Уполномочены охранять
Николай Никифоров
Николай Никифоров
председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел)

Уполномочены охранять

Для работы должны быть созданы комфортные условия
Безопасность работника зависит от многих факторов, в том числе от того, в каких условиях он трудится, есть ли у него необходимый инструмент и возможность для полноценного отдыха. Эти вопросы регулярно поднимает перед работодателем отраслевой профсоюз, а уполномоченные по охране труда вносят свой вклад в выявление нарушений на производстве. О том, как меняются условия работы железнодорожников и что ещё нужно сделать, «Пульт управления» побеседовал с председателем Роспрофжела Николаем Никифоровым.

– В последние годы и профсоюз, и компания «РЖД» много внимания уделяют улучшению санитарно-бытовых условий работников. Что удалось сделать, а где ещё нужно поработать?
– За последние пару лет удалось продвинуться вперёд по многим вопросам. Одно из достижений – обновление парка служебно-технических вагонов, задействованных в ремонтно-путевых работах. Более 12 лет этим вопросом никто не занимался, а два года назад наконец обратили на это внимание, утвердили долгосрочную программу. В итоге за 2018–2019 годы парк обновили на 27%, в том числе за счёт заключения с АО «ФПК» договора на приобретение 230 вагонов. Это очень хорошие цифры. По предложению профсоюза также была разработана и сейчас реализуется программа по приведению в надлежащее состояние внутренних помещений остальных служебно-технических вагонов, в том числе с учётом требований пожарной безопасности.



Идут поставки модульных городков на Дальневосточную, Забайкальскую и Западно-Сибирскую дороги, мобильных модулей для проживания, модульных табельных и пунктов обогрева. До 2025 года планируется полностью закрыть потребность в них. На местах ещё возникают вопросы подключения модульных табельных и пунктов обогрева к системам жизнеобеспечения, ими тоже занимаются. Стоимость материалов и оборудования, необходимых для подключения, закладывается в бюджет.
Системная работа по инвентаризации и передаче зданий с баланса филиалов на баланс дирекций по эксплуатации зданий и сооружений (ДЭЗ) железных дорог позволила сформировать и привести в соответствие программы текущего и капитального ремонта зданий как по филиалам, так и оценить масштабы ремонтных программ железных дорог.
Многое сделано по улучшению условий труда в кабинах локомотивов и самоходной путевой техники. На данный момент кондиционерами оборудован 61% парка, биотуалетами – 21%. К сожалению, недостатки в части обслуживания этих систем продолжают выявляться почти на всех железных дорогах – будем их решать совместно с ответственными руководителями. Мы предлагаем оборудовать новые локомотивы санитарными модулями закрытого типа, а на старых сериях локомотивов производить установку биотуалетов.
На ряде дорог – Московской, Октябрьской, Забайкальской, Приволжской – реализуются программы по обеспечению постов централизации, зданий дежурных по переезду санитарными помещениями. Так, здания дежурных по переезду на Московской дороге оборудуют санитарными комнатами и подводят водоснабжение, а на Приволжской дороге устанавливают санитарные модули. Есть идея разработать модульные здания для дежурных по переезду со всеми необходимыми бытовыми удобствами.
В то же время мы видим, что нам нужно ещё многое сделать.
Внедрение технологий закрытых перегонов, участкового метода работы требует изменений в части обеспечения условий труда и быта работающих в «окна». Для них необходимы современные вагоны, модули для проживания. Также возможно использовать менее затратные съёмные модули – как на автошасси, так и на железнодорожном ходу. Элементарные потребности работников, задействованных на ремонтно-путевых работах, должны быть удовлетворены в полном объёме и на соответствующем уровне – необходимо приобретение или аренда вагонов-столовых, модулей-столовых, модулей-бань, душевых, модулей-сушилок и прачечных. Требуется постоянное обновление постельного белья, посуды и других принадлежностей. Также необходимо обеспечить работников туалетами (биотуалетами) как в путевых городках, так и при проведении «окон» на перегонах. Второстепенных вопросов в этой работе нет.

– Роспрофжел не первый год добивается обеспечения рабочих мест качественным ручным инструментом и средствами малой механизации. Можно ли сказать, что ситуация меняется к лучшему?
– Да, прогресс есть. Удалось определить балансовую принадлежность средств малой механизации и ответственность за организацию их ремонта, была проведена инвентаризация инструмента, актуализированы технологические карты и нормативные документы для расчёта нужного количества инструмента с учётом технологии, определены требования к помещениям кладовых. Кроме этого, заключены трёхлетние договоры на поставку средств малой механизации, это позволяет производителям развить производственные мощности и увеличить объёмы поставок продукции. Весь комплекс мероприятий должен позволить в 2020 году снять с повестки дня вопрос обеспечения путевого комплекса инструментом. В 2020 году предполагается поднять уровень оснащённости до 98%, на эти цели заложены существенные средства – 1,2 млрд руб.


– Индикатор, который показывает состояние рабочих мест, – специальная оценка условий труда. Однако у профсоюза есть замечания в части объективности этой оценки в отношении железнодорожных специальностей. В чём видите недостаток методики? Какие корректировки нужны?
– Дело в том, что специальная оценка условий труда не учитывает ряд важных факторов, таких как уровень естественного освещения, травмоопасность, микроклимат на открытом воздухе и в закрытых помещениях при отсутствии технологических источников нагрева или охлаждения. Проведение замеров при неполной загрузке технологического цикла, без оценки уровня санитарно-бытового обеспечения работников приводит к тому, что результаты не отражают реальные условия труда на рабочем месте. Мы считаем необходимым учитывать при проведении СОУТ специфику труда работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, связанную с обеспечением движения поездов. К примеру, при оценке рабочего места локомотивной бригады нужно брать во внимание такие факторы, как интеллектуальная, сенсорная нагрузка, мерцание, монотонность, дополнительный психоэмоциональный фактор – ответственность за безопасность движения поездов и перевозку пассажиров. Для работников, которые трудятся на открытом воздухе, должны быть расширены параметры по микроклимату.
Мы предлагаем гармонизировать нормы Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов и методику проведения СОУТ в части оценки виброакустических параметров, неионизирующего излучения и параметров микроклимата, а также существующие документы санитарно-гигиенического нормирования условий труда на рабочих местах. Кроме того, считаем правильным включить в процедуру СОУТ оценку травмоопасности. В этом вопросе у нас есть поддержка Минтранса, также идёт обсуждение в рамках рабочих групп Российской трёхсторонней комиссии при поддержке ФНПР.

– Комфортный труд – это прежде всего труд безопасный. В прошлом году компании не удалось отработать без смертельных случаев травмирования. Что, по мнению профсоюза, нужно сделать, чтобы свести такие случаи к нулю? Где главный рычаг, на который нужно нажать?
– Материалы расследований несчастных случаев на производстве, проводимые проверки показывают, что со стороны руководителей, в том числе среднего звена, не в полной мере уделяется внимание вопросам безопасности производственных процессов. Достичь нулевого показателя смертельного травматизма реально можно – для этого работникам требуется неукоснительно соблюдать существующие правила и инструкции, технологию работ, применять средства индивидуальной защиты, а при их отсутствии отказываться от работы.
Руководители при этом должны следить за соблюдением требований и показывать личный пример, а не подталкивать работника к нарушениям, как это иногда бывает.
Большая роль в части организации профилактической работы в коллективах, вовлечения персонала в систему управления охраной труда отведена совместным комиссиям по охране труда структурных подразделений и уполномоченным по охране труда. Общественный контроль показывает хорошие результаты, но есть понимание, что нужно продолжать развиваться, в частности совершенствовать систему подготовки и обучения уполномоченных. Хотелось бы добиться более глубокого изучения норм охраны труда и техники безопасности, чтобы монтёр пути мог не только увидеть нарушения по своей сфере деятельности, но и замечал нарушения у своих коллег из смежных служб.
На Втором слёте уполномоченных по охране труда, который состоится с 25 по 27 марта, мы обсудим, какие ещё меры нужны, чтобы повысить их эффективность и сформировать культуру безопасности на производстве.

Беседовала Мария Абдримова
Техника безопасности

Работодатели отвечают деньгами и репутацией

Рубрики: Охрана труда
Знать меру
Игорь Бухтияров, директор НИИ медицины труда имени Н.Ф. Измерова,

Как на работе позаботиться о своём здоровье

Рубрики: Охрана труда
Формула здоровья

В ОАО «РЖД» сделан акцент на профилактику заболеваний

Рубрики: Охрана труда
Оборонительный рубеж
Пётр Потапов, начальник Департамента по охране труда, промышленной безопасности и экологическому контролю ОАО «РЖД»,

Как в ОАО «РЖД» ведётся борьба с травматизмом

Рубрики: Охрана труда
Охранная грамота

ОАО «РЖД» принимает участие в пересмотре нормативной базы

Рубрики: Охрана труда

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Критическая цепь
Элияху Голдратт
«Критическая цепь». Издательство «Попурри» 2017 год
Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите
Михаил Хазин, Сергей Щеглов
«Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите». Издательство «Рипол-Классик» 2018 год
Шесть дисциплин прорывного обучения. Как превратить обучение и развитие в бизнес-результаты
Рой Поллок, Эндрю МакК. Джефферсон, Кэлхун Уик
«Шесть дисциплин прорывного обучения. Как превратить обучение и развитие в бизнес-результаты». Издательство «Эксмо» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100