В ногу со временем
РЖД заключили ряд контрактов на закупку подвижного состава
За 2019 год ОАО «РЖД» заключило целый ряд контрактов и соглашений на приобретение и разработку инновационного подвижного состава, как тягового, так и пассажирского. Холдинг намеревается приобрести 13 новых высокоскоростных поездов, 131 гибридный маневровый локомотив и 3720 одно- и двухэтажных пассажирских вагонов локомотивной тяги нового модельного ряда.
В феврале этого года ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ, входит в АО «Трансмашхолдинг») и АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК, дочернее предприятие ОАО «РЖД») подписали контракт на поставку до 2025 года 3730 пассажирских вагонов локомотивной тяги новой и традиционной конфигураций. Сумма контракта составляет 284,4 млрд руб.
До сентября этого года ФПК получит по предыдущему контракту 525 пассажирских вагонов разных типов. С сентября компания начнёт получать вагоны по февральскому контракту. Это новые пассажирские вагоны проектов «2019» и «2020».
Они представляют собой двухвагонный сцеп в новом стальном корпусе, где будут расположены сервисные зоны с вендинговыми (торговыми) автоматами и кулерами с питьевой водой. Пассажиры получат возможность самостоятельно регулировать температуру воздуха в купе, открывать и закрывать окна в купе и коридорах. Вагоны будут оборудованы душевыми кабинами, а туалеты – сенсорными смесителями, электросушилками и пеленальными столиками.
В июне ОАО «РЖД» и ООО «Уральские локомотивы» (совместное предприятие Группы Синара и концерна «Сименс») подписали соглашение о расширении парка скоростных пассажирских поездов «за счёт инновационных электропоездов нового поколения, имеющих двухуровневую компоновку».
Предполагается, что двухэтажные вагоны будут выпускаться в России и поставляться по контракту жизненного цикла.
Скорее всего, речь идёт о локализации в России производства двухэтажной версии вагонов Siemens Desiro HC RRX, которые могут использоваться в поездах «Ласточка». Количество таких вагонов пока неизвестно, контракт на их поставку будет заключён после оценки всех затрат и технических требований к вагонам, а также определения необходимого количества поездов.
До сих пор двухэтажные вагоны в России производились только на Тверском вагоностроительном заводе, принадлежащем АО «Трансмашхолдинг».
Также в июне на Петербургском международном экономическом форуме ОАО «Российские железные дороги», АО «Трансмашхолдинг» и АО «Роснано» подписали трёхстороннее соглашение о создании экологически чистых маневровых локомотивов с использованием гибридного привода на базе отечественных литий-ионных аккумуляторных батарей для работы на пассажирских вокзалах крупных городов. Документ предусматривает возможность поставки в адрес РЖД 131 локомотива в течение шести лет после приёмки первой машины.
Трансмашхолдинг разработает и произведёт локомотивы, дочерняя компания Роснано «ЛИОТЕХ» поставит для них литий-ионные тяговые батареи. Эти локомотивы станут первыми серийными машинами такого типа в России.
Локомотивы на базе аккумуляторных батарей разрабатываются для работы в условиях депо, расположенных в больших городах. Их основное назначение – работа на пассажирских вокзалах и в курортных зонах, наиболее чувствительных с экологической точки зрения.
По сравнению с традиционными тепловозами они демонстрируют существенное сокращение выхлопов, радикальное снижение шума при работе и позволяют снизить воздействие тягового парка на окружающую среду. Использование гибридного привода на локомотивах позволит операторам подвижного состава снизить расходы в течение жизненного цикла.
Как было сказано выше, подписан контракт на поставку 13 поездов «Сапсан». Договорённость между ОАО «РЖД», концерном «Сименс» и АО «Группа Синара» была достигнута летом этого года. Также заключено дополнительное соглашение об их техническом обслуживании. Общая сумма контрактов превысила 1 млрд евро.
Сделку предварительно одобрил совет директоров РЖД. В соответствии с контрактом Siemens Mobility GmbH и Группа Синара обязуются поставить РЖД в период с сентября 2022 по июль 2023 года 13 десятивагонных «Сапсанов».
Напомним, что предварительное соглашение РЖД, Siemens и «Уральских локомотивов» (совместное предприятие Siemens и Группы Синара) подписали 18 сентября прошлого года в рамках международной выставки InnoTrans-2018. Общая стоимость договора на поставку – 513,5 млн евро. В свою очередь, Siemens обеспечит техническое обслуживание нового подвижного состава в течение всего срока их службы (30 лет). Стоимость сервисного контракта составила 583,1 млн евро.
Лев Кадик