Удобная доставка

Удобная доставка

Железнодорожный транспорт развивает города
На сегодняшний день железной дороге отводится одна из ключевых ролей по созданию бесшовной транспортной среды в крупных городах России. Городская электричка уже работает в 12 городах страны. На международном форуме «PRO//Движение.1520» в Сочи обсудили дальнейшие перспективы этого проекта во время сессии «PRO//Городская электричка. Как железнодорожный транспорт развивает города».


Рекорды МЦК

«Железные дороги – это уникальный инструмент для создания городской бесшовной транспортной среды. Железнодорожный транспорт энергоэффективен и экологичен, а строить новые пути даже внутри города гораздно дешевле, чем возводить метро», – отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Олег Тони.

Востребованность такого вида транспорта видна на примере Москвы. Московское центральное кольцо (МЦК) с начала 2019 года перевезло 127,5 млн пассажиров, что на 14,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего с начала эксплуатации услугами МЦК воспользовались почти 387,3 млн пассажиров. Рекордное количество пассажиров на МЦК со дня его открытия (10 сентября 2016 года) зафиксировано 3 апреля 2019 года – 561956 человек.

Самой популярной по итогам первого полугодия 2019 года стала станция Площадь Гагарина, которую ежедневно выбирают в среднем 44 тыс. пассажиров. На втором и третьем местах – Кутузовская и Ботанический сад. Этими станциями пользуются 28,8 и 27,1 тыс. человек соответственно.

Для пассажиров доступна 31 станция с полноценными транспортно-пересадочными узлами (ТПУ). Это облегчило жизнь жителям 26 районов Москвы и разгрузило столичный метрополитен на 20%. Благодаря интеграции МЦК с радиальными направлениями железной дороги стало свободнее и на вокзалах столицы.

Поезда ходят с небольшим интервалом – 10 минут в обычное время и 5 минут в часы пик. До конца года интервал движения поездов в часы пик сократится до 4 минут.
«Задача городского транспорта – максимально быстро и комфортно перевезти человека. МЦК сегодня – это удобные пересадки, ТПУ. Платформы расположены в пешеходной доступности от мест проживания и работы людей. Плюс приспособленность для маломобильных граждан и безопасность», – добавил Олег Тони.


Диаметры развития

Следующим шагом для столицы станет запуск 21 ноября двух первых линий Московских центральных диаметров (МЦД): МЦД-1 Одинцово – Лобня (савёловско-белорусское направление) и МЦД-2 Нахабино – Подольск (рижско-курское).

Диаметры свяжут Москву и Московскую область, тем самым уменьшив загруженность другого городского транспорта.
«МЦД предполагает тактовое движение. Будет обеспечено совмещённое движение поездов МЦД в общем графике с другими пригородными поездами и минимальным интервалом движения 5–6 минут. Человек не должен помнить про расписание поездов. Через 1,5–3 минуты, как он придёт на станцию, он должен быть уверен – электричка скоро приедет. Фактически это наземное метро», – пояснил Олег Тони.

Александр Лошманов, заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта АО «Трансмашхолдинг», в своём выступлении на форуме рассказал о поезде «Иволга», спроектированном специально для городских перевозок.

Для МЦД «Иволгу» модернизировали: электропоезд оснащён системой климат-контроля и адаптивного освещения: утром свет будет более ярким, чтобы пассажирам было проще взбодриться, вечером – мягким для расслабления после трудового дня. В поездах обновлены маска и интерьер салона. В «Иволге 2.0» появились держатели для горячих напитков, мягкие панели, на которые можно опираться при передвижении стоя. «Сегодня есть такое понятие, как бионический дизайн, элементы которого мы используем в наших электропоездах, – говорит Александр Лошманов. – Это соединение природы и технологий, мягкость линий, то есть такие изгибы и цвета, которые подсознательно позволяют людям расслабляться. Дизайнеры думают о том, чтобы у людей не было отрицательных эмоций».

Кроме того, в каждом кресле появились дополнительные USB-розетки – всего около 500 разъёмов на семивагонный состав. Поезд оборудован бесплатным Wi-Fi.

Во всех головных вагонах установлены крепления для провоза велосипедов, над сиденьями расположены полки для малогабаритной ручной клади, а также крючки для одежды. Туалетные модули оборудовали сенсорными смесителями для воды и дозаторами мыла, а также электросушилками для рук и пеленальными столиками.

В настоящее время завершается подготовка инфраструктуры станций первых двух диаметров: устанавливаются скамейки, навесы, погодные модули, стойки SOS, информационные табло.

Во время совместного объезда мэра Москвы Сергея Собянина, губернатора Московской области Андрея Воробьёва и генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова будущих станций МЦД 8 ноября глава холдинга сказал: «Мы вместе реализуем в Московском узле абсолютно уникальный проект, который уже начинает тиражироваться на территории РФ. Для нас важно, что все работы идут по графику и даже с его опережением. МЦД-1 и МЦД-2 будут запущены в ближайшее время, а до 2023–2024 года – все пять маршрутов».


Северная столица ждёт электричку

По данным Октябрьской магистрали, ОАО «РЖД» продолжает разработку концепции по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских перевозок в Санкт-Петербургском узле. До конца этого года она будет направлена на согласование в правительство города.
«Концепцией предусмотрено развитие инфраструктуры пригородного сообщения для организации увеличения объёмов движения пригородных поездов, назначения новых маршрутов, в том числе в городской черте, что улучшит транспортную доступность жителей и гостей города. Северо-Западная пригородная пассажирская компания примет непосредственное участие в её разработке», – рассказал «Гудку» генеральный директор АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» Виталий Григорьев.

Предусмотрена организация двух маршрутов городской электрички – Белоостров – Ораниенбаум и Токсово – Ораниенбаум.

Для этого прорабатываются варианты трассировок северо-восточного и юго-западного железнодорожных обходов Санкт-Петербурга с целью освобождения внутренних путей для пассажирских перевозок и выноса транзитного грузового движения за пределы города. Также предусматривается развитие инфраструктуры пригородного сообщения для организации тактового движения электропоездов.


Поезд свяжет берега

В Новосибирске, третьем по числу жителей городе страны, также заинтересованы в реализации проекта «Городская электричка». Его поддерживают правительство Новосибирской области, мэрия города, Западно-Сибирская дорога. Вопрос в финансировании.

Вячеслав Невежин, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, рассказал на форуме в Сочи о деталях проекта, который планируют реализовать в ближайшее время.

Проект предусматривает перспективное развитие транспортной доступности левого берега Новосибирска за счёт организации пригородного пассажирского железнодорожного сообщения на участке Новосибирск-Главный – Новосибирск-Западный – Клещиха – Чемской, тяготеющем к территориям существующих и развивающихся новых жилых массивов Чистая Слобода, Юго-Западный, Северо-Чемской и Южно-Чемской.
«Сейчас это грузовой маршрут, где никогда не было пассажирского движения. Необходимо построить транспортно-пересадочные узлы, потому что это очень перспективная зона застройки городских микрорайонов. Территория не дублирована другими видами транспорта, а метро туда вряд ли дойдёт из-за сложностей при строительстве, – отметил Вячеслав Невежин. – Рядом с каждым пересадочным узлом запланировано строительство перехватывающих парковок. Это поможет увеличить скорость доставки пассажиров в центр города в два-три раза»,– добавил он.

По его словам, электропоезда обладают преимуществом перед другим общественным транспортом и личными автомобилями – точное расписание движения, внепогодность, ритмичность. Эти параметры важны для современных жителей города, чётко планирующих свое время.


Универсиада придала ускорение

Красноярск стал первым городом в Сибири, где ещё в 2012 году стартовал проект «Городская электричка». Он реализуется Красноярской железной дорогой, АО «Краспригород» при поддержке правительства Красноярского края и администрации города.

За это время перевезено более 9 млн человек. С января по октябрь этого года красноярской электричкой воспользовались уже 1,5 млн пассажиров. Как сообщили на Красноярской дороге, это превысило прошлогодние показатели на 19%. По будням около 6 тыс. пассажиров отдают предпочтение именно городским электричкам. К тому же каждый год пассажиропоток увеличивается на 18–20%.

В настоящий момент маршруты Красноярской городской электрички включают в себя 29 остановок, однако к концу 2019 года планируется открытие ещё трёх – Металлургов, Сады-2 и Арена-Платинум. В черте города находятся 20 остановочных пунктов, они охватывают шесть из семи городских районов, остальные расположились на маршруте до Дивногорска.

Красноярская городская электричка сегодня является самым удобным видом общественного транспорта. Помимо точного расписания и полной независимости от погодных условий, пассажиры добираются до места назначения в комфортных условиях. В рамках подготовки к Всемирной зимней универсиаде, которая проводилась со 2 по 12 марта 2019 года, поступили новые поезда серии ЭПЗД. Они полностью адаптированы для пассажиров всех категорий. Интервал между поездами составляет 60 минут, в час пик время сокращается до 15–30 минут. В 2014 году для удобства пассажиров был введён единый тариф для проезда. Сегодня стоимость проезда составляет 19 руб.

