Оборонительный рубеж
Пётр Потапов
Пётр Потапов
начальник Департамента по охране труда, промышленной безопасности и экологическому контролю ОАО «РЖД»

Оборонительный рубеж

Как в ОАО «РЖД» ведётся борьба с травматизмом
Открытое акционерное общество «РЖД» в апреле 2018 года присоединилось к международному движению Vision Zero («Нулевой травматизм»), которое провозгласило своей миссией защиту физического и психологического здоровья работников и сведение к нулю случаев гибели на рабочих местах. Основная идея движения в том, что каждый несчастный случай, заболевание или фактор риска можно предотвратить, если сформировать на производстве культуру безопасного труда. О том, каких успехов по снижению травматизма добилось ОАО «РЖД» и как компании удаётся справляться с человеческим фактором, рассказал начальник Департамента по охране труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов.

– Последние пять лет в ОАО «РЖД» фиксируют снижение производственного травматизма. Какова динамика по итогам прошлого года, удалось ли сохранить тенденцию?
– Да, в компании в целом продолжают снижаться показатели производственного травматизма. В 2019 году общее количество пострадавших по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 10% – с 168 до 152 работников. Что ещё более важно, на 16% сократилось количество случаев с тяжёлыми последствиями и на 5% – с летальным исходом. Большинство наших предприятий (94%), причём из числа потенциально травмоопасных, уже реализуют концепцию Vision Zero и более пяти лет не допускают случаев гибели работников на производстве. Есть подразделения, которые активно стремятся к этой цели. В прошлом году мы отметили положительную динамику по отношению к 2018-му в подразделениях путевого хозяйства, автоматики и телемеханики, электроснабжения, эксплуатационных локомотивных депо.
Однако, к сожалению, есть и отстающие. В 2019 году на полигонах четырёх железных дорог – Калининградской, Октябрьской, Западно-Сибирской и Забайкальской – произошёл рост общего и смертельного производственного травматизма в абсолютных цифрах и, соответственно, повысился коэффициент частоты таких случаев. Лидерами антирейтинга стали Западно-Сибирская и Забайкальская дороги. Запсиб допустил рост с 7 до 16 травмированных к уровню предыдущего года и один смертельный случай, хотя в 2018 году здесь не погиб ни один работник. На Забайкальской дороге число пострадавших увеличилось с 10 до 20, ещё четыре работника погибли, тогда как годом ранее – ни одного. Это тревожные сигналы, на которые мы, безусловно, должны и будем реагировать.

– Что стало основной причиной травм в прошлом году?
– Если говорить о случаях с летальным исходом, то чаще всего работники гибли в результате получения электротравм и при наезде подвижного состава. Причины таких случаев, как и всех остальных травм, – неудовлетворительная организация работ, нарушение трудовой и производственной дисциплины, отсутствие должного контроля за выполнением технологии. Большую роль играет человеческий фактор. Разбор и анализ случаев гибели на производстве показывают, что главная проблема кроется в нежелании выполнять то, что предписано нормативными документами. Причём это относится в равной мере к исполнителям работ и к их руководителям. Нам необходимо прежде всего повышать уровень дисциплины и тех, и других.
Для вовлечения в работу по охране труда всех заместителей, а не только главного инженера, как сейчас, департамент в прошлом году разработал нормативы личного участия по охране труда для руководителей филиалов ОАО «РЖД» и их структурных подразделений производственного блока. Они вступили в силу 3 февраля 2020 года. Документ определяет перечень работ по охране труда, которые должны выполняться руководителями на каждом уровне управления: от линейного до центрального. На селекторном совещании, которое состоялось в конце января, филиалам и их структурным подразделениям было дано поручение в срок до 1 марта 2020 года привести в соответствие этим нормативам личного участия документы, содержащие должностные обязанности руководителей, и обеспечить контроль за их исполнением. Таким образом, реализация мер по охране труда и обеспечение безопасности производственных процессов становятся в ряд с другими должностными обязанностями руководителей производственного блока.

– Некоторые дороги, например Октябрьская и Свердловская, тестируют собственные методики борьбы с человеческим фактором для снижения травматизма. Как оцениваете эти инициативы?
– Инициативы Октябрьской железной дороги по проведению поведенческих аудитов и Свердловской – по исследованию психофизиологических свойств человека на склонность к нарушениям приветствуются. Мы всегда выступаем за всё новое и поддерживаем передовые методики, только бы это давало результат. Однако и на Октябрьской, и на Свердловской дорогах в 2019 году были допущены случаи гибели работников. Более того, на ОЖД зафиксирован смертельный случай уже и в 2020 году. Так что о тиражировании опыта пока говорить преждевременно.

– Что будет делать департамент для снижения производственного травматизма в 2020 году?
– Во-первых, нам нужно актуализировать технологическую документацию и обеспечить своевременное информирование работников, чтобы не допускать использования устаревших нормативов и вызыванных этим травм. Во-вторых, в соответствии с риск-ориентированным подходом будем проводить дополнительные внеплановые целевые проверки, внутренние и комплексные аудиты в подразделениях, в которых наблюдается негативная динамика по показателям травматизма либо ухудшается ситуация в части промышленной, пожарной и экологической безопасности. Планируем провести внеочередную проверку знаний у руководителей региональных дирекций, в том числе первых руководителей, в подразделениях которых произошли случаи смертельного травмирования. Отмечу, что каждый случай травмирования на производстве будет рассматриваться как чрезвычайное событие с оценкой эффективности принятых ранее решений и системы управления охраной труда, роли руководителей и специалистов всех уровней управления.

– Безопасность на рабочем месте во многом зависит от условий труда. По данным Министерства труда РФ, доля россиян, которые трудятся в неблагоприятных условиях, снижается. Как идёт «оздоровление» рабочих мест в железнодорожной отрасли?
– У нас также есть позитивная динамика. За последние пять лет, с 2014 по 2019 год, доля работников компании, которые трудятся на вредных условиях, сократилась на 17%. У нас не осталось рабочих мест с наиболее вредными условиями труда класса 3.3 и 3.4. На сегодняшний день не в полной мере соответствуют нормам 81 тыс. рабочих мест – это 24% от общего количества. При этом их число с каждым годом уменьшается, поскольку компания ежегодно принимает меры для улучшения условий труда в соответствии с требованиями. Эта работа включает в себя строительство и реконструкцию санитарно-бытовых помещений, приобретение для работников сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты, средств малой механизации и инструмента, внедрение автоматических систем дистанционного оповещения о приближении подвижного состава и другие организационно-технические мероприятия. В прошлом году были улучшены условия труда на 37 тыс. рабочих мест, в этом году – ещё не менее чем на 31 тыс.

– В РЖД приступили к разработке Методических рекомендаций по оценке условий труда на рабочих местах основных профессий с учётом специфики труда на полигонах железных дорог. Зачем они потребовались и в чём их отличие от специальной оценки условий труда, проводить которую обязаны все работодатели?
– Основная цель разработки Методических рекомендаций по оценке условий труда – закрепление единых требований по оценке условий труда на рабочих местах по основным профессиям. Сегодня такие рекомендации есть только в Дирекции тяги в отношении локомотивного хозяйства. Мы же хотим охватить порядка 120 основных профессий филиалов ОАО «РЖД», среди которых Управление вагонного хозяйства, Управление автоматики и телемеханики, Управление пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры, Дирекция по эксплуатации путевых машин, Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава. Эти рекомендации будут использоваться структурными подразделениями филиалов ОАО «РЖД» при подготовке к спецоценке труда и последующей проработке мероприятий по улучшению условий труда.

– В ноябре 2019 года ЦБТ провёл мониторинг качества летней спецодежды из новой коллекции. Как работники оценили её качество и учтёт ли компания их замечания?
– Мы провели анкетирование среди работников, чтобы получить обратную связь от тех, для кого, собственно, и разрабатывалась новая коллекция. В опросе приняли участие более 2 тыс. человек из разных филиалов и дорог. Они оценивали три новых комплекта летней спецодежды, четыре модели халатов и столько же плащей по 20 параметрам, характеризующим качество продукции. В результате все комплекты были признаны соответствующими характеру выполняемой работы и условиям труда, а также в целом удобными в эксплуатации. Порядка 6% респондентов высказали замечания по конструкции и применяемым материалам.
К 1 июля мы актуализируем технические условия на спецодежду с учётом всех поступивших конструктивных замечаний и пожеланий. В дальнейшем такой мониторинг будем проводить не реже двух раз в год. Сейчас, к примеру, собираем мнения по поводу утеплённых моделей спецодежды и спецобуви.

– Стоит ли ждать новинок в коллекции спецодежды?
– Сейчас мы занимаемся разработкой техзадания на новые модели коллекции специальной одежды для работников, включая сигнальную спецодежду повышенной видимости третьего класса. Вместе с партнёрами подготовили прототипы образцов базовых комплектов с повышенным количеством сигнальных элементов. Эксплуатационные испытания пройдут на полигонах Забайкальской, Октябрьской и Свердловской железных дорог. Также планируем дополнить линейку моделей для женщин и создать новые комплекты, специализированные для защиты различных профессиональных групп.
Кроме того, будет пересмотрена коллекция спецобуви: подошва всей линейки утеплённых моделей будет изготавливаться с применением современной технологии против скольжения на обледенелых поверхностях.

