Деньги детям не игрушка

Деньги детям не игрушка

Как разговаривают с детьми о финансах
Один известный миллиардер как-то сказал: «Задача родителей – научить ребёнка обращаться с деньгами. Сберегать – важнейшее умение, которое я усвоил от своего отца». Некоторые психологи считают, что учить детей распоряжаться финансами следует с дошкольного возраста, пишут на эту тему книги и публикуют научные статьи. Но одно дело – теория, а совсем другое – практика. Что рассказывать детям, чтобы они не потеряли, а, наоборот, проявили интерес к накоплениям? Как сделать тему денег «крутой», лучше других знают работники финансовой отрасли. Специалисты Сбербанка делятся личным опытом, как общаться с подрастающим поколением о заработках, накоплениях и обдуманных тратах.

Олег Демиденко,
бизнес-партнёр по маркетингу
– С какого возраста лучше начинать разговаривать с ребёнком о финансах?
– Лет с трёх-четырёх. Ребёнку можно простыми словами рассказать, что такое деньги, откуда они берутся. А про траты лучше всего объяснять, разбирая конкретные ситуации. Скажем, ребёнок просит какую-то игрушку, получает её, а спустя непродолжительное время перестаёт с ней играть. Нужно доходчиво указать, что покупка была импульсивной и в действительности не так уж ему и нужна. Тема финансов довольно сложная, поэтому лучше всего объяснять её в развлекательной форме с помощью понятных примеров и специализированных игр, которых сейчас выпускают очень много и для разных возрастов.

Станислав Залесский,
менеджер
– Как научить детей копить и обдуманно обращаться с деньгами?
– Я предоставляю своим возможность покупать. Мой старший сын с шести лет начал ходить в магазин у дома за мелочами. Он научился говорить, что и сколько ему нужно, платить и получать сдачу. Посчитать её он ещё не мог, но его не обманывали. Постепенно мы добавляли ему знаний и ответственности. Сейчас ему 12 лет, и я говорю: «Найди нужную вещь в Интернете, почитай отзывы, покажи мне, и обсудим, хорошая она или нет». Затем спрашиваю, посчитал ли он, сколько копить на то, что он хочет. Он считает и принимает решение, откладывать или нет. Недавно, например, сын приобрёл себе третий мобильный телефон. Два предыдущих, также купленных на собственные деньги, он, увы, разбил. А на прошлой неделе попросил рассказать ему, что такое облигации.
Младшему – пять, и его в основном интересуют игрушки. Мы идём в магазин, выбираем, что ему нравится, как правило, это большие конструкторы из разноцветных блоков. Смотрим, что входит в набор, и обсуждаем, когда примерно я смогу ему это купить. История «попросил и немедленно получил» не про нас. Он понимающе кивает, и мы уходим. Слёз и истерик ещё ни разу не было.
– Надо ли взрослым следить за собственной реакцией на то, как дети тратят свои деньги?
– Родители должны быть готовы к финансовым ошибкам своего ребёнка. Рано или поздно он может потерять деньги или потратить на ерунду всё, что копил много месяцев. Даже если кажется, что ребёнок неправильно распоряжается финансами, не стоит навязывать ему свои цели. Человеку предстоит долгая жизнь, пусть учится сам думать, чего он хочет, а не что ему желает папа.

Анастасия Подколзина,
менеджер по работе с ключевыми клиентами
– В какой момент и как заводить разговор с ребёнком о тратах на благотворительность?
– Я считаю, что 10 лет – подходящий возраст для подобных обсуждений. В школе, где учится моя дочь, в начале учебного года проводят специальную акцию. 1 сентября родители не покупают букеты учителям, а делают взнос на эту сумму в благотворительный фонд и обязательно объясняют детям, почему это важно.
– Стоит ли платить за домашние дела и хорошие оценки? Надо ли организовывать ребёнку систему дополнительного заработка?

Станислав Залесский:
– Мне кажется, за домашние дела нельзя платить – у каждого члена семьи есть свои обязанности, которые надо выполнять. Дополнительные источники дохода детям искать не планирую. Они сами должны научиться организовывать всё, что им нужно.

Анастасия Подколзина:
– Я не приветствую оплату домашних дел и хороших оценок. Подобная система может дать обратный эффект, и без денег ребёнок откажется помогать по дому и учиться. При этом я не против помочь с поиском дополнительных источников дохода, например найти работу на лето.
– Как лучше давать детям карманные деньги – наличными или пополнять банковскую карту?

Олег Демиденко:
– В банках есть возможность оформить детскую карту, привязав её к родительскому счёту. Мне кажется, что дебетовая карта – оптимальный вариант: ребёнок не потеряет деньги, не ошибётся со сдачей и т.д.

Анастасия Подколзина:
– Наличные – это не всегда удобно, я сама не держу их в кошельке. Сейчас дочери 15 лет, год назад мы оформили ей Молодёжную карту Mastercard Сбербанка1, которая даёт возможность ребёнку самому учиться контролировать расходы и откладывать понемногу на свои нужды. Кроме того, на неё распространяется программа «Спасибо от Сбербанка»2. Она предоставляет возможность копить бонусы при оплате покупок этой картой, а потом обменивать их на скидки у партнёров проекта. Обслуживание карты стоит 150 руб. в год. Словом, это удобно, главное – рассказать детям о мерах безопасности, научить пользоваться банкоматом и личным кабинетом3.


1 Подробнее о Молодёжной карте Mastercard Сбербанка, условиях оформления, ограничениях на сайте www.sberbank.ru.

2 Организатором Программы «Спасибо от Сбербанка» (далее – Программа) является ПАО «Сбербанк». Программа действует с 12.11.2011 и не ограничена сроком действия. С правилами Программы, порядком и условиями начисления бонусов, ограничениями по Программе, а также актуальным перечнем партнёров Программы и условиями предоставления ими скидок можно ознакомиться на сайте: www.spasibosberbank.ru.

3 О мерах безопасности при использовании банковских продуктов: http://www.sberbank.ru/ru/person/dist_services/warning.

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера
Даниэль Браун, Итске Крамер
«Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера». Издательство «Альпина паблишер» 2018 год
Полная Ж. Жизнь как бизнес-проект. Книга про счастье
Радислав Гандапас
«Полная Ж. Жизнь как бизнес-проект. Книга про счастье». Издательство «АСТ» 2018 год
Поток. Психология оптимального переживания
Михай Чиксентмихайи
«Поток. Психология оптимального переживания». Издательство «Альпина нон-фикшн» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100