На XVI Красноярском экономическом форуме, проходившем с 28 по 30 марта этого года, был представлен второй этап развития проекта «Городская электричка». Главными целями этого этапа стали уменьшение интервалов движения, увеличение скорости поездов, повышение доступности общественного транспорта в новых районах, улучшение экологии. Планируется строительство ещё пяти остановочных пунктов – Озеро-Парк, Вавиловский, Гайдашовка, Мичурина и Камская в активно застраиваемых районах Красноярска. Кроме того, на втором этапе планируется осуществление крупного инфраструктурного проекта – проведение второго железнодорожного пути моста «777» через Енисей. Однопутный участок не позволяет увеличить пропускную способность и осуществлять движение городских электричек по кольцу с минимальными интервалами. Приступить к реализации проекта планируют в 2021 году.


Сергей Канцур,
генеральный директор АО «Пермская пригородная компания»:

– Пермь растянулась вдоль реки Камы более чем на 70 км, и через весь город проходит железная дорога. В начале 2000-х годов общественный транспорт откровенно не справлялся с перевозкой пассажиров из отдалённых районов в центр. В 2004 году было решено дополнительно загрузить железнодорожную инфраструктуру внутригородским электропоездом – власти региона и города совместно с ОАО «РЖД» одними из первых в стране запустили проект «Городская электричка».
Жители спальных районов положительно восприняли запуск специальных электропоездов, за которыми закрепилось название «пермское метро». Стоимость проезда в черте города была приравнена к цене билета в автобусах и трамваях и составляла 6 руб. Маршрут следования определили от станции Голованово через станции Пермь-1 и Пермь-2 до станции Оверята. Протяжённость пути в 50 км электричка проходила за 1 час 26 минут. В проекте было задействовано 22 электропоезда.
Для жителей микрорайонов Голованово, Курьи и Оверята городская электричка стала основной транспортной артерией, соединяющей отдалённые районы с центром города. Мы получили массу положительных отзывов от пассажиров. Для отдалённых районов «пермское метро» получилось особо эффективным: проект позволил разгрузить малочисленный общественных транспорт. За первый год работы, с 28 июля 2004 года по 28 июля 2005 года, было перевезено порядка 420 тыс. человек – в среднем по 2768 пассажиров в сутки.
Городская электричка и в самом деле работала как метрополитен, приезжая на станцию в среднем каждые полчаса. Студенты и школьники имели скидку на разовую поездку 50%, а льготники федерального значения проезжали бесплатно по своим документам.
Пиковый период внутригородских перевозок городской электричкой пришёлся на 2005 год, тогда этим видом транспорта воспользовались 1 млн 200 тыс. человек. До 2008 года уровень пассажиров в год ещё держался на отметке свыше миллиона человек, а с 2009 по 2016 год опустился до уровня 500–800 тыс. в год. Падение было связано с тенденцией развития общественного транспорта в городе. Однако с 2016 года по настоящее время в связи с увеличением жилой застройки и, соответственно, увеличением жителей спальных микрорайонов «метро» вновь стало популярным видом транспорта, точнее, альтернативой общественному транспорту. Годовой пассажиропоток вновь превысил 1 млн человек.
С 2017 года АО «ППК» приняло решение приравнять стоимость билета к цене проезда в автобусах и трамваях во всех пригородных электропоездах. С этого года для пассажиров каждый электропоезд, проезжающий в агломерации Перми (от станции Голованово до станции Курья), становился доступной городской электричкой. Настало время для дальнейшего развития этого проекта.
С 2018 года мы запустили формат мультимодальной перевозки пассажиров «Удобная электричка». В микрорайонах Левшино и Голованово специальные автобусы курсируют по кольцевому маршруту от станции по улицам и подвозят пассажиров буквально от дома к электропоезду и от электропоезда до дома. При этом билет на проезд в электропоезде пассажир приобретает сразу в автобусе. За время работы «Удобной электричкой» в двух микрорайонах воспользовались более 25 тыс. человек.


Алексей Белянкин,
начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД»:

– Сегодня мы видим города, где городская электричка имеет потенциал для развития. Это, например, Ярославль, Чита, Кемерово, Ульяновск. Прирост по тем маршрутам, где городская электричка уже курсирует или будет курсировать, мы оцениваем примерно до 75% от существующего пассажиропотока.
Мы видим, что не всегда существующая инфраструктура позволяет запустить электрички в том объёме, который нужен для выполнения заказа региона. Ограничение есть и по инвестиционным расходам – необходимо обосновать экономический эффект, который должен быть как для региона, так и для РЖД, при этом тарифы должны быть доступными для населения.
И если сегодня мы договоримся с регионом о развитии пригородного транспорта или городской электрички, то нам нужны гарантии того, что завтра субъект не изменит свой заказ.


Мария Роженко,
директор филиала Центра профессионального образования BBW, эксперт по транспортному планированию:

– Основными преимуществами городской электрички являются экологичность, перевозка достаточно большого числа людей, регулярность, предсказуемость, безопасность. Городская электричка (в случае наличия такого вида транспорта в городе, конечно) должна быть одним из основных способов передвижения горожан. Это возможно только в случае организации удобных пересадок на другие виды транспорта – другими словами, наличия трёх видов интеграции. Физическая интеграция – это значит отсутствие физических барьеров на пути пересадки с одного вида транспорта на другой. Интеграция маршрутной сети и расписания движения разных видов транспорта: пассажир не должен ждать пересадки и не должен бежать, чтобы успеть на поезд. Тарифная интеграция – пассажиру должно быть выгодно пользоваться мультимодальной транспортной системой, а не передвигаться на личном автомобиле. Другими необходимыми условиями привлекательности городской электрички как основного вида городского транспорта являются тактовое расписание, качественный подвижной состав, удобно организованные остановочные пункты и вокзалы.


Алексей Романенко,
партнёр KPMG в России и СНГ:

– Попытки реализации таких масштабных транспортных проектов, как Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры, предпринимают и в других странах. Например, последний пример – Лондон. Но, как правило, они задерживаются с реализацией, откладываются. На примере Москвы мы видим, что при существующей инфраструктуре качественно повысить уровень транспортной доступности и качество жизни людей в короткие сроки всё-таки возможно.


Владимир Шевелев,
начальник Калининградского регионального отдела развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре:

– На Калининградской железной дороге проводится планомерная работа по развитию маршрутной сети и увеличению количества поездов в пригородном сообщении. АО «Калининградская пригородная пассажирская компания» (КППК) успешно интегрировала пригородные поезда в городскую агломерацию, что позволило сформировать систему городской железной дороги, максимально и равномерно охватывающую городские районы.
С 23 ноября 2013 года был введён первый городской маршрут, связывающий густонаселённый микрорайон Чкаловск с центром Калининграда. Поездка на электричке по городу является хорошей альтернативой автомобильному сообщению: время в пути до расположенных в центре Северного и Южного вокзалов составляет соответственно 3 и 12 минут вместо минимум 30–40 минут на автобусе. А билет стоит столько же, как в общественном транспорте.
С 26 марта 2014 года КППК совместно с заказчиком пригородных пассажирских перевозок – правительством Калининградской области – внедрила в городскую агломерацию новый маршрут о.п. улица Киевская – Северный вокзал, который связал отдалённую часть Балтийского района с центром города. Время в пути до Южного вокзала составляет 12 минут.
С 5 августа текущего года в Московском районе запущены поезда по новому маршруту о.п. 4-й км (улица Муромская) – Южный вокзал – Северный вокзал.
С целью улучшения качества обслуживания пассажиров с 4 февраля 2019 года КЖД, КППК совместно с региональным правительством внедрила проект «Деловой экспресс». Комфортабельный электропоезд «Ласточка» курсирует между Светлогорском и областным центром с понедельника по пятницу в утренние часы пик с минимальным количеством остановок в пути следования. В связи с высокой востребованностью этого поезда у пассажиров маршрут интегрирован в городскую транспортную сеть.
Горожане, живущие в густонаселённом микрорайоне, прилегающем к проспекту Победы, пользуются остановкой улица Брусничная.
Железнодорожным движением охвачен и ближайший пригород областного центра – город Гурьевск, оттуда поезда доставляют пассажиров в Калининград за 17 минут. Быстро добираются до центра и жители входящего в городскую черту посёлка имени Александра Космодемьянского.
Популярность внутригородских маршрутов возрастает с каждым годом. Судя по опросам, проведённым компанией-перевозчиком, пассажиры особенно отмечают скорость и комфорт проезда.
Совместно с региональным правительством и администрацией города Калининграда продолжается работа по вопросам создания интермодальной системы общественного пассажирского транспорта и дальнейшей интеграции железной дороги в городскую транспортную сеть. До 2025 года запланировано строительство семи транспортно-пересадочных узлов и 11 новых остановочных пунктов.
Вырос и размер субсидий, предусмотренных в бюджете области на регулирование тарифов: они увеличены почти на 70% к прошлому году и подтверждаются темпами роста объёмов перевозок.

Анастасия Дорожкина,
Вера Башканова,
Виталий Маслюк,
Евгения Мусихина
Импортозамещающий туризм
Ольга Хоточкина, директор выставки «Интурмаркет»,

Железнодорожники представляют туры на специализированных выставках

Рубрики: Развитие
Обязательный элемент

Агломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие
Флоатеры разместились удачно

ОАО «РЖД» использует различные финансовые инструменты

Рубрики: Развитие
Масштабные задачи

В этом году ОАО «РЖД» должно выполнить инвестпрограмму в объёме 1,27 трлн руб.

Рубрики: Развитие
Перспективный проект

МТК Север – Юг обладает потенциалом в 100 млн тонн грузов в год

Рубрики: Развитие

Рубрики

Содержание номера


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru