Маршрут построен

Маршрут построен

РЖД готовы побороться за туриста
Железнодорожному транспорту под силу стать драйвером развития внутреннего и международного туризма. Какие барьеры должна преодолеть отрасль для достижения поставленной цели, обсудили участники дискуссионной сессии «PRO//Новые возможности международного железнодорожного туризма» во время транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520», состоявшегося в Сочи 28–30 октября.


Упрощённый въезд

Международный опыт показывает, что любое упрощение в процедуре получения визовых документов способствует увеличению туристического потока на 25–30%.

С 1 октября этого года жители 53 иностранных государств получили право въезжать в Санкт-Петербург и Ленинградскую область с помощью электронной визы. Ранее, с 1 июля, эта возможность стала доступна для иностранцев, желающих посетить Калининградскую область.

Электронная виза выдаётся на основании решения МИД России по заявлению, которое турист заполняет на сайте консульского департамента МИДа не позднее чем за четыре дня до даты въезда в Россию. Заявитель должен подтвердить данные паспорта и медицинской страховки. Электронная виза выдаётся на срок до 30 календарных дней с разрешённым сроком пребывания в стране не более восьми суток. При этом консульский сбор за выдачу электронных виз не взимается.
«Оформление занимает несколько дней. Ни выходные, ни праздничные дни на это не влияют. Ранее люди тратили месяц на одобрение и получение визы, – сказал заместитель генерального директора СПб ГБУ «Городское туристско-информационное бюро» Никита Жильцов. – В результате с начала октября упрощённым порядком въезда в Санкт-Петербург и Ленинградскую область воспользовались более 14 тыс. иностранных граждан».

Он посетовал, что при пересечении границы на железнодорожном транспорте электронной визой воспользоваться пока нельзя.
«Это объясняется технологическими сложностями и вопросами безопасности. Надеюсь, что в ближайшее время все барьеры будут устранены. Согласно поручению президента РФ к 2021 году иностранные туристы должны иметь возможность получать электронные визы для поездок во все регионы России», – отметил Никита Жильцов.

Старший вице-президент VR-Group («Железные дороги Финляндии») Тату Туоминен считает, что введение электронных виз на железнодорожном транспорте может увеличить пассажиропоток между Россией и Финляндией в два раза.
«У нас запущены поезда «Аллегро», «Лев Толстой». Они востребованы. В прошлом году было перевезено почти 500 тыс. пассажиров, что на 15% больше, чем годом ранее. Где-то 45% – это российские пассажиры, 55% – иностранцы. При введении электронных виз выиграют обе стороны. Кроме того, это будет провоцировать пассажиров на спонтанные поездки, что также приведёт к росту пассажиропотока», – убеждён господин Туоминен.

Председатель правления – генеральный директор АО «Эстонская железная дорога» Эрик Лайдвеэ также не сомневается, что использование электронных виз на железнодорожном транспорте будет способствовать увеличению пассажиропотока между двумя странами.
«У нас поезд Таллин – Санкт-Петербург – Москва пользуется стабильным спросом, пассажиропоток увеличивается на 2–3% в год. Возможность въехать в Россию по электронной визе, безусловно, приведёт к росту этого показателя. Если сейчас мы перевозим где-то 110 тыс. человек в год, то после упрощения въезда в страну эта цифра может вырасти на 50%», – сказал он.


Новые направления

Стабильно растущий спрос на перевозки рождает и предложение. Так, VR-Group в сентябре осуществила тестовую поездку поезда сообщением Иматра – Санкт-Петербург – Иматра.

Это южный город Финляндии. Летом здесь проходит большое количество культурных мероприятий, а для зимнего отдыха здесь есть горнолыжные курорты. А самая известная достопримечательность – водопад Иматра. «Уверен, что нам удастся сделать движение этого поезда постоянным в самое ближайшее время. Путешествие в Иматру железной дорогой составит конкуренцию автомобильным или автобусным поездкам», – подчеркнул Тату Туоминен.

Эрик Лайдвеэ уверен, что рост числа туристов будет обеспечен и за счёт новых проектов, которые АО «Эстонская железная дорога» хотела бы реализовать совместно с ОАО «РЖД».

Во-первых, планируется запуск скоростного поезда Таллин – Санкт-Петербург. «Он будет дополнять действующий, московский. За 4–4,5 часа можно будет добраться в Северную столицу России. У него будет своя ниша – это показывают наши предварительные исследования. Мы договорились с РЖД организовать рабочую группу и создать технико-экономическое обоснование этого проекта», – пояснил Эрик Лайдвеэ.

Также Эстония предложила рассмотреть возможность продлить поезд сообщением Санкт-Петербург – Псков до станции Койдула и Тарту. «Жители этой части нашей страны получат возможность посетить Санкт-Петербург, один из красивейших городов мира», – добавил Эрик Лайдвеэ.

Кроме того, компания сейчас рассматривает возможность организации движения в Калининград из Москвы через Эстонию.


Бесшовное движение

Отсутствие возможности въезда железнодорожным транспортом в РФ по электронным визам на сегодняшний день не единственная преграда на пути развития международного железнодорожного сообщения. Об этом в ходе сессии заявил генеральный директор АО «Федеральная пассажирская компания» Пётр Иванов.
«Бесшовность должна приходить и в международное пассажирское сообщение. Создание бесшовности – это наша общая задача, – говорит он. – Я думаю, что многие бы выбирали перемещение поездом, если бы мы могли уйти от тех ограничений, которые есть сейчас. Одно из них – таможенное оформление, ведь на некоторых направлениях оно может занимать до 4–5 часов».

В качестве позитивного примера решения этой проблемы в РЖД называют взаимодействие с Финляндией: в целях экономии времени в пути таможенный и пограничный контроль в поезде «Аллегро» организован непосредственно в пути следования.

Аналогичную практику в ближайшее время планируется распространить на поезда до Калининграда. Это позволит сократить время поездки на 30 минут.

По словам Петра Иванова, сдерживающим фактором является то, что согласно Шенгенскому кодексу (он определяет администрирование поездов в Европейском союзе) обеспечивать таможенные процедуры во время движения можно только в скоростных поездах. Пассажиры остальных поездов этой привилегии лишены.
«Мы будем добиваться, чтобы такая возможность появилась в большинстве поездов. Тем более сейчас цифровые технологии позволяют заранее передавать всю информацию о пассажирах. Это сэкономит время», – добавляет Пётр Иванов.

Поток иностранных туристов на железнодорожном, автомобильном и морском транспорте некоторым образом сдерживает изменение порога беспошлинного ввоза товаров на территорию стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), к которым относится и Россия. Напомним, с 1 января этого года порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования был снижен до 500 евро, а их общий вес при этом не должен превышать 25 кг. Если стоимость товара превышает 500 евро либо общий вес больше 25 кг, пассажир должен заплатить пошлину в размере 30% от суммы, но не меньше 4 евро за каждый лишний килограмм веса (ранее без оплаты таможенных пошлин наземным транспортом в Россию можно было провезти товары на сумму до 1,5 тыс. евро или весом до 50 кг).
«При этом правила по ввозу товаров воздушным транспортом остались прежними (до 10 тыс. евро и не более 50 кг). Мы считаем, это несправедливо и будем настаивать на том, чтобы наземный и воздушный транспорт были поставлены в равные условия», – подчеркнул Пётр Иванов.


Из окна поезда

Туристы, путешествующие по России, активно пользуются железнодорожным транспортом.
«Железнодорожный туризм развивается с середины XIX века. Почти сто лет он оставался лидером – туристы активно путешествовали поездами. Но с середины XX века он стал терять популярность, уступая самолётам и автомобилям. Наша задача – не отстать и попытаться вернуть лидерство», – сказал заместитель генерального директора компании «РЖД Тур» Александр Кондратенко.

В качестве примера он привёл популярный маршрут по Транссибу. По его словам, поездами «Императорская Россия» (Владивосток – Москва и Пекин – Москва) путешествуют туристы из России, Юго-Восточной Азии, Европы и Австралии. Маршруты предусматривают и ночёвки в поезде, и дневные экскурсии по городам. На 2020 год назначено уже восемь железнодорожных круизов.
«Визитная карточка РЖД – это паровозные туры. Всего в 20 городах мира существуют действующие ретропоезда, перевозящие пассажиров. В России семь таких городов, откуда можно отправиться в путешествие: Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Ростов-на-Дону, Сортавала, Бологое, Пермь. Например, на Кругобайкальской железной дороге паровозные туры перевозят 25 тыс. туристов, из них 40% – иностранные граждане. Количество паровозных поездок увеличилось вдвое с прошлого сентября», – подчёркивает Александр Кондратенко.

В числе главных преимуществ железнодорожного туризма он отметил безопасность, точное следование расписанию, а также высокий уровень обслуживания и комфорт в пути.


Отель на колёсах

Над тем, чтобы сделать путешествия поездом более комфортными, работают и производители подвижного состава.
«Сейчас мы разрабатываем новые виды вагонов: двухвагонные сцепы, предусматривающие пространство с душевыми кабинами, автоматы с закусками, а возможно, даже спортзалы. Пока в качестве концепции у нас существует новое предложение – отель на колёсах, поезд индивидуального дизайна», – сообщил заместитель генерального директора по развитию пассажирского комплекса АО «Трансмашхолдинг» Александр Лошманов.

Согласно концепции, в поезде-отеле все купе (одно-, двух- и четырёхместные) будут оборудованы электронными замками, видеодомофонами и системой распознавания лиц. Со своего смартфона пассажир будет управлять освещением, климатической системой купе, сможет вызвать проводника или заказать еду, посмотреть расписание и важную информацию. Вагоны будут оборудованы беспроводными зарядками, высокоскоростным Wi-Fi, а окна можно будет использовать в качестве экрана.
«Есть также концепция лаунж-вагона с зоной самообслуживания, тренажёрным залом, баром, кинотеатром – всё это в одном вагоне в составе поезда, чтобы пассажиры ехали с комфортом», – сказал Александр Лошманов.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Согласно графику движения поездов РЖД на 2018/19 год международные пассажирские перевозки осуществляются в прямом и транзитном сообщении в 11 стран Европы и Азии по 16 маршрутам (в Германию, Францию, Финляндию, Италию, Польшу, Чехию, Китай и др.), а также в 11 стран СНГ и Балтии (в Беларусь, на Украину, в Молдову, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Латвию, Литву, Эстонию).
Поезда и беспересадочные вагоны обслуживаются как РЖД, так и зарубежными перевозчиками. В январе – июле 2019 года в страны дальнего зарубежья было перевезено свыше 450 тыс. человек (+12,7% к 2018 году). Наибольший рост наблюдается в сообщении с Монголией (+16,9%), Финляндией (+16%), Италией (+4,4%) и Германией (+1,3%).
В графике на 2019/20 год назначен новый международный поезд Андижан – Уфа и организовано беспересадочное сообщение Новороссийск – Баку.
На долгую память

ОАО «РЖД» расширяет карту туристических поездок

Рубрики: Туризм

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов
Денис Каплунов
«Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов». Издательство «Эксмо» 2016 год
Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru