В поисках идей

В поисках идей

РЖД совершенствуют меры поддержки инноваторов
Создание инновационных разработок и прорывных технологий невозможно без постоянного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Как придать ускорение процессу внедрения инноваций, обсуждалось во время дискуссионной сессии «PRO// Инструменты инновационного развития. Как соответствовать трендам технического и технологического развития» Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520».

Открывая дискуссию, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев отметил, что для обеспечения динамического развития компании нужно оперативно реагировать на развитие техники и технологий в мире.
«Мы финансируем опытно-конструкторские и прикладные поисковые работы, поддерживаем отраслевую науку. Но время показывает, что этого уже недостаточно для того, чтобы занимать лидирующее положение в транспортно-логистической системе Европы и Азии, где РЖД, безусловно, являются ключевым связующим элементом. Наша задача – найти и выбрать наиболее эффективные и быстрые решения, которые позволили бы вырваться вперёд», – подчеркнул Сергей Кобзев.


Одно окно

В настоящий момент одним из основных инструментов по привлечению инновационных решений для РЖД является автоматизированная система «Единое окно инноваций». Она создана для поиска внешних инновационных решений по проблемам, в решении которых заинтересован холдинг. Любой желающий (организация, конструкторское бюро, учёные, создатели стартапов) может представить компании свои идеи и разработки. Система работает с прошлого года.

Напомним, первым опубликованным запросом стал поиск инновационных технических и организационных решений по предотвращению аварий на железнодорожных переездах.

Второй запрос – поиск решений по предотвращению образования наледи и скопления мокрого снега на подвагонном оборудовании и ходовых частях пассажирских вагонов зимой.

Третий – поиск предложений на инновационные технические решения в сфере мобильных быстровозводимых автономных зданий для работающих по вахтовому методу.
«Поступившие предложения по опубликованным запросам уже показали более широкий спектр технических возможностей, которые могли бы помочь решить ту или эту проблему, – продолжил Сергей Кобзев. – В будущем мы бы хотели увидеть прорывы в тех областях, которые позволили бы нам в разы повысить эффективность».

В ближайшее время предполагается провести не менее 12 открытых запросов. Среди приоритетных направлений – повышение энергетической эффективности основной деятельности; безопасность и надёжность производственных процессов; развитие, мониторинг и обслуживание инфраструктуры и подвижного состава на основе внедрения инновационных высокопроизводительных технологий; динамические системы управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта; инновационные телекоммуникационные решения; научно-техническое обеспечение природоохранной деятельности.
«Мы хотим создать комфортную среду для инноваторов, – подчёркивает начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Зажигалин. – Это и внимательное отношение к каждой заявке, возможность проведения испытаний и даже мотивированный отказ».


Фабрика инноваций

Искать инновации можно и внутри компании, считает исполнительный вице-президент по стратегии и финансам Группы компаний GEFCO Павел Ильичёв.

Летом прошлого года компания объявила о старте проекта «Фабрика инноваций». Он предполагает, что каждый сотрудник или команда сотрудников могут в любой момент предоставить свои проекты и поделиться инновационными идеями. Для этого достаточно записать короткий видеоролик с предложением. После этого комитет по инновациям компании отбирает перспективные проекты. На следующем этапе работники получают приглашение пройти обучение на фабрике инноваций, используя ресурсы компании для успешного развития проекта. Если представленная концепция успешно проходит проверку и признаётся перспективной, её разработчики освобождаются от основной работы с сохранением заработной платы для того, чтобы полностью сосредоточиться на дальнейшей проработке своих идей.
«Нам важна скорость поиска решений, которые можно внедрить завтра. Если проект не заработает за 3–6 месяцев, то его закрывают, поскольку есть риск прийти к нулевому результату. На «Фабрике инноваций» мы отобрали 49 идей из 16 стран. Из них получилось 15 проектов, 7 дошли до стартапов и 3 были внедрены. Коэффициент успеха – 6%. Это неплохо», – сказал Павел Ильичёв.


Риски должны быть оправданны

По словам Сергея Кобзева, одна из основных проблем, тормозящих внедрение инноваций, состоит в том, что проходит довольно длительное время с момента изготовления тестового образа до начала массового производства. Иногда на это требуется от двух до трёх лет.

Для ускорения данного процесса ОАО «РЖД» предложило вместе с партнёрами – машиностроителями, госкорпорациями, государственными фондами – создать Фонд инновационного и промышленного развития, который был бы ориентирован на проекты железнодорожной тематики и транспортной логистики.
«Мы хотели бы подписать контракт со всеми заинтересованными партнёрами: научными, производственными. Нужно распределить риски и усилия так, чтобы было равно комфортно заказчику и производителю», – подчеркнул Сергей Кобзев.

Машиностроители идею РЖД в целом поддержали. «Любая инновация – это высокий риск, есть большая вероятность прийти к отрицательному результату. Я думаю, что такой формат взаимодействия повысит эффективность взаимодействия заказчика и производителя», – сказал технический директор АО «Трансмашхолдинг» Михаил Рожков.

Управляющий инвестиционным портфелем АО «Российская венчурная компания» Дмитрий Алпин считает, что ОАО «РЖД» с его ресурсами под силу инвестировать в прорывные, базисные инновации, которые коренным образом меняют отрасль.
«Однако это невозможно без кооперации внутри отрасли, и ОАО «РЖД» здесь отводится ключевая роль – консолидировать внутри себя лучшие практики по инновациям», – говорит эксперт.

Виталий Маслюк
Импортозамещающий туризм
Ольга Хоточкина, директор выставки «Интурмаркет»,

Железнодорожники представляют туры на специализированных выставках

Рубрики: Развитие
Обязательный элемент

Агломерациям нужна железная дорога

Рубрики: Развитие
Флоатеры разместились удачно

ОАО «РЖД» использует различные финансовые инструменты

Рубрики: Развитие
Масштабные задачи

В этом году ОАО «РЖД» должно выполнить инвестпрограмму в объёме 1,27 трлн руб.

Рубрики: Развитие
Перспективный проект

МТК Север – Юг обладает потенциалом в 100 млн тонн грузов в год

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru