Инновационный гардероб

Инновационный гардероб

Удобная и безопасная спецодежда повышает производительность труда работников
По оценке специалистов Клинского института охраны и условий труда, более 50 млн работников разных профессий нуждаются в специальной одежде и обуви. Каждый год из-за развития производств потребность в ней в целом по стране увеличивается почти на 15%. Вместе с этим работодатели предъявляют всё новые требования к рабочей одежде. Какие инновационные решения готовы предложить железнодорожникам российские производители спецодежды, выяснил «Пульт управления».


Оценка соответствия

РЖД ежегодно закупают более 1,5 млн единиц специальной одежды и спецобуви. В этой продукции нуждаются практически все работники железнодорожного транспорта, непосредственно связанные с перевозочным процессом: путейцы, энергетики, эсцебисты, движенцы.

Генеральный директор – председатель правления холдинга Олег Белозёров в конце июля 2018 года подписал распоряжение «Об обеспечении перехода работников ОАО «РЖД» на новую коллекцию спецодежды». В соответствии с утверждённым планом первые комплекты уже начали поступать на сеть. Полностью переход будет завершён к 2022 году.
«Одежда – это один из основных элементов, позволяющих комфортно работать. Мы проводили исследования, которые показали, что производительность труда вырастает более чем на 10%, если обеспечить сотрудников качественной спецодеждой. Поэтому мы подошли к вопросу тщательно, изучили, какая спецодежда является удобной для наших сотрудников, и уже сегодня новые комплекты поставляются в подразделения», – отмечал ранее глава компании.

Отличительным признаком новой линейки является унификация моделей. По заказу РЖД было создано 32 модели спецодежды в различных исполнениях для представителей различных профессий. Ещё одна особенность новинок заключается в том, что ряд моделей можно носить в межсезонье.
«Сейчас технологии производства одежды меняются достаточно часто, поэтому я поставил задачу регулярно давать оценку, насколько спецодежда соответствует современным возможностям и требованиям», – подчеркивает Олег Белозёров.

В связи с этим РЖД совместно с ВНИИЖТ начали тесную работу с производителями спецодежды и спецобуви по определению того, какой будет спецодежда железнодорожника в будущем. Так, первое рабочее совещание на эту тему состоялось в Москве в июле. Следующее запланировано уже на сентябрь.
«Нам уже сейчас нужно заглянуть вперёд и посмотреть, какой продукт с точки зрения средств индивидуальной защиты получит железнодорожник в будущем, будет ли он чувствовать себя в нём безопасно и комфортно», – подчеркнул начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов.


В ногу со всем миром

Анастасия Смирнова, представитель группы компаний «БТК», специализирующейся на производстве специальной и форменной одежды, убеждена, что при разработке новой спецодежды для железнодорожников необходимо опираться на базовые стандарты, принятые во всём мире.
«В странах Европейского союза общие требования по безопасности следующие. Во-первых, это обеспечение высокой видимости персонала в самых разных условиях освещённости. Во-вторых, максимальная защита от сильного дождя. В-третьих, обеспечение теплового баланса для защиты от снега и ветра в любое время года», – говорит она.

По мнению эксперта, у заказчиков, в том числе и РЖД, меняются и требования к качеству материалов. Они должны выдерживать износ и промышленную стирку, иметь высокую стойкость к загрязнениям. Кроме того, необходимо увеличивать жизненный цикл спецодежды благодаря сохранению яркости цвета и световозвращения даже после большего числа циклов стирки. «Это вызовы, которые стоят перед производителями, и многие из них с ними справляются», – подчеркнула Анастасия Смирнова.


Экономика и здоровье

Железнодорожникам приходится работать в самых разных погодных условиях, в том числе при обильных и продолжительных осадках. «Для сохранения здоровья в таких условиях уже недостаточно резиновых сапог и нейлоновых плащей, – говорит глава представительства компании «Гортекс» в РФ Роман Кушниренко. – Да, они не пропускают влагу, но и не дают выходить теплу, которое излучает человек. Из-за этого возникает переохлаждение, а как следствие – минимум ОРЗ, максимум – появление или обострение хронических заболеваний».

По его словам, от переохлаждения не только увеличивается частота несчастных случаев на производстве, но и снижается производительность труда. «Компании несут и финансовые потери – ущерб от выплаты больничных и поиска временной замены сотрудников оценивается российскими экспертами в 50 млн руб. ежегодно», – говорит Роман Кушниренко.

Применение при изготовлении спецодежды мембранных тканей решает эту проблему, поясняет эксперт. С одной стороны, она не пропускает влагу, с другой – позволяет одежде «дышать», тем самым обеспечивая баланс и сохраняя здоровье рабочих.


Сбросить килограммы

Вес спецодежды работников отдельных специальностей сейчас может превышать 10 кг. Речь в первую очередь о теплозащитных костюмах, предназначенных для работы при низких температурах. В такой одежде человек быстрее устаёт. Кроме того, она сковывает его движения, зачастую продувается и накапливает влагу в пододёжном пространстве.

Как говорят эксперты, обеспечить лёгкость и комфорт костюмов с использованием традиционных материалов сложно. Но здесь на помощь приходят современные технологии производства и ткани.
«В борьбе между весом готового комплекта спецодежды и высоким уровнем защиты удалось достичь компромисса – 4 кг для температурного режима до минус 45 градусов, – говорит директор по инновациям компании «Меридиан» Елена Лебедева. – В такой одежде работник меньше утомится и не потеряет концентрацию на рабочем месте. Следовательно, существенно снизится риск чрезвычайной ситуации с его участием».


Игра цветов

На специальную одежду возлагается важнейшая роль – стать опознавательным знаком. В связи с этим производители предложили РЖД пересмотреть соотношение цветов, используемых в спецодежде. Сейчас, чтобы работник на путях был виден в любое время суток, ГОСТ одежды повышенной видимости допускает использование только трёх цветов: красного, оранжевого и жёлтого (эти цвета не выгорают под солнечными лучами и при глажке).
«В РЖД традиционно преобладает оранжевый цвет. Мы предлагаем основным сделать жёлтый, который имеет больший коэффициент яркости, – говорит представитель ЗАО «Комбинат рабочей одежды» Владлена Грудникова. – Кроме того, использование жёлтого цвета будет способствовать повышению узнаваемости корпоративного бренда. Железнодорожника в жёлтом жилете не спутаешь с представителем других профессий».

На одежде повышенной видимости используются светоотражающие ленты, которые могут быть любого цвета, но российские производители в основном используют серый, жёлтый или синий цвета. Но даже в этом РЖД могут выделиться на фоне других, добавляет представитель холдинга «Восток-Сервис» Антон Олисов.
«Светоотражающие ленты чёрного цвета – нестандартный ход в спецодежде, – говорит специалист. – Чёрный цвет делает ленты практически незаметными днём, что максимально приближает дизайн костюма к повседневному. А вот в направленных лучах света они работают, как положено: обозначают присутствие человека в условиях пониженной видимости».


Особые комплекты

Одна из актуальных задач для совместной работы РЖД, учёных и производителей – это расширение ряда коллекций спецодежды для работающих в РЖД женщин, отмечает заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ» Роман Мурзин.

«В мае 2019 года на сети прошёл Форум по улучшению условий труда, отдыха и соцподдержки женщин. Работницы холдинга высказали пожелание, чтобы сделать их спецодежду более разнообразной и индивидуальной. ВНИИЖТ как один из разработчиков документаций и требований к спецодежде, а также технических условий не может не учесть их пожелания. Работа в этом направлении будет продолжаться», – сказал он.

«Сегодня порядка 20 видов спецодежды созданы специально для женщин, – рассказал накануне Дня железнодорожника глава компании Олег Белозёров. – Мы в целом изменили подход к формированию комплектов. К традиционным зимним и летним вариантам добавляем трансформеры, которые можно использовать в любую погоду».

У российских производителей есть новые идеи для железнодорожниц. «И рабочей одежде можно придать элегантность и индивидуальность. Например, добавить карманы, возможность регулировать длину рукава, разнообразить цветовую гамму. Требования безопасности при этом не нарушаются», – подчеркнула технолог компании «Спецобъединение Юго-Запад» Наталья Горбачёва.


Умные решения

Пренебрежение средствами индивидуальной защиты становится причиной большинства несчастных случаев на производстве. Решить проблему, по мнению экспертов, помогут цифровые технологии. По данным компании EY, треть опрошенных компаний в мире (а всего в специальном исследовании, проведённом в прошлом году, принимали участие порядка 800 организаций) уже используют умные средства защиты. Новые технологии позволяют минимизировать риски при халатном отношении к средствам индивидуальной защиты.
«Например, спецодежда сотрудников, которые работают в том числе с высоким напряжением, может быть снабжена специальным датчиком. Он будет показывать все элементы защиты, а также указывать, надел ли работник все необходимое. Это позволит предупредить его, и он сможет исправить свою ошибку и тем самым избежать рисковой для здоровья и жизни ситуации», – пояснила руководитель направления ФПГ «Энергоконтракт» Юлия Чеснокова.

Кроме того, внедрение датчиков позволяет обеспечить и дистанционный контроль сотрудников по соблюдению ими техники безопасности.

Добавим, что в РЖД в настоящее время меняется подход не только к выбору спецодежды, но и идёт работа по автоматизации процесса по обеспечению ею железнодорожников.

Так, сейчас в компании проходит испытания в тестовом режиме специальная автоматизированная программа, с помощью которой заявки на получение спецодежды могут формироваться, подаваться, объединяться и анализироваться в электронном виде, формируя электронный заказ для производителей. Сейчас подобные заявки составляются на бумажных носителях. Это требует гораздо больше времени для создания заказа. Важно также, что в цифровом варианте легче учесть размер каждого работника и обеспечить поставку одежды не размерным рядом, а по фактической потребности в размерах каждого отдельного подразделения.

СПРАВКА

Согласно статье 221 Трудового кодекса РФ (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты) работодатель за счёт своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Ответственность за соблюдение техники безопасности и использование средств индивидуальной защиты лежит как на самом работнике, так и на работодателе, а нарушения могут повлечь за собой как административное, так и уголовное наказание.

Виталий Маслюк
Учиться безопасности

«Информационная образовательная среда» для безопасности

Рубрики: Охрана труда
Труд без опасности

ОАО «РЖД» участвует в программе Vision Zero

Рубрики: Охрана труда
Модуль охраны

Как ОАО «РЖД» удалось добиться сокращения случаев травматизма

Рубрики: Охрана труда
В активном поиске

Охрана труда требует от работодателей новых решений

Рубрики: Охрана труда
Быть в ответе

Для повышения культуры безопасности в компании важно совершенствовать подготовку кадров

Рубрики: Охрана труда

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100