– С января 2021 года снимается юридический запрет на работу женщин по ряду железнодорожных специальностей. Готовы ли на железной дороге к обеспечению безопасных условий труда работниц?
– Не все виды работ стали доступны для женщин. В приказе Минтруда России от 18 июля 2019 года № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин», который вводится в действие 1 января 2021 года, сохранился раздел, касающийся железнодорожного транспорта. В него включены работы, связанные с превышением норм по тяжести труда, вибрации и химическому фактору. Иначе говоря, ограничение труда для женщин будет применяться только в том случае, если имеются превышения действующих санитарно-гигиенических норм. Если превышений нет, женщины могут работать на этих рабочих местах без ограничений.
При условии отсутствия превышений по указанным факторам женщины также смогут выполнять работы, связанные с управлением подвижным составом.
В прошлом году мы провели собственную комплексную оценку влияния условий труда на организм работающих женщин по критериям здоровья, работоспособности, репродуктивной функции. Исследовали 218 тыс. рабочих мест 55 наиболее массовых профессий, на которых применяется или может применяться в будущем труд женщин. В первую очередь учитывались риски влияния факторов производственной среды и трудового процесса на репродуктивную функцию женщины. По результатам этой оценки разделили профессии на пять групп с различным уровнем риска нарушения репродуктивного здоровья.
В первую группу включили 11 безопасных профессий, где женщины могут работать без ограничений. Это, например, дежурный по парку, дежурный стрелочного поста, поездной диспетчер. Ко второй, третьей и четвёртой группам отнесли профессии, где женщинам не рекомендуется работать из-за воздействия вибрации и фактора напряжённости труда (машинист и помощник машиниста железнодорожной строительной машины и мотовоза), химического фактора (лаборант химического анализа, маляр, раздатчик нефтепродуктов, сливщик-разливщик, штукатур) и тяжести труда (монтёр пути, оператор дефектоскопной тележки, осмотрщик вагонов, приёмщик поездов, составитель поездов, электромонтёр контактной сети). Отдельно выделили пятую группу из 14 профессий, где, с нашей точки зрения, возможно применение труда женщин, но только с обеспечением необходимых санитарно-бытовых условий и соответствующей профессиональной подготовки. Сюда относится работа в локомотивной бригаде.
Рекомендации о возможности применения труда женщин по итогам комплексной оценки были направлены в филиалы ОАО «РЖД» для учёта в работе, в том числе при планировании программы по улучшению условий труда.

– В РЖД растёт доля работников поколения Y, на пороге уже стоят представители поколения Z, которых называют «цифровыми аборигенами». Нужно ли в связи с этим менять подходы к обучению правилам по охране труда?
– Наш департамент совместно с причастными подразделениями компании и учреждениями образования, в первую очередь отраслевыми вузами, непрерывно работает над совершенствованием подходов к обучению по охране труда. Основным звеном в организации безопасного производства являются руководители среднего звена, то есть те, кто непосредственно отдаёт поручения работникам, поэтому их развитию и повышению знаний уделяем особое внимание. Обучение происходит в два этапа. Первый – дистанционный, когда слушатель самостоятельно изучает представленные материалы и выполняет индивидуальные задания. Второй этап – очный, с применением активных форм обучения: деловых игр, решения кейсов. Для проверки усвоения материала проводятся входное и итоговое тестирования, а также защита индивидуальных проектов.
В 2018 году обучение по такой методике в Российском университете транспорта (МИИТ) прошли 50 руководителей среднего звена, в 2019-м – 60. В этом году мы планируем таким же образом обучить ещё 60 человек.
Чтобы увеличить охват слушателей, предполагаем проводить обучение силами работников структурных подразделений филиалов компании. Для этого в 2019 году в очно-заочной форме подготовили 120 модераторов, которые займутся обучением на местах, в 2020 году запланирована подготовка ещё 60 модераторов. Сейчас в разработке находится дистанционная программа подготовки модераторов.
В последнее время со стремительным развитием цифровых компьютерных технологий в образовательный процесс внедряются технологии виртуальной реальности (VR). В этом направлении компания также работает. Обучение с применением VR, безусловно, эффективно для людей рабочих профессий, в первую очередь благодаря тому, что в виртуальном пространстве есть возможность погрузить работника в нестандартную ситуацию, не подвергая его здоровье и жизнь особым рискам.

Беседовала Мария Абдримова
Эпидемия современности

Выгорание сотрудников разрушает позитивный микроклимат в команде

Рубрики: Охрана труда
Лидеры безопасности
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,

В ОАО «РЖД» уделяют особое внимание охране труда

Рубрики: Охрана труда
Концепция охраны
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности,

Человек труда – в центре внимания работодателя

Рубрики: Охрана труда
Матрица спасения

Игровые технологии в обучении основам безопасности на производстве

Рубрики: Охрана труда
Психология безопасности
Владимир Быков, главный инженер Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог ОАО «РЖД»,

Задача руководителя – подобрать оптимальный способ сохранения здоровья работников

Рубрики: Охрана труда

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Герой и его команда. Как собрать, зажечь и достичь больших результатов
Константин Борисов
«Герой и его команда. Как собрать, зажечь и достичь больших результатов». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности
Уильям Ирвин
«Матрица и философия. Добро пожаловать в пустыню реальности». Издательство «АСТ» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru