Диверсификация рисков
Игорь Ильин
Игорь Ильин
директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем

Диверсификация рисков

Формирование новых бизнес-моделей пассажирского железнодорожного транспорта Японии и Гонконга
В течение последних 30–40 лет железнодорожные компании Японии (JR East Group, JR West Group, JR Central Group и др.) и Гонконга (MTR Corporation) развивали бизнес, ориентированный на железную дорогу. Компании выросли за счёт использования железнодорожной инфраструктуры, технологии и опыта для повышения удобства своей железнодорожной сети и железнодорожных станций, тем самым поощряя больше клиентов использовать их. Характеристика бизнеса перевозочных компаний Японии и Гонконга представлена ниже (рисунок 1).



Топ-менеджмент указанных компаний осознаёт, что в течение следующих десятилетий условия станут гораздо более сложными. Существует очень большая вероятность того, что спрос на железнодорожные перевозки снизится. Наряду с ожидаемым спадом численности населения потенциальными движущими силами этого сокращения станут изменения в стиле работы, обусловленные распространением телекоммуникационных и спутниковых офисов, ростом повсеместности Интернета и внедрением практических приложений для автономных технологий вождения. На фоне таких формирующихся тенденций будет трудно поддерживать рост, основанный на неизменной бизнес-модели.

Сильными сторонами компаний являются многочисленные железнодорожные станции и вокзальные здания, которые служат центрами обмена для людей, а также многослойная «реальная» сеть, включающая транспортные услуги, услуги в стиле жизни («образа жизни») и услуги IT. Необходимо будет максимально использовать эти преимущества, чтобы сделать повседневную жизнь более удобной и обнадёживающей, и создавать разнообразные живые обмены, основанные на железнодорожной сети компаний.


Япония

Железнодорожные сети и вокзальные здания в столичном районе Токио, а также торговые зоны внутри железнодорожных станций являются источниками чрезвычайно больших доходов. Население столичного района Токио продолжает незначительно расти. В конечном счёте, однако, снижение численности населения неизбежно. Для поддержания роста бизнеса при этих демографических тенденциях топ-менеджмент намерен принять ряд мер, направленных на создание комфортных городских пространств.

Главные цели – обеспечить бесшовную мобильность и создать универсальные услуги, включающие целый ряд функций. Необходимо развивать среду, которая позволяет клиентам оптимально сочетать и использовать транспортные, закупочные и платёжные услуги 24/7 для всех видов повседневных потребностей. С этой целью предполагается создать новые бизнес-платформы во всех областях, включая транспортные услуги и развитие города, которое предлагает новые стили жизни.

Бесшовная мобильность предполагает сокращение времени в пути и интеграцию первичных, вторичных и третичных видов транспорта, включая железнодорожные перевозки, автобусы, системы скоростного автобусного транспорта, такси, общие вагоны и велосипеды, на основе концепции мобильности как услуги.

Ситуация в регионах Японии станет ещё более сложной. Например, население региона Тохоку, вероятно, уменьшится почти на 30% к 2040 году. Если не обогатятся регионы, перевозки и обмены сократятся и железнодорожные компании не смогут поддерживать рост масштаба бизнеса. По мнению топ-менеджмента, миссия компаний состоит в том, чтобы работать в тесном сотрудничестве с местными сообществами в целях создания устойчивой, очень удобной социальной инфраструктуры и содействия активным обменам людьми и товарами (услугами):
– сотрудничество с местными сообществами для проведения рекламных мероприятий, которые увеличивают туризм, в том числе количество внутренних туристов и посетителей в Японии;
– использование своего уникального потенциала для активизации региональной деятельности;
– создание общей инфраструктуры платёжных систем и т.п.

Зарубежные проекты (Таиланд, Индия, Великобритания и др.) расширяют сферы, в которых работают сотрудники японских железнодорожных компаний, и развивают их возможности.

В то же время необходимо использовать опыт зарубежных проектов для развития бизнеса и услуг в Японии, тем самым осуществляя дальнейшие реформы. Необходимо ускорить темпы усилий по реализации зарубежных проектов, создав бизнес-модель, которая использует комплексные возможности группы, включая не только консалтинг и поставку вагонов, но и эксплуатационные возможности, а также бизнес-сервис в стиле life-style.

Транспортный бизнес включает:
• железнодорожные пассажирские перевозки по скоростным и обычным линиям (Shinkansen, Conventional lines);
• пассажирские перевозки автобусами;
• паромные перевозки.

Дистрибьюторский бизнес включает:
• розничную продажу товаров и продовольствия (эксплуатация магазинов в пределах железнодорожных станций: ночные магазины, сувенирные магазины, рестораны и др.);
• универмаги;
• оптовую торговлю.

Бизнес недвижимости включает:
• эксплуатацию торговых центров в зданиях вокзалов и на окрестных площадях станций;
• аренду и продажу недвижимости (эксплуатацию вокзальных зданий и развитие коммерческих объектов на прилегающих территориях станций и под надземными путями; развитие кондоминиумов и общин вдоль железнодорожных путей).

Прочая деятельность включает IT и другие бизнесы, в том числе операции с кредитными картами и обработку информации, различные виды работ (ремонтные, электромонтажные и клининговые работы).

Как видно из таблицы 1, на долю сопутствующих бизнесов пассажирских компаний приходится около 30% совокупной выручки.



В долгосрочной перспективе планируется сформировать сценарий создания ценности, основанный на ожидаемых изменениях в обществе. Поэтому предусматривается переход от предоставления услуг, ориентированных на железнодорожную инфраструктуру, к обеспечению общества новой ценностью, ориентированной на обогащение повседневной жизни людей. Другими словами, топ-менеджмент в корне переключит своё внимание с железных дорог на общество.


Гонконг

Оператор железнодорожной системы Гонконга, которая включает в себя метро, электрички и трамвай, – Mass Transit Railway Corporation (MTR). Кроме того, MTR Corporation занимается строительством, недвижимостью, автобусными перевозками, имеет контракты на эксплуатацию железнодорожного общественного транспорта в Лондоне, Стокгольме, Мельбурне, Пекине, Шэньчжэне и Ханчжоу.

Успех MTR Corporation, по мнению топ-менеджмента компании, обусловлен чётким видением, миссией и ценностями, которые служат для достижения бизнес-результатов. Железнодорожные услуги тесно связаны с жизнью людей и общин, которым служит корпорация.

Группа MTR Corporation определила следующие отчётные сегменты (рисунок 3).

1) Транспортные операции в Гонконге (Hong Kong Transport Operations):
– предоставление пассажирских перевозок и связанных с ними услуг в железнодорожной системе городского общественного транспорта Гонконга;
– услуги Airport Express (обслуживание международного аэропорта Hong Kong International Airport и AsiaWorld-Expo (Chek Lap Kok));
– трансграничное железнодорожное сообщение с границей материковой части Китая в Lo Wu и Lok Ma Chau;
– междугородние железнодорожные перевозки с отдельными городами материковой части Китая.

2) Станционная коммерческая деятельность в Гонконге (Hong Kong station commercial businesses):
– сдача в аренду рекламных, торговых и автомобильных парковочных мест на железнодорожных станциях;
– предоставление телекоммуникационных и широкополосных услуг в железнодорожных помещениях;
– иная коммерческая деятельность в пределах железнодорожной транспортной системы Гонконга.

3) Аренда недвижимости и управление бизнесом в Гонконге (Hong Kong property rental and management businesses):
– сдача в аренду торговых, офисных и автомобильных парковочных мест и предоставление недвижимости;
– управленческие услуги в Гонконге.

4) Деятельность филиалов за пределами Гонконга (Relating to Mainland of China and International Subsidiaries):
– строительство, эксплуатация и техническое обслуживание железнодорожных систем общественного транспорта (в Великобритании, Швеции и Австралии);
– коммерческая деятельность за пределами Гонконга (сдача в аренду торговых площадей и управленческие услуги в материковой части Китая);
– развитие недвижимости в материковой части Китая.

5) Прочая деятельность (Other businesses):
– автотранспортная деятельность, консультирование, управленческие услуги правительству.

При среднедневном пассажиропотоке около 5,9 млн пассажиров MTR считается одним из ведущих мировых железнодорожных операторов по безопасности, надёжности, обслуживанию клиентов и эффективности затрат.

Вместе с тем, как видно из табл. 2, более 2/3 бизнеса железнодорожной пассажирской компании не связано с перевозочной деятельностью.

Тяга газа
Александр Корнев, ведущий научный сотрудник ВНИИЖТа,

Локомотивы для Северного широтного хода

Рубрики: Технологии
Учиться легко
Андрей Коптелов, вице-президент Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами (ABPMP Russia), руководитель программы «Операционная эффективность бизнеса и совершенствование бизнес-процессов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ, бизнес-тренер компании Luxoft,

Обучение процессному управлению становится образовательным трендом в менеджерской среде

Рубрики: Технологии
Летающий поезд

Чем заменить систему «колесо – рельс»

Рубрики: Технологии
Чистая линия

РЖД вышли на первое место в мире по энергоэффективности грузоперевозок

Рубрики: Технологии
Встать на рельсы
Жан-Пьер Лубину, генеральный директор Международного союза железных дорог,

Железнодорожный транспорт растёт ради спасения природы

Рубрики: Технологии

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100