы по обеспечению СИЗ – часть новой концепции охраны труда в России, которая предусматривает профилактику рисков.


Оценка рисков

Более трёх лет Министерство труда и социальной защиты вместе с социальными партнёрами работает над новой редакцией X раздела Трудового кодекса РФ «Охрана труда», в которой будет заложена новая система координат для развития охраны труда.
«Мы пришли к такой точке, когда сокращение или сохранение тенденции на сокращение производственного травматизма уже нельзя обеспечить действующими механизмами и инструментами либо они недостаточно эффективны в нынешних условиях. Поэтому основная идея законопроекта – профилактика, предупреждение несчастных случаев, а инструмент известен и достаточно хорошо апробирован в успешных странах – это выявление опасностей, оценка рисков и их снижение до того, как произошли какие-то неприятные события в виде травматизма или профессиональной заболеваемости», – рассказал Валерий Корж.

В законопроекте впервые предпринята попытка взаимоувязать все процедуры, которые направлены на снижение риска, то есть закрепить законодательно обязанность работодателя оценивать риски и информировать работников о них, обучать охране труда, вводить электронные инструктажи, проводить медицинские осмотры.

В новую редакцию Трудового кодекса планируется ввести и новые понятия – например, такое, как микротравма. По словам Валерия Коржа, микротравмы – это «недослучившиеся несчастные случаи». «Грань очень тонкая: потери трудоспособности действительно нет, но работник получил те или иные повреждения. Эту информацию можно использовать для корректировки системы управления охраной труда, для принятия мер на ранних стадиях, чтобы не произошло более серьёзных случаев. Речь идёт о мягком учёте и рассмотрении причин микротравм без участия государства. Это не затратная процедура, требуются фиксация и разбор, почему это произошло», – пояснил Валерий Корж.

В то же время эксперт убеждён, что в нынешней системе экономических отношений невозможно применять единый метод оценки риска для всех предприятий, начиная с малого бизнеса в сфере услуг и заканчивая крупными индустриальными предприятиями. Поэтому законопроект предусматривает методические рекомендации по выбору метода оценки риска, выявлению и классификации опасностей. Принцип простой – остаётся базовая обязанность работодателя выявлять риски и оценивать их, а с помощью какого метода это сделать, решает компания исходя из вида деятельности, ресурсов и подготовки.
«Если работодателю дадут больше полномочий в принятии решений и при этом на него будет возложено больше ответственности, тогда мы сделаем систему более гибкой и в итоге обеспечим большую безопасность работы», – уверен Антон Зачиняев.

Однако добиться нулевого смертельного травматизма, по мнению экспертов, можно только при формировании культуры безопасного труда у работников. «Человек, получая информацию из внешней среды, преобразует её в знания, затем эти знания проходят через фильтр его ценностей и становятся убеждениями, которые затем проявляются в поведении. Однако это поведение будет неустойчивым без наличия целей. Поэтому культура безопасности – это совокупность ценностей, целей и убеждений человека по безопасному проведению работ. Работодатель не должен взаимодействовать с работником как с инструментом, нужно переходить к персональной системе осознанной безопасности труда. Это уже другая парадигма», – считает советник президента ПАО «Геотек Сейсморазведка» Серик Мажкенов.

Мария Абдримова
Эпидемия современности

Выгорание сотрудников разрушает позитивный микроклимат в команде

Рубрики: Охрана труда
Лидеры безопасности
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,

В ОАО «РЖД» уделяют особое внимание охране труда

Рубрики: Охрана труда
Концепция охраны
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,

Человек труда – в центре внимания работодателя

Рубрики: Охрана труда
Матрица спасения

Игровые технологии в обучении основам безопасности на производстве

Рубрики: Охрана труда
Психология безопасности
Владимир Быков, главный инженер Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог ОАО «РЖД»,

Задача руководителя – подобрать оптимальный способ сохранения здоровья работников

Рубрики: Охрана труда

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru