Диверсификация рисков
Игорь Ильин
Игорь Ильин
директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем

Диверсификация рисков

Формирование новых бизнес-моделей пассажирского железнодорожного транспорта Японии и Гонконга
В течение последних 30–40 лет железнодорожные компании Японии (JR East Group, JR West Group, JR Central Group и др.) и Гонконга (MTR Corporation) развивали бизнес, ориентированный на железную дорогу. Компании выросли за счёт использования железнодорожной инфраструктуры, технологии и опыта для повышения удобства своей железнодорожной сети и железнодорожных станций, тем самым поощряя больше клиентов использовать их. Характеристика бизнеса перевозочных компаний Японии и Гонконга представлена ниже (рисунок 1).



Топ-менеджмент указанных компаний осознаёт, что в течение следующих десятилетий условия станут гораздо более сложными. Существует очень большая вероятность того, что спрос на железнодорожные перевозки снизится. Наряду с ожидаемым спадом численности населения потенциальными движущими силами этого сокращения станут изменения в стиле работы, обусловленные распространением телекоммуникационных и спутниковых офисов, ростом повсеместности Интернета и внедрением практических приложений для автономных технологий вождения. На фоне таких формирующихся тенденций будет трудно поддерживать рост, основанный на неизменной бизнес-модели.

Сильными сторонами компаний являются многочисленные железнодорожные станции и вокзальные здания, которые служат центрами обмена для людей, а также многослойная «реальная» сеть, включающая транспортные услуги, услуги в стиле жизни («образа жизни») и услуги IT. Необходимо будет максимально использовать эти преимущества, чтобы сделать повседневную жизнь более удобной и обнадёживающей, и создавать разнообразные живые обмены, основанные на железнодорожной сети компаний.


Япония

Железнодорожные сети и вокзальные здания в столичном районе Токио, а также торговые зоны внутри железнодорожных станций являются источниками чрезвычайно больших доходов. Население столичного района Токио продолжает незначительно расти. В конечном счёте, однако, снижение численности населения неизбежно. Для поддержания роста бизнеса при этих демографических тенденциях топ-менеджмент намерен принять ряд мер, направленных на создание комфортных городских пространств.

Главные цели – обеспечить бесшовную мобильность и создать универсальные услуги, включающие целый ряд функций. Необходимо развивать среду, которая позволяет клиентам оптимально сочетать и использовать транспортные, закупочные и платёжные услуги 24/7 для всех видов повседневных потребностей. С этой целью предполагается создать новые бизнес-платформы во всех областях, включая транспортные услуги и развитие города, которое предлагает новые стили жизни.

Бесшовная мобильность предполагает сокращение времени в пути и интеграцию первичных, вторичных и третичных видов транспорта, включая железнодорожные перевозки, автобусы, системы скоростного автобусного транспорта, такси, общие вагоны и велосипеды, на основе концепции мобильности как услуги.

Ситуация в регионах Японии станет ещё более сложной. Например, население региона Тохоку, вероятно, уменьшится почти на 30% к 2040 году. Если не обогатятся регионы, перевозки и обмены сократятся и железнодорожные компании не смогут поддерживать рост масштаба бизнеса. По мнению топ-менеджмента, миссия компаний состоит в том, чтобы работать в тесном сотрудничестве с местными сообществами в целях создания устойчивой, очень удобной социальной инфраструктуры и содействия активным обменам людьми и товарами (услугами):
– сотрудничество с местными сообществами для проведения рекламных мероприятий, которые увеличивают туризм, в том числе количество внутренних туристов и посетителей в Японии;
– использование своего уникального потенциала для активизации региональной деятельности;
– создание общей инфраструктуры платёжных систем и т.п.

Зарубежные проекты (Таиланд, Индия, Великобритания и др.) расширяют сферы, в которых работают сотрудники японских железнодорожных компаний, и развивают их возможности.

В то же время необходимо использовать опыт зарубежных проектов для развития бизнеса и услуг в Японии, тем самым осуществляя дальнейшие реформы. Необходимо ускорить темпы усилий по реализации зарубежных проектов, создав бизнес-модель, которая использует комплексные возможности группы, включая не только консалтинг и поставку вагонов, но и эксплуатационные возможности, а также бизнес-сервис в стиле life-style.

Транспортный бизнес включает:
• железнодорожные пассажирские перевозки по скоростным и обычным линиям (Shinkansen, Conventional lines);
• пассажирские перевозки автобусами;
• паромные перевозки.

Дистрибьюторский бизнес включает:
• розничную продажу товаров и продовольствия (эксплуатация магазинов в пределах железнодорожных станций: ночные магазины, сувенирные магазины, рестораны и др.);
• универмаги;
• оптовую торговлю.

Бизнес недвижимости включает:
• эксплуатацию торговых центров в зданиях вокзалов и на окрестных площадях станций;
• аренду и продажу недвижимости (эксплуатацию вокзальных зданий и развитие коммерческих объектов на прилегающих территориях станций и под надземными путями; развитие кондоминиумов и общин вдоль железнодорожных путей).

Прочая деятельность включает IT и другие бизнесы, в том числе операции с кредитными картами и обработку информации, различные виды работ (ремонтные, электромонтажные и клининговые работы).

Как видно из таблицы 1, на долю сопутствующих бизнесов пассажирских компаний приходится около 30% совокупной выручки.



В долгосрочной перспективе планируется сформировать сценарий создания ценности, основанный на ожидаемых изменениях в обществе. Поэтому предусматривается переход от предоставления услуг, ориентированных на железнодорожную инфраструктуру, к обеспечению общества новой ценностью, ориентированной на обогащение повседневной жизни людей. Другими словами, топ-менеджмент в корне переключит своё внимание с железных дорог на общество.


Гонконг

Оператор железнодорожной системы Гонконга, которая включает в себя метро, электрички и трамвай, – Mass Transit Railway Corporation (MTR). Кроме того, MTR Corporation занимается строительством, недвижимостью, автобусными перевозками, имеет контракты на эксплуатацию железнодорожного общественного транспорта в Лондоне, Стокгольме, Мельбурне, Пекине, Шэньчжэне и Ханчжоу.

Успех MTR Corporation, по мнению топ-менеджмента компании, обусловлен чётким видением, миссией и ценностями, которые служат для достижения бизнес-результатов. Железнодорожные услуги тесно связаны с жизнью людей и общин, которым служит корпорация.

Группа MTR Corporation определила следующие отчётные сегменты (рисунок 3).

1) Транспортные операции в Гонконге (Hong Kong Transport Operations):
– предоставление пассажирских перевозок и связанных с ними услуг в железнодорожной системе городского общественного транспорта Гонконга;
– услуги Airport Express (обслуживание международного аэропорта Hong Kong International Airport и AsiaWorld-Expo (Chek Lap Kok));
– трансграничное железнодорожное сообщение с границей материковой части Китая в Lo Wu и Lok Ma Chau;
– междугородние железнодорожные перевозки с отдельными городами материковой части Китая.

2) Станционная коммерческая деятельность в Гонконге (Hong Kong station commercial businesses):
– сдача в аренду рекламных, торговых и автомобильных парковочных мест на железнодорожных станциях;
– предоставление телекоммуникационных и широкополосных услуг в железнодорожных помещениях;
– иная коммерческая деятельность в пределах железнодорожной транспортной системы Гонконга.

3) Аренда недвижимости и управление бизнесом в Гонконге (Hong Kong property rental and management businesses):
– сдача в аренду торговых, офисных и автомобильных парковочных мест и предоставление недвижимости;
– управленческие услуги в Гонконге.

4) Деятельность филиалов за пределами Гонконга (Relating to Mainland of China and International Subsidiaries):
– строительство, эксплуатация и техническое обслуживание железнодорожных систем общественного транспорта (в Великобритании, Швеции и Австралии);
– коммерческая деятельность за пределами Гонконга (сдача в аренду торговых площадей и управленческие услуги в материковой части Китая);
– развитие недвижимости в материковой части Китая.

5) Прочая деятельность (Other businesses):
– автотранспортная деятельность, консультирование, управленческие услуги правительству.

При среднедневном пассажиропотоке около 5,9 млн пассажиров MTR считается одним из ведущих мировых железнодорожных операторов по безопасности, надёжности, обслуживанию клиентов и эффективности затрат.

Вместе с тем, как видно из табл. 2, более 2/3 бизнеса железнодорожной пассажирской компании не связано с перевозочной деятельностью.

Синергетический эффект

На пути экономии времени и усилий

Рубрики: Технологии
«Ласточка» под защитой

Система обеспечит конфиденциальность данных во время беспилотного движения поездов

Рубрики: Технологии
К цифровым двойникам
Игорь Рогачёв, начальник Центра компетенций по внедрению технологии информационного моделирования ОАО «РЖД»,

Задачи и перспективы внедрения в ОАО «РЖД» технологии BIM-проектирования

Рубрики: Технологии
Тяга газа
Александр Корнев, ведущий научный сотрудник ВНИИЖТа,

Локомотивы для Северного широтного хода

Рубрики: Технологии
Учиться легко
Андрей Коптелов, вице-президент Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами (ABPMP Russia), руководитель программы «Операционная эффективность бизнеса и совершенствование бизнес-процессов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ, бизнес-тренер компании Luxoft,

Обучение процессному управлению становится образовательным трендом в менеджерской среде

Рубрики: Технологии

